07 сентября 2020

Интервью с Андреем Донсковым — организатором Caucasus Ultra Trail (CUT): итоги и планы на следующий год

С 22 по 28 августа в горах Кавказа состоялся во второй раз забег CAUCASUS ULTRA TRAIL (CUT). CUT — это многодневная, круглосуточная беговая гонка, проходящая по территории Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании и Ингушетии вдоль южных склонов Скалистого хребта. Маршрут гонки не кольцевой и растянут на 320 км. Набор высоты – 14000 м.

Место старта участников всех дистанций

Участник не ограничен максимальной дистанцией на сутки, но он снимается с дистанции в пунктах питания или отдыха, если не уложился в квалификационное время. Общее КВ на дистанцию — 122 часа. Пунктов жизни было 7 — Эльтюбю, Безенги, Верхняя Балкария, Камата, Нижний Унал, Верхний Фиагдон, Армхи. Везде было бесплатное питание по типу шведского стола. В 6 пунктах (кроме Эль-Тюбю) участники могли получить горячее питание.  В пунктах жизни были организованы места для сна, розетки для подзарядки гаджетов.
Особенностью гонки является то, что трасса не размечена, двигаются все участники по навигатору.
В рамках проекта проводились ещё пять гонок:

- Гижгитское кольцо (7,6 км);
- Былымская стрела (16 км). На этом забеге участники бегут только вверх, финишируя на отвесной скале. Возвращение на старт к озеру Гижгит в свободном темпе;
- Эльтюбю (38 км). Захватывающие дух пейзажи скалистых вершин горы Лха, горный перевал Актопрак, долина Чегем с парящими парапланеристами и финиш в древнем селении Эл-Тюбю ожидал участников этого забега; 
- Безенги (57 км). После Эл-Тюбю участники преодолевали еще один перевал и спускались в селение Безенги;
- 100 миль. Участники проходили через три долины и четыре перевала которые отделяют Базы Жизни "Верхняя Балкария" и "Камата" друг от друга.

Результаты можно посмотреть здесь

Мы пообщались с организатором гонки Андреем Донсковым о прошедшей гонке и планах на следующий год.

Андрей Донсков, организатор CUT и асфальтовых марафонов на Кавказе


- Здравствуйте, Андрей. Вот и состоялся второй CUT. В этом году приехало большое количество участников, было много топовых спортсменов. Ожидали, что будет столько заявившихся?

- Добрый день. Забег состоялся всеми правдами и неправдами. Сложности были в организации и подготовке. Поддержки не было со стороны никакой в связи с непростой эпидемиологической ситуацией. Команда надеялась и рассчитывала  только на себя. Что касается большого числа заявившихся, то да.. Я не ожидал такого. Мы и рекламную кампанию старались не проводить, не было у нас каких-то официальных пресс-релизов, пресса нас никак не касалась, не было ни операторов, ни телевизионщиков на старте. Внимание нам не уделялось. Поэтому я думал, что будет не так много участников. А под конец (всё-таки люди соскучились по забегам) заявилось много человек. Большое количество спортсменов тренировалось в Приэльбрусье, топовые спортсмены были на сборах там. И они изъявили желание участвовать. Поэтому по некоторым дистанциям мы вышли за лимиты. Участникам не достались трофеи, такие как стрела, но мы будет их досылать. Мы не хотели отказывать людям, особенно элитным спортсменам. Да, не ожидали мы на самом деле такого количества участников. 

- Расскажите о команде, расширился ли ее состав, как у вас распределяются обязанности? Это та же команда, которая делает ваши асфальтовые марафоны?

- Команда, да, та же самая, которая делает и марафоны. Мы одно беговое сообщество, один клуб. Всего участвовало не очень много человек в подготовке забега. На проекте работали 30 человек, это команда, у нас не было ни одного волонтера. У нас все ребята — это команда, их нельзя назвать волонтерами. Обязанности в команде распределять не приходится. Люди заинтересованные, увлеченные. Кто преуспел в своем деле, тот и занимается этим делом. Если человек умеет фотографировать, то он будет фотографировать, если кто-то дружит с компьютерами, он будет работать с цифровой информацией. Я в основном занимаюсь логистикой, согласованием на местах с управленцами, координирую проект. 


- Как считаете, успешно ли прошёл забег в этом году?  Были негативные моменты?

- Негативные моменты, конечно, были. Это и сложности с большим количеством заявившихся, мы не были готовы к такому потоку людей. Проблемы с трансфером возникли. На старт мы задержались. Человеческий фактор сложно предусмотреть. Там на 15 минут водитель опоздал. Там не хватило машин. Много единиц техники сразу задействовано. Где-то 10 минут, где-то ещё 15 минут.. В итоге в первый день были провалы существенные с трансферами к месту старта, с финишей. Мы это взяли на заметку. В следующем году будем более скрупулёзно относиться к самой логистике, передвижению участников. 
И были вопросы с разметкой на короткой дистанции на Былымской стреле, хотя там всё достаточно логично. Но опустился густой туман, и даже на логичном маршруте, где гребень и большое количество участников, крайние, замыкающие дистанцию финишеры попали в густой туман, с маршрута сбивались и ориентировались по голосу. Кусок же короткий: им кричали со скалы и было понятно, куда бежать.  К разметке нужно будет отнестись более тщательно, делать всё-таки съемную разметку. 

- Были проблемы с доставкой участников к старту у озера.  Это из-за большого количества дозаявившихся? Место безусловно для старта эффектное, но не планируете ли перенести место старта в будущем году, чтобы не было таких сложностей? 

- Интересный вопрос о переносе места старта. Коммерческой тайной, конечно, это уже не является. Я подумываю о реверсе гонки и старте из Ингушетии, то есть в обратном направлении. Третий год стартовать дистанции уже не так хочется, хочется что-то новое людям показывать. Те, кто не может позволить себе бежать ультру несколько дней, они бы хотели пробежать в Ингушетии. Хоть у нас и есть марафон Джейрах, но это всё-таки отдельный асфальтовый забег. Саму Ингушетию очень хочется показать людям. Там тоже могут быть проблемы с логистикой, ну и это более оторванный удалённый регион. Его нужно разведывать, нужно будет более тщательно готовиться. Дистанция вырастет по сложности, потому что в этом году и в прошлом ультраспортсмены, они стартуют с более сложных участков - Эль-Тюбю, Безенги, с высокими перевалами, которые они проходят со свежими силами. А здесь, в Ингушетии, они разбегутся, пробегут 100 миль, а  дальше начнется самое сложное. Для спортсменов, которые побегут 300 км, если будет реверс дистанции, сложность для финиша возрастёт в разы. 

Фото с дистанции Былымская Стрела

- Мы тоже бежали, дистанцию Эль-Тюбю. Гонка нам очень понравилась, но очень не хватало бега по тропинкам, вся дистанция ведь идёт по дорогам. Не планируете добавить дистанцию, которая шла бы по более техничному рельефу? 

- О техничных дистанциях меня мысли посещают с самого первого нашего старта - Былым трейла. Тогда спуск  был достаточно техничный, крутой и травянистый. Забег также был до дороге, но спуск по траве. 
Очень хочется добавить дистанцию, которая будет лишена подготовленной поверхности - дороги, чтобы это была полностью тропа, склоны. Локация Ингушетии в принципе это позволяет, там не очень много троп хорошо набитых, но можно найти, промаркировать, сделать такие дистанции. 
В Былыме это уже не так просто, потому что там в основном дороги. Найти тропы и сделать так, чтобы дистанция была логичной и красивой не так просто. 
Посмотрим, конечно, но дистанции будем обновлять. Даже если не будет реверса, новые короткие дистанции будут обязательно. 

Финишный участок на дистанции Эль-Тюбю

- Как местные жители реагируют на такую суету в их аулах, не было ли проблем в этом году?

- Местные жители реагируют исключительно положительно. Уже многие участники просят отблагодарить пасечника, который помогал на дистанции Эль-Тюбю, поил водой участников. Его теперь просят отблагодарить. Одна из участниц, Елена Нечаева, просит отдать ему футболку финишера.
В Ингушетии вообще была проблема у участников. Там принято, если человек двигается пешком, водитель обязательно останавливается и предлагает подвезти, куда нужно. Естественно абсолютно бесплатно, просто довезти. И участники рассказывали, что каждая машина останавливалась, и им каждый раз приходилось объяснять, что им нужно бежать. 
Местные очень рады спортсменам. С властями проблем нет, в муниципалитетах очень приветливо встречают. На более высоком уровне, там сложнее. Официально спортивные мероприятия запрещены пока, официальные документы получить было сложно.Но мы и не обращались за поддержкой очень высоко, решали вопросы на местах, а там управленцы более чем лояльные и помогали, чем могли. 

Башня у финиша в селении Эль-Тюбю

- На 25 км гонки очень хотелось пить, а источник был только на 30. Проблем с логистикой в тех местах вроде нет. Почему решили не делать пункт питания на дистанции Эль-Тюбю? Эта гонка очень беговая, не планируете менять формат для более коротких дистанций, чтобы участники могли бежать налегке? 

- Планировалось поставить и на перевале пункт с питьём и на спуске с перевала. Это можно было сделать, но из-за дождей и планируемой прохладной погоды... Вы же помните, какая была погода за два дня до гонки? И прогноз показывал нам низкие температуры.  И мы не стали этого делать. Прогноз отличался от погоды на старте прошлого года, когда была сорокаградусная жара, ручьи пересохли. Но тогда мы не планировали ставить воду, и это было серьезным упущением прошлого года. 
В этом году нас немного сбил прогноз, мы ожидали прохладную погоду, дождик, обильные ручьи, природную воду. Но всё получилось наоборот: где раньше была вода и нами были отмечены на профиле источники воды, их не оказалось, в других местах они оказались. Участники немного были дезориентированы. В следующем году мы будем разведку за день-два проводить, уточнять места для забора воды. Но и будем стараться, конечно, ставить пункты питания на дистанциях, близких к марафону и полумарафону. 

- Расскажите о потерявшихся участниках, всё ли хорошо с ними, как они потерялись?

- Владимир Скворцои и Ольга Кутергина. Ну не что бы они потерялись, они заблудились на дистанции.
Владимир сориентировался позже, когда уже сошёл в долину, и решил вернуться потом на трек, и это было верным решением.  Они сильно очень опоздали по контрольному времени. Они должны были спуститься в Камату к вечеру, к 8 часам. Не спустились, я принял решение оставить часть лагеря дожидаться их, другая часть уехала на финиш, встречать финишеров. Но к утру они не пришли. Я был готов к этому и сразу же выдвинулась группа спасателей Эльбрусского ВПСО Нальчинского ПСП, 7 человек. Они выдвинулись в район самого высокого перевала, где последний раз видели Ольгу участники. Там они сразу нашли Владимира, уставшего, обессилевшего. Но он мог двигаться самостоятельно, они с ним побыли, отпоили. И продолжили поиски Ольги. 
Владимир самостоятельно спустился до селения, оттуда его позже забрали, с транспортом нам помогал национальный парк. Ольгу к тому моменту еще не нашли. Привлекли к поискам уже спасателей из Осетии. Утром должна была уже уходить заявка на вертолет, потому что поиски не приносили результатов, шли уже третьи сутки.
Но она позвонила утром третьих суток. Сказала, что с ней всё в порядке. Я поинтересовался, где она находится, она была в селении Ташлы-Тала. Съездил за ней в это селение, около селения Ташлы-Тала она вышла в турбазу  “Зори Кавказа”.  Она себя отлично чувствовала, очень боевая женщина, держалась очень бодро и могла идти бы дальше дистанцию, если бы не заблудилась. Она также сошла с трека перед последним перевалом, продолжила спуск по ущелью и вышла к селению Ташлы-Тала. Заставила, конечно, поволноваться. Мне пришлось оставаться в Кабардино-Балкарии в Нальчике, пока она не нашлась. Финишеров встречала команда, я не ездил на финиш в этом году. Но всё хорошо закончилось, спасатели здорово отработали. Момент с потерявшимися людьми меня не сильно тревожил: я знал, что там с поиском людей работают профессионалы. Владимира быстро нашли. 

Финишеры SU300

По итогам гонки я был очень удивлен и рад тому, что все, кто вышел из лагеря Камата, все дошли до финиша. Понятно, что менее техничный финишный участок хочется дотерпеть, бороться до финиша. Но не всегда физическое состояние позволяет, и стёртые в кровь ноги дают возможность дойти.  Я думал, что часть участников сойдет. Но нет, люди боролись, все, кто вышел из Каматы, дошли до финиша и уложились в контрольное время.

Я, конечно, был очень приятно удивлён. Хотя у нас же гонка без призовых мест, мы изначально ратуем, что это большое путешествие, знакомство с Кавказом, а не борьба за денежные призы. Но люди включаются в дух соревнований и борются,  с собой прежде всего. Очень ценная для меня эта дистанция. Жаль, что я не смог присутствовать на финише, но уехать из Кабардино-Балкарии, пока мы не нашли Ольгу с Владимиром, было нельзя.  
- Спасибо, Андрей. Успехов в организации ваших стартов. 

Фотографии: Юлия Шопина, Вера Писаренко, Владимир Каменев





Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Виктория Келлер