И да, хороший тренер — это не всегда выдающийся спортсмен. Тренерство — это навык обучения людей и передачи знаний. Далеко не каждый профессиональный спортсмен способен не то что обучать, а вообще нормально коммуницировать с людьми. Тем более уметь обучать людей взрослых, часто вполне самодостаточных, со своим мировоззрением. Разумеется, наилучшим вариантом будет тренер, который хорош и как спортсмен, и как педагог, что встречается нечасто, но вполне реально. Просто общайтесь с людьми, не бойтесь задавать вопросы и делать выводы.
Хорошие тренеры — это всегда адекватные в общении люди. Неадекватные не способны обучать либо маскируют это под видом тренерских штампов и клише — грубое, надменное общение: «соберись, тряпка», «ни дня без тренировок», «единственная причина не явиться на тренировку — смерть», и всё в таком духе. Такие тренеры скорее любят власть, доминирование и управление, а не обучение. Да, возможно, отдельным людям нужен такой подход для психологической встряски, чтобы поработать со своими слабостями, но в долгосрочной перспективе это не работает, а самодостаточных людей и вовсе отталкивает. А ведь бег делает людей именно свободными и самодостаточными внутри, а не очередными исполнителями чужой воли.
Кстати, всё большую популярность приобретают дистанционные тренировки и online-школы, но качеству такого обучения нужно уделять ещё больше внимания. Здесь важны больше всего именно отзывы учеников и динамика результатов, а также то, насколько устойчива сама школа. В онлайне некачественные услуги быстро заменяются более качественными по принципу простой конкуренции, а отзывы работают как сарафанное радио.
Дистанционный формат наиболее удобен тем, кто не имеет возможности ездить к тренеру, бегать в группе, у кого своё расписание, которое не подстроишь под регулярные занятия. Здорово, когда у таких школ есть открытые тренировки или очные сборы, где можно вживую познакомиться с тренером, пообщаться и принять решение.