5 и 6 апреля 2016 года Евгений Марков устраивает жару на южных склонах Эльбруса. Уже прошли два этапа чемпионата России по ски-альпинизму в дисциплинах вертикальная гонка и индивидуальная гонка. В обоих случаях Евгений, спортсмен команды ЦСКА и Salomon Russian Team демонстрирует свой талант скоростного преодоления высот. Остается только вопрос - как человек, стоящий на лыжах для ски-альпинизма всего 3 месяца, способен достигать таких результатов? Почти весь сезон ему удается держаться на первых позициях в протоколах соревнований по ски-альпинизму. Мы пообщались с Евгением Марковым сразу после индивидуальной гонки.
Это твой первый сезон в ски-альпинизме и он невероятно удачный. Сходу и в топ-спортсмены. От чего по твоему зависит успех именно в ски-альпинизме? Ведь это не привычные лыжи и даже не скайраннинг.
Да, действительно сезон ски-альпинизма для меня складывается удачно. Но это благодаря тому, что я с начала лыжного сезона постоянно езжу на сборы в горы. Мне предоставили необходимый инвентарь*, все условия для хорошего тренировочного процесса. Работа в ски-альпинизме схожа со скайраннингом, так как на лыжах ты редко скользишь, а в основном шагаешь или подбегаешь! Плюс: гонки проходят с приличным набором и на хороших высотах. Так что мне, как бывшему "классическому" лыжнику и скайраннеру переключиться было не сложно! Единственное, над чем ещё надо больше работать - это над преодолением спусков по неподготовленным трассам.
Примечание редакции: На данный момент соревновательный ски-альпинизм для большинства российских любителей попросту недоступен из-за чрезвычайно дорогого комплекта для выхода на старт, что отмечают сами спортсмены. Примерная стоимость только самого соревновательного комплекта лыжи+ботинки+крепления профессионального уровня варьируется примерно от 1700 евро (если очень постараться) до 3000 евро, и это не считая экипировку и дополнительное снаряжение, входящее в комплект. Да и такие комплекты резонно заказывать только из Европы. Однако, наблюдая за стартами, мы заметили, что альтернативой может служить комплект простых горных лыж с правильными креплениями, камусами и ботинками, как часто делают обычные любители. Благо, таких предложений по лыжам сейчас много, особенно весной на скидках относительно бюджетно можно купить горные лыжи и снаряжение для ски-альпинизма в том же Спорт-Марафоне. Ну а вес и качество комплекта уже будет зависеть от вашего кошелька.
Оглядываясь на этот сезон, какой старт для себя можешь назвать самым интересным?
Ну сезон ещё не закрыт. Сейчас для меня все старты являются интересными, так как я только пришёл в этот спорт и все трассы ещё не "обкатал". Все, которые пробежал находятся в разных городах, на разных высотах и разном рельефе. Пока не могу выделить не один старт.
Сейчас на Эльбрусе тебе удалось за 2 дня подряд выиграть вертикальную гонку и личный зачет. Трассы и условия, прямо скажем, не подарок. Что для тебя было самым сложным в эти два дня?
Обе гонки были по своему тяжелыми. На первой вертикальной гонке мне показалось, что я ещё не акклиматизировался. Было сложно сразу работать в хорошем темпе, но на второй половине дистанции я все-таки заставил себя "взвинтить" темп и оторваться. Время кстати было схоже с временем показанным на прикидке в январе, так что можно бежать и быстрее!
На индивидуальной гонке самочувствие по ходу гонки было намного лучше. Первый подъем зашёл третьим, с хорошим запасом. После перестежки и спуска вышел в лидеры. На втором, самом тяжёлом и техничном подъёме удалось сделать комфортный отрыв, который и додержал до финиша.
Каково состояние снега было сегодня? Тебе было комфортно бежать вверх, проскальзывал? У тебя есть какой-то секрет по поводу камусов - ширина, ворс? Я слышал много отзывов о проскальзывании на трассе.
Из-за раннего старта, трасса сегодня была ледяная. Камуса естественно проскальзывали, но у меня только на первом подъёме. На втором я одел совершенно новые камуса, которые сработали на "5". Многих секретов я ещё не знаю, но узнал точно, что новые камуса катят хуже, а держат лучше!)
Какой этап сегодня был самым сложным? Вот этот второй подъем в сторону противолавинных заграждений, не кажется ли тебе, что он должен быть пешим? Или у организаторов это был такой замысел?
Да, именно этот подъем был самым тяжелым отрезком трассы. Когда мы проходили его на тренировке за несколько дней до старта, то готовы были предложить его судьям, как пешим. Так как был "голимый" лёд и шли мы его час с копейками. Но за три дня до старта выпал снег и судьи подготовили этот участок насколько было возможно хорошо. За что им огромное спасибо. В принципе, это обычный ски-альпинистский подъем зигзагами.
Сколько у тебя уходит времени на отстегивание камусов и на их крепление? Ты на гонке успеваешь как-то питаться?
Сколько времени уходит я не знаю, но делаю это, я считаю, на уровне нашей элиты. Ведь мы часто делаем тест перестежек на время, тем самым соревнуемся и оттачиваем этот немаловажный элемент.
Да, без питания на таких гонках далеко не убежишь. На вертикальной гонке я ни чего не ем, так как она длится менее 30 минут. Лишь только на финише стараюсь сразу попить изотоник и съесть гель или банан. А вот на индивидуальной или командной гонке обязательно беру с собой 2-3 геля и около пол литра изотоника. Так как на наших гонках не предусмотрены пункты питания, а помощь извне запрещена правилами. Пользуясь случаем хочу поблагодарить моего партнера - интернет магазин g-sports.ru за предоставленное спортивное питание.
На спуске с Кругозора сегодня видел не раз, как мужчины пролетали крутой отрезок не кантуясь, набирая очень большую скорость. Ты придерживаешься такой же техники спуска или более аккуратен?
В силу того, что мой скоростной порог пока отстаёт от элиты, я стараюсь не рисковать, а навёрстываться всё на подъёме. Ведь на одном падении можно не только потерять время, но и поломать инвентарь, травмироваться и вовсе сойти с дистанции.
Сколько и как на твой взгляд стоит акклиматизироваться для забегов как сегодня, чтобы выступить хотя бы на среднем уровне? И к чему нужно быть готовым по ходу гонок?
Если организм готов функционально, то для акклиматизации, думаю, достаточно двух недель, чтобы походить и поспускаться на склонах и сделать определённую "работу".
По ходу гонки нужно быть готовым ко всему, но прежде всего к изменению погодных условий. Это горы и здесь все меняется очень быстро.
У тебя впереди забег в Швейцарии, расскажи немного о старте, у вашей команды уже есть тактика? Или это индивидуальная гонка?
17 апреля мы улетаем в Швейцарию на легендарную гонку "ледниковых патрулей". Одна из самых сложных гонок года - Patrouille des Glaciers (от Цермата до Вербье, всего 53 км по горам с суммарным набором высоты +3994m и спусками – 4090m). Впервые эта гонка была проведена в апреле 1943 года и сейчас организуется и проводится швейцарской армией раз в 2 года. Наша команда из трёх человек уже сформирована (Сотник М., Федулов В., Марков Е.). Так как это наш первый международный опыт в таком формате, то амбиционных целей мы не ставим, а лишь планируем её преодолеть. Хотя, как говорится, аппетит приходит во время еды!)
Редакция Mountain-race.ru желает Евгению Маркову успехов в Швейцарии и на оставшихся в сезоне стартах по ски-альпинизму.
Больше фото с индивидуальной гонки чемпионата России по ски-альпинизму и протоколы от 6 апреля 2016 годы вы сможете найти в нашем сообществе Mountain-race.ru