20 сентября 2021

Archeda Desert Adventure - каким будет первый трейл в пустыне? Интервью с организаторами

Этой осенью 6 – 7 ноября на территории Арчединско-Донских песков Волгоградской области пройдет трейл ARCHEDA DESERT ADVENTURE от команды Samba trail. Забег в настоящей пустыне осенью в средней полосе России — о том, как удалось собрать в единое целое такие, казалось бы, разные понятия, мы поговорили с организаторами Дмитрием Постновым и Светланой Маловой.

Пустыня в Волгоградской области — на первый взгляд, не самое известное место в туристическом и беговом сообществе. Что из себя представляет эта локация? И как пришла идея провести там трейл? 

Давным-давно, 10 лет назад, по приглашению друзей мультиспортсменов из Волжского и Волгограда участвовали в мультигонке “Среди стихий”. Один из этапов поразил — 20 километров треккинга по желтым песчаным барханам, под густо-синим ноябрьским небом. Много раз хотелось вернуться в те края, и вот в ноябре прошлого года, наконец, провели небольшой разведочный кэмп в Арчединско-Донских песках. Пробежали от 100 км до 100 миль за 4 дня (кто как хотел) по разным ландшафтам района. Здесь есть много чего интересного: сосновые леса, поля можжевельника, родники на краю песчаных пустошей. Мы выбрали для проведения трейла самую  “изюминку” — участки настоящей песчаной пустыни. Здесь и логистика оказалась удобной: простые подъезды, надежный источник воды рядом. 

В названии гонки нет слова Trail, зато есть загадочное Adventure. Приоткройте завесу интриги, какие приключения ждут участников?

Трейл - это все же по тропам, пусть и сложным. У нас из 50 км дистанции около 38 — вне дорог и троп. Эти километры вполне беговые, песок в основном плотный, травы мало, но все же это оффроад. А приключение — ну да, оно и есть! Неожиданно оказаться в другом мире, то ли в Сахаре, то ли на планете Маленького Принца, преодолевать километр за километром по песчаным барханам, видеть стайку косуль на горизонте — это ли не приключение? 

Говоря о трейле в пустыне, у многих в голове появляются картинки знаменитой стадийной гонки Marathon Des Sables. Там забег проходит в Сахаре, и участники преодолевают дистанцию в условиях жары, яркого солнца и дефицита воды. А какие погодные условия ожидают участников в ноябре в Арчеде?

Если повезет с погодой — будет прохладный воздух, яркое солнце, бесконечное голубое небо и бесконечный желтый песок. Такими эти места запомнились нам по мультигонке 2011 года, такими были некоторые дни нашего разведочного кэмпа в прошлом году.  Конечно, нужно быть готовым ко всему. Может и дождем с ветром прихватить. Все же, ноябрь в этих местах теплее и добрей, чем в типичной средней России. Однако жары не ожидается. По словам местных жителей, та погода, которую мы застали в ноябре прошлого года — +10 +20 днем, +8 ночью, — довольно типична для этих мест. Мы бегали в длинных тайтсах и футболках, иногда актуальными были ветровки. 

Источников воды на дистанции нет. За одним исключением — недалеко от стартового городка источник Почаевской иконы Божией Матери, известное и посещаемое место. 

Заявлены две дистанции: 50 км и 28 км. Какой нужен беговой опыт для комфортного преодоления этих дистанций?

Очень желателен опыт внедорожного бега. Болота, высокотравье, снег — если вы бегали по таким покрытиям, то проблем не будет. Техника бега по асфальту здесь не очень в тему. Ну и количество километров мысленно увеличьте примерно на треть по сравнению с твердым грунтом. Даже если вы никогда не бегали на тренировках и соревнованиях больше 20км, но любите треккинг в разных интересных ландшафтах, то с дистанцией 28 км вы уверенно справитесь. 50 км потребуют больше даже ментальной подготовки, умения спокойно и с удовольствием бежать в одиночестве очень долго. Когда нет никаких границ, когда ты все время бежишь за горизонт — это очень близко к тому, что называют медитация.

Песок — специфическое покрытие для бега. Есть ли какие-то рекомендации по снаряжению и по подготовке?

Да, бег по такому рельефу и покрытию — это не то, в чем могут заранее натренироваться большинство участников. Приспособиться нужно, чтобы не замучить голеностопы и икроножные мышцы раньше времени. Мягкий эластичный толчок. Не акцентировать работу стопы, чтобы не месить понапрасну песок. Если будет сухо, то тогда актуальна будет защита ног от песка. 

По снаряжению два важных пункта: вода и запись трека. Рассчитывайте питье по погоде, на дистанции вы естественных источников воды не встретите. На пункте питания выдача воды будет строго ограничена — волонтерам придется нести воду на себе, у нас нет транспорта, который способен туда проехать. По навигации и записи трека: как уже говорили, разметка флажками будет, но всякое случается... Запись трека будет считаться отметкой правильного прохождения дистанции, поэтому ссылки на севший аккумулятор телефона или разряженные часы заранее не принимаются.

Классический вопрос — нужны ли палки?

Я сторонник использования палок, умею и люблю ими пользоваться, и отвечу так — на этих дистанциях палки могут быть полезны. Тем полезней, чем меньше у вас опыта бега по мягкому грунту или снегу. Особенно, если основную часть дистанции вы планируете чередовать бег и ходьбу. Можно ли без палок? Да, конечно! Выбор за вами.

Будет ли разметка? Если заблудиться в песках, то как искать выход — вокруг ведь всё одинаковое?

Во-первых, разметка будет. Ярко-оранжевые флажки в песках видны отлично. Во-вторых, без работающего GPS устройства с закачанным треком на старт не выпустим. В-третьих, все очень просто: из любой точки трейла путь к людям — на восток, где проходит автодорога Москва–Волгоград.  

Какие животные могут встретиться на дистанции? Скорпионы, змеи?

По интернету гуляет статья, где утверждается, что тут можно встретить таких сильно ядовитых змей, как  гюрза и эфа. Это фейк. Гадюки есть, но в открытых песках шанс их встретить невелик, да и видны они отлично. Поэтому антидота в списке обязательного снаряжения нет. То же и про скорпионов — теоретически они здесь могут быть, как и почти везде по миру, но мы не встречали.

А встречали мы косуль, лосей (Да-да, лоси в песках! Эпично!), птицы всякие, ящерицы. В общем, интересно, но вполне безобидно.

Стоит ли опасаться увязнуть в зыбучих песках?

Нет, сгинуть в Арчеде в зыбучих песках у вас не удастся. А вот что касается самих энергозатрат на бег по песку — тут нужно попробовать самому, чтобы поверить... Легче всего бежать по диким пескам, прокладывая первый след по утрамбованной дождями и ветрами поверхности. Труднее всего — на дорогах, где попадается реально рыхлый и вязкий песок. Это, может, самое волшебное ощущение от трейла в этих местах — свобода. Ты бежишь к точке на горизонте, свободно выбирая путь. Правее, левее — все пробегаемо.  

Насколько будет сложно добраться до стартового городка? Это можно будет сделать на машине, которая не подготовлена к гонке Париж–Дакар? :) Есть ли планы организовать трансфер участников с “большой земли”?

До стартового городка добраться очень просто на любом автотранспорте: всего полтора километра отличной грунтовки от трассы E119 (aka P-22), 840км от МКАД, 110 км от Волгограда, 340 км от Саратова, 470 от Воронежа. Есть вариант трансфера участников от ж.д. станции Арчеда (30 км), куда поезд из Москвы приходит в 5 утра. 

Почему такой небольшой в сравнении с другими гонками лимит участников?

Такие вот мы особенные... Нам комфортно видеть и знать всех участников, чтобы каждый получил свою долю внимания, улыбок и поддержки. Проводя этапы кубка Саратова по трейлам, мы поняли, что как только число участников переваливает за 150 (а это норма последнее время), нас уже не хватает на общение, остается только напряженная работа. ADA — это особенный, неформальный проект, как и прошедший в феврале лыжный внетрассовый проект “Black Water Endurance Challenge”. Мы хотим, чтобы это было совместное приключение романтиков и друзей. 

Если на ранней стадии заявки окажется много желающих — будем искать варианты расширения. Но пока вот так. 

3 самых важных совета участникам гонки, что пробежать свою дистанцию хорошо и финишировать с удовольствием:

Первый совет (традиционный и мало выполнимый): Не гнать со старта!

Второй: Улыбайтесь!

Третий совет: Все равно улыбайтесь!

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Олег Чернов
Любитель аутдорных приключений