Из года в год постепенно уровень подготовки российских трейлраннеров растёт, но основное внимание общественности, заслуженно, приковано к сильнейшим атлетам России – Дмитрию и Екатерине Митяевым и их результатам на мировом уровне. Екатерина редко даёт развёрнутые комментарии после участия в гонках, а вот Дмитрий, напротив, сразу после гонки находит в себе силы подробно рассказать о ходе соревнований. Не смотря на откровенно блестящие результаты ребят, те, кто читает и смотрит обзоры Дмитрия могли заметить, что он часто не доволен своим результатом, говорит о проблемах и ошибках, которое не позволили побежать еще лучше. Если проанализировать хотя бы 10-20 случайных отзывов обычных любителей после стартов мы встретим аналогичную картину. Почему так? Это оправдание за неудачу или осознанный анализ и разбор ошибок? И как этих ошибок избежать? Читайте в откровенном интервью с самим Дмитрием, где вы найдете массу ценных рекомендаций и наблюдений профессионала!


Напомним ключевые «фэйлы» Дмитрия в 2017 году.
-
Трансгранканария (мировой тур ультра-трейлов) - падение и травма колена прямо на старте, сход на середине дистанции.
- Маркотх Трейл - заблудился на лишних 10км из-за разметки, но завоевал первое место.
- Трансвулкания (мировая серия скайраннинга) - заблудился на трассе, попал в топ-10.
- Мадейра ультра-скаймарафон (мировая серия скайраннинга) - сильные судороги, 3 место.

- Давай начнём с того, как ты для себя определяешь «вот сегодня прошло все идеально!»? У тебя были такие старты, которые прошли вообще без косяков?

- Идеально, это когда сделали все по плану, который мы спланировали на гонку, и не было проблем со здоровьем. Вышел на гонку и пробежал на то, на что ты готов. Конечно, такие старты были, 23км на на Marathon du Mont Blanc, где я был 3, Конжак в 2015 году, который я выиграл. Зегама в 2015 тоже почти идеальная, Чемпионат России по скайраннингу в прошлом году тоже можно отнести к идеальным стартам, там я тоже выиграл, Кубок России 2015 по горному бегу, тоже выиграл. Еще думаю несколько стартов можно назвать идеальными, но вот получается их очень мало, на остальных гонках были проблемы, хоть и мелкие, но они мешали показать результат. Но если посмотреть на отчеты сильных атлетов, то у них тоже есть причины, почему он 5ый, а не 3ий или 1ый. Например, судороги стали причиной неудачи стразу 6 атлетов из топ - 20 на Чемпионате Мира по трейлраннингу!

- К вам приковано очень большое внимание со стороны российского сообщества трейлраннеров. Как ты лично воспринимаешь точку зрения «Опять Димон оправдывается» после гонок, которые не совсем гладко прошли даже с учётом откровенно хорошего результата?

- В последнее время мне уже самому неудобно, что получается после каждой гонки оправдываться. Я уже сам над собой шучу, я после победы на Red Bull 400 сказал, - «я выиграл, так как заблудится негде было». Но я всегда и во всех ситуациях говорю правду, и зачем мне говорить, что все классно, если, например, на «Маркотхе» по вине организаторов я заблудился. На Трансвулкании я убежал за группой ребят, которые бегают уже несколько раз эту гонку, но вот не было судьи на одном повороте, а разметка была похоже. Я свернул на правильную тропу, но увидев, что они бегут по параллельной, побежал к ним, ведь там бежали неоднократные призеры этой гонки, ребята вернулись, а я убежал от них и потерял 15 минут. И как я после этого могу сказать, что я пробежал хорошо? Я же понимаю, что если вычесть эти 15 минут вот и борьба за топ- 3. На Мадейре с 20 км я мучался с судорогами, да я сам виноват, что поменял производителя электролитов и за это поплатился, но эта уже не гонка, когда ты борешься со своими проблемами, а не с соперниками.

- Ты видишь разницу между «оправдыванием» и анализом ошибок? Как ты считаешь, этот анализ должен быть публичным? Опять же, в силу вашей известности.

Отчет после гонки на то и отчет, если ты даешь комментарии по итоговому результату, то ты должен сказать, как все было. Оправдываться нам незачем, так как конкретной задачи выиграть мы не ставим, всегда задача в топ-5 или топ-10, и, не смотря на проблемы, нам удается эти задачи выполнить. Наверное я больше назову это анализом.

- Если говорить предметно, какие проблемы чаще всего встречаются, которые могут существенно повлиять на результат, учитывая, конечно, что все гонки разные? Интересно, у профи и любителей, по твоим наблюдениям, как тренера, эти проблемы разные?

- У профи главная причина - проблемы с пищеварением. Когда ты начинаешь снижать нагрузку перед гонкой для выхода на пик формы, то немного замедляется метаболизм и накануне гонки может возникнуть забитость желудка или проблемы с желчными путями, и как следствие - невосприимчивость питания во время нагрузки. Ну и вторая главная причина - это судороги, трейл требует большой мышечной работы и даже грамотное питание в жаркую погоду и на очень горном трейле не всегда может спасти. Ну а главная причина, которая не по вине атлета, то это проблемы с разметкой, убегают не туда очень часто.

У любителей главная причина не правильный выбор интенсивности и нерациональное питание, остальное все тоже самое, что у профи.


- Предметно о судорогах на гонке. Какие причины судорог бывают? Ведь насколько я понимаю, причины возникают иногда ещё до гонки. Например, те же проблемы со стулом. - Как ты относишься к довольно простому средству восполнения солей – регидрон? Какие вообще средства восполнения солей, электролитов ты бы рекомендовал? Как их употреблять до, во время и после гонки? Особенно интересует проблема жарких стартов, вроде Трансвулкании.

- Основная причина - это потеря натрия, у атлетов с крупными мышцами еще огромную роль играет недостаток магния. Но даже если нет судорог, электролиты нужно пить во время гонки, чтобы не нарушить обменные процессы. В составе обязательно должен быть - калий, кальций, магний, натрий. По количеству, сложно рекомендовать, все очень индивидуально, но чем жарче и чем ваш пот солёней, тем чаще нужно пить электролиты. Если в составе электролитов много магния, то будьте осторожны, передозировка магния приведет к сильному жидкому стулу. Регидрон во время нагрузки негативно влияет на переваривание твердой пищи, я отказался от него вообще, но на случай сильных судорог, лучше взять пакетик на гонку, когда совсем нечего не помоет придется его пить.

При недостатке электролитов мы получаем массу проблем на обменные процессы. Вот, например, без натрия невозможен перенос сахара, а следствие - нарушение энергообеспечения, он является генератором нормального функционирования сигналов нервной системы, а также участвует в сокращении мышц - в итоге мы получим судороги. Кроме того, вещество уменьшает риск возникновения солнечного или теплового удара, а также имеет сосудорасширяющее действие.

За 10 дней до гонки вы должны активно принимать препараты содержащие магний, витамин Д3 и железо.

После гонки можно пить любой изотонический напиток, там подобран идеальный состав.

Ну а жидкий стул, это потеря микроэлементов, которые сложно быстро восполнить.

Про судороги мы написали хорошую и подробную статью.

- Ещё о жаре. Считаешь ли ты важным покрывать голову кепкой? Как Екатерина с такими пышными волосами переносит жару? Носит ли она головные уборы или в её случае на жаре это не помогает? Актуальный вопрос для девушек.

- Если светит солнце, то кепка необходима, но вот во время Трансвулкании, например, часто солнце пряталось и были тучи, в таком случае лучше ее снимать, чтобы голову немного обдувало. Вот про волосы сложно, тут нужно выбирать - быть красивой и терпеть, или стричься и тогда будет комфортно!)))

- Как определить появление теплового или солнечного удара по ходу гонки, в чем это проявляется? Что делать в первую очередь?

- В первую очередь, нарушение координации и тошнота, нужно понизить температуру тела - ручей, речка, и тд. Ну и восполнять электролитный состав и пить больше воды, если желудок не воспринимает питание, нужно в больницу, только капельно вам смогут восполнить электролитный состав.

- Если ты не элитный трейлраннер, а большинство наших читателей – далеки от ваших достижений, что делать на старте гонки, такая как Трансвулкания? Какую тактику выбрать, если ты где-то посредине толпы в стартовом створе?

- Главное быть спокойным, чаще всего пытаясь выбраться из очереди на старте, мы получаем травмы и вообще тратим много сил на эмоции, нужно понимать, что гонка длинная и обогнать будет еще время. Но вообще, заранее нужно посмотреть возможность обгона по обочине, я например сам со старта выбежал примерно 30-й - 50 й и быстро ушел на обочину, где была трава, но зато я быстро подобрался к пятёрке лидеров.

- Как сказываются перелёты, смена климата, воды, еды, часовых поясов на общем состоянии и на результате? Замечаешь ли влияние банально другой воды на тот же ЖКТ? Или пьете всегда из бутыли дистиллированную?

- Любой перелет требует акклиматизации и есть определенные дни, когда, как бы не был хорошо готов, твоя форма будет хуже, чем должна быть и все это из за обычного перелета, не рекомендую при перелете на Восток бежать на 3 день, на Запад и Север на 4 и 6, на Юг не столь принципиально на какой день стартовать, но это все условно, нужно учитывать индивидуальные качества и длительность перелёта. Цикличность не работает, когда меняется высота над уровнем моря, там другие правила. Вода нас не беспокоит, пьем только дистиллированную. По питанию, до гонки мы стараемся придерживаться своего обычного рациона, только после гонки можно позволить новые продукты.

- Как не правильная высотная акклиматизация влияет на результаты в скайраннинге? Ты заметил по отзывам, что даже некоторые элитные бегуны на Трансвулкании жаловались, что на спуске с самой высокой точки их накрывало. Это высота или жара?

- Из за некачественной акклиматизации, результат может быть намного хуже. Но самое главное, что большинство пытаются акклиматизироваться к соревнованиям, также как и альпинисты к восхождению, вот это и ухудшает результат. Мне больно смотреть на тех, кто приехал за пару дней на AEWR и дорвался, что к старту он может и акклиматизировал свой организм к высоте в спокойном состоянии, но ноги убил и создал мышечную гипоксию за счет усталости, а восстановиться уже времени не остается.

Акклиматизация к восхождению и к гонкам, где ваша интенсивность намного выше, должна отличаться, если вы приехали менее, чем за 6 дней до гонки, то только в первый день вы должны погулять высоко в горы, а остальные дни отдыхать и бегать трусцой по равнине, ваша главная задача сохранить свежесть ног. Вот если есть возможность приехать более чем за 6 дней, тогда можно погулять по горам, а в последние 6 дней уже отдыхать. Все процессы акклиматизации очень долго описывать, надеюсь найдем время подготовить статью на эту тему.

У элитных атлетов у всех большой горный опыт и организм способен без акклиматизации нормально вести себя на таких высотах, я думаю это из-за жары.


- Старт на не довосстановлении. При всех остальных удачных факторах, насколько от максимального результата может отличаться время бегуна, если он стартует не свежий, а например, через 2 недели после горного марафона выходит на следующий такой же забег?

Если у атлета был хороший базовый период подготовки и он после очередной гонки будет способствовать своему восстановлению, а не полезет на следующей день снова в горы, то существуют определенные фазы суперкомпенсации, связанные с новым ростом миофибрил и митохондрий, вот если в эти фазы попасть, то очень удачно можно стартовать, особенно на 13 и 21 день. Но если в период основного цикла подготовок было проделано мало работы, или работа была неправильно сделана, то результат может быть намного хуже, чем мог быть, на марафоне, думаю, на 20 - 30 %. Но вообще я не рекомендую использовать первые фазы суперкомпенсации, лучше хорошо восстановиться и через 2 - 3 месяца провести следующая гонку, для нашего организма это будет самый оптимальный вариант.

- На какой день по прилёту лучше всего бежать старты на больших высотах?

- Основное правило - это правильный выбор дня старта, не рекомендую стартовать на 2,3,4 и 8 день. Главное сохранить свежесть ног, а если вы пойдете в горы накануне гонки, то ваши ноги явно устанут.

- Чем чревато недосыпание, старт на стрессе, после или вовремя простуды? Насколько опасно стартовать с температурой или через день после?

- Если вы в хорошей форме, то недосыпание не повлияет на результат, а вот любое простудное заболевание может дать серьезные осложнения на сердце, поэтому тут уже вам решать рисковать или нет, конечно если у вас обычный насморк, то это не страшно, а вот если ангина или другой серьезный вирус, то мы не рекомендуем выходить на старт, с температурой тем более, так как во время гонки температура тела и так будет подниматься и риск осложнения заболевания 100%. Сложно сказать, если например температура прошла, а завтра старт, нужно знать конкретно от чего была эта температура и как долго она была.

- Какие проблемы с экипировкой могут возникнуть, влияющие на результат? Обувь не та, размер, рюкзак не тот? Что учесть?

- Самое основное, экипировка должна быть свободной, и вы все должны опробовать на тренировках. Поменьше компрессии рекомендую, особенно когда жаркая погода. Основное у трейлраннера - это кроссовки и рюкзак, я раньше часто был не доволен своей обувью, то размер не тот, то сцепление не нравится, вывод сделали, что универсальных кроссовок нет и для каждого грунта вы должны иметь отдельную пару кроссовок, но в этом году появились adidas Terrex speed и мы прям не нарадуемся, пока они подходят мне для любого расстояния и грунта. Размер я всегда беру свой, но не больше, так как если стопа будет гулять в кроссовках, то обязательно будут мозоли, если взять размер меньше, то тоже будут мозоли. Причина сбитых пальцев, чаще всего кроется не в размере, а в материалах из которых сделан кроссовок, просто нужно брать из более мягких тканей, ну и конечно бегать правильно, не втыкаясь на каждый шаг.

Рюкзак вообще сложно найти, чтобы прямо все устраивало. Я вот так и не смог бегать с рюкзаком новой коллекции adidas Terrex. Понравился он мне сначала, а потом я надел старый и понял, что лучше его нет. Он сидит прямо по моей спине, как будто его пришили ко мне. Для меня главное, чтобы рюкзак вообще не болтался на спине. И еще я приспособился убирать бутылку с водой в задний карман рюкзака, намного удобней, чем постоянные болтания ее спереди.

- Кстати, как ты относишься к использованию кроссовок на высокой подошве с большой амортизацией на техничных гонках?

- Во-первых, я считаю, что это миф, что любители должны бегать с толстой подошвой, нужно укреплять стопы и надевать тонкие кроссовки, если вы хотите научиться бегать быстро техничные гонки и спуски, а уже после того, как научились, можно и в HOKA начинать бегать. Да и вообще, перед тем, как к нам люди приезжают на сборы учиться бегать спуски, мы рекомендуем купить кроссовки с тонкой подошвой, так как с толстой подошвой намного тяжелей овладеть навыками техники бега. Я попробовал бежать Трансгранканарию в мягких и толстых кроссовках и очень удивился, что к 60 км у меня обе стопы так устали, что мне хотелось их выкинуть и побежать босиком. После этого я опять решил бегать только в тонких кроссовках, не смотря на то, что я вешу больше 80 кг и у меня слабые стопы.

фото Alexis Berg

- Что делать, если «заголодал» по каким-то причинам по ходу гонки, а до пункта питания еще далеко? Ты сталкивался с тем, что иногда гели не идут? Или даже если идут, то все равно есть чувство голода, нехватки твердой пищи?

Я вообще не понимаю тех, кто говорит, вот гели не пошли, и я не ел. Такое ощущение, что ты не на соревнования вышел, а на день рождение пришел, и тебе торт не вкусный дали. Конечно, когда тебе нужно скушать 50 гелей за гонку, их будет противно есть, но если ты хочешь пробежать, на то, на что ты готов, ты должен их просто глотать и бежать дальше. Рекомендую чередовать вкусы гелей, кушать по ходу гонку различные батончики, рис, овсянку, фруктовое пюре. Если даже 1 раз за гонку отклонялись от графики приема пищи, то вы уже проиграли это гонку самому себе, организм способен за определенное время, усвоить определенное количество. Не все, что вы слушали, даст вам энергию. Я всегда беру гели из расчета, что буду кушать их каждые 20 минут, не полагаясь на пункты питания, и на всех гонках у меня остается пару гелей на финише. Были моменты, когда тошнит и гели выходят обратно, но тогда все, лучше уже сходить.

- Какие причины схода с дистанции ты бы назвал существенными, необходимыми? Где та грань, где риск продолжить забег из обоснованного превращается в откровенно опасный?

- Если вы бежите ультрамарафон, и начались проблемы с пищеварением или приемом жидкости и в течение часа вы не восстановили эти способности, то точно нужно сходить. Если болят мышцы, то точно можно продолжать, а вот если проблема со связками, обязательно нужно сходить. Если начались головокружения и проблемы с координацией, значит начались признаки горной болезни или если жарко, то это солнечный удар, нужно сойти иначе возможна потеря сознания или слуха. Главное помнить, что здоровье важнее, и чем раньше вы сойдете, если вам плохо, тем быстрей вы восстановитесь и сможет выйти на следующий старт.

- Как ты себя мотивируешь после схода на следующие старты? После неудачного выступления?

- Главное - сделать хороший анализ ошибок, провести работу над ними, и выявить почему сошел или плохо пробежал. Я много тренируюсь и стараюсь уважать свой труд и если я понимаю, что были адекватные причины, то главная мотивация - это реализовать свою готовность. К сожалению, пока мне не везёт, и не смотря на то, что пока я лидер Мировой серии, результатами я своими в этом году не очень доволен. Ну и главная мотивация - это поставить правильный цели. В ближайшие 2 года основная цель выиграть Мировую Серию и попасть в топ 3 на Чемпионате Мира или Европы, но следующая цель это топ 6 на UTMB.

Но чтобы реализовать эти цели нужно много денег, а для этого нужно много работать. Мы проводим, работая за компьютером, минимум 8 часов в день и 2 - 5 часов тренируемся, на соревнования в сезон уходит больше миллиона рублей. Но нам нравится так жить, мы все время путешествуем, пишем статьи, тренируем людей, активно ведем социальные сети, в наших соц сетях суммарно почти 100 тысяч подписчиков, вот вчера мой инстаграм отметил юбилей, за 11 месяцев на меня подписалось 20 тысяч, а стори в инстаграм (это история которая хранится только 24 часа, мини блог) смотрят 3 -4 тысячи каждый день, а это тоже мотивирует. Значит мы интересны окружающим и приносим пользу. Еще, конечно, огромный плюс, что у нас есть хорошие партнеры, во много благодаря которым и происходит наш рост. Мы очень благодарны всем менеджерам и брендам которые нам помогают. С adidas Terrex у нас нет проблем с экипировкой, и adidas для нас не просто бренд, это уже реально часть нашей жизни, но а с питанием Squeezy мы становимся только сильнее, они делают очень качественные аминокислоты и гели.


***

Наши планы на лето.
Сейчас мы восстанавливаемся и тренируемся на острове Мадейра. 17 июня отправимся во Францию и там побежим небольшую гонку в рамках samoens-trail 18 км и может быть ещё «Вертикальный километр».
А вот дальше начинается очередная серия гонок:
* 25–26 июня. Катя бежит 80 км, а я 23 км в рамках Marathon du Mont-Blanc.

* 8–9 июля. Катя стартует на «Вертикальном километре» и 18 км в рамках High Trail Vanoise в Валь д’Изер, а я бегу 70 км 6000 D+ в рамках Чемпионата Европы.

* 16 июля. Мы оба побежим гонку серии «Экстрим» в Италии – Royal Ultra Sky Marathon Gran Paradiso.

* 22 июля. Dolomites SkyRace® в Италии.

* Потом мы возвращаемся в Россию проводить тренировочный лагерь и бежать гонку Adidas Elbrus World Race. Я побегу 59 км, Катя – 34 км.

* В конце августа скорее всего мы примем участие в гонке SKY CLASSIC в Швейцарии – 26 августа Matterhorn Ultraks 46K. * В начале сентября отправимся на Чемпионат Америки. Катя побежит «Вертикальный километр» и «Ультра», я только длинную дистанцию – The Rut 50K.

* Сразу с США полетим в Великобританию на этап серии «Экстрим» – SALOMON GLEN COE SKYLINE 55 км.

Александр Ивакин

Александр Ивакин - со-основатель проекта о горных видах спорта Mountain-race.ru, трейлраннер, автор обзоров об экипировке для трейл и скайраннинга.

comments powered by HyperComments

Ближайшие старты

29.06 – 02.07
Трейлраннинг
Алтайский край, природный парк Белуха
103 км | 3700 D+ | iTRA 5 152 км | 7600 D+ | iTRA 5 50 км | 1930 D+ | iTRA 3 30 км | 1230 D+ | iTRA 2
01.07
Скайраннинг
Свердловская обл., г. Карпинск
42 км | 1200 D+ | iTRA 2
02.07
Трейлраннинг
Санкт-Петербург и область, жд ст. Лемболово
21 км 10 км
08.07
Скайраннинг
Ингушетия, Джейрахский район, с.п. Бейни
VK |4.3 км | 1000 D+
Смотреть полный календарь

Читайте также

Присоединяйся к нам в соцсетях!
Будь в курсе новостей!