05 января 2020
Блог: Александр Тырин

Борус 2019

#MountainRaceWriterContest

1:00, восемь часов до старта.

На улице идёт снег. Дом теплый, и снежинки, упавшие на крышу, тают, стекают вниз, бьют каплями в навес из кровельного железа.

Бам. Бам-бам-Бам.

Бам-БАМ.

3:00, шесть часов до старта

...Бам-бАм-баМ-бам...

Сна ни в одном глазу. Лежу на спине с открыми глазами, смотрю в потолок. Вместе с каждым "бам" в голове взрывается маленький искрящийся шарик, бам, бам-бам, бам. Переворачиваюсь на живот, пытаюсь нащупать рукой телефон, лежащий на полу. Генератор белого шума. Скачать. Бам. Бам-бам-бам. Интернет в Черемушках неторопливый, ждать приходится целую вечность, может чуть дольше. Бам-бам. Готово. Ха, белого шума нет, зато есть "капли дождя". Хорошая попытка, но нет, попробуем лучше "коробочный вентилятор".

Рейс Москва-Абакан - ночной. В салоне темно, пассажиры свернулись калачиками и мирно спят. На третьем часу полета легко представить, что это колония редких личинок, из которых скоро должны вылупиться бабочки. А мои сто девяносто два сантиметра торчат из кресла в обе стороны, голове на длинной шее не на что опереться, ноги норовят завязаться в узел. Перед заходом на посадку кто-то из экипажа напутал с кнопками и автоматический информатор пригласил нас на выход, поблагодарив предварительно за полет. Личинки оживились, страшно.

Выключил "вентилятор". Сходил за туалетной бумагой, хотел сделать из неё беруши. Получилось не очень, зато всё вокруг теперь в белых хлопьях. Мое личное апрельское Рождество.

Из Абакана до Черемушек можно и нужно добираться на такси. Есть еще вариант с автобусом, но он очень морочный. Главное - не бояться. Машины в таксопарках совершенно шахидские, у них всё время что-то не работает или отваливается. В прошлом году по дороге в аэропорт у нас порвался ремень ГРМ. Полчаса мы мерзли посреди бескрайнего поля, где-то между Саяногорском и Абаканом, ожидая подменную машину. Но в этот раз повезло. Белая приора уверенно жмет сотку, лихо глотая своей жесткой подвеской многочисленные особенности рельефа. На руле в такт колдобинам подрагивает наманикюренная ладонь водителя, в правой мобилика, прижатая к уху. Изредка телефон отправляется на полочку, чтобы особожденная рука смогла переключить передачу. Мои попутчики, приняв позы мешков с картошкой, беззаботно дрыхнут на заднем сидении, а я упершись коленями в приборную доску, пялюсь куда-то в бесконечность. Там горы. Считаю: час до аэропорта, пять часов в воздухе, и еще два часа до Черемушек. А вместе с залами ожидания должно получиться 12 часов пути.

Над головой луна.  В комнате стоят выключатели с индикаторами на лампы холодного катода. Дежурного напряжения вполне хватает, чтобы инертный газ в колбах светился призрачно голубым светом. Вылез из-под одеяла и пошёл готовить завтрак.

3:30, пять с половиной часов до старта

Ем кашу, смотрю телевизор. Там красят комнату в яркие пятна с помощью направленных пиротехнических зарядов, заложенных в пакеты с краской. Получается плохо и некрасиво. Краска капает с потолка и хлюпает под ногами. С третьей попытки выбили окна, на этом и успокоились. Каша закончилась, думаю не съесть ли ещё чего.

В Черемушках (здесь живет около восьми тысяч человек) есть свой ВУЗ, филиал Сибирского федерального университета. А в ВУЗе студенческая столовая. Суп, второе, салатик и пирожок, всё съедобно и стоит всего 125р. Тут я и обедаю. Но в выходные она не работает, да и ночь на дворе, все спят.

4:00, пять часов до старта

По телевизору больше ничего интересного не показывают. Выключаю его и смотрю в окно на фонари, освещающие Енисей. Один то горит, то не горит, никак не может определиться. Неожиданно понял, что моргаю в такт. В голове крутится какая-то посторонняя мысль, беспокойно. Что-то не так...

Тихо!

Так удивился, что уснул.

6:00, три часа до старта

Кто здесь? Сколько времени? Так, прошло два часа, значит за последние трое суток я в сумме проспал десять. Два часа по приезду в Черемушки, шесть часов следующей ночью, и снова два часа сейчас. Норм. Акклиматизировался на всю катушку.

Одеться, чай с конфетками, проверить снаряжение, ещё конфетки, всё равно колотит. За этим я и приехал. Весь мандраж останется тут, на берегах Енисея, а я целый год не буду ничего бояться. Как в прорубь нырнуть утром. Кстати, в прошлом году сильно замерз тут, до гипотермии и спазма сосудов. Помню как в голове пульсировало "не останавливайся, только не останавливайся". Теперь у меня с собой помимо термы и ветровки еще и пуховка с мембранкой. И шелковый шарф, просто на всякий случай. Рюкзак битком, если надеть сверху оранжевую ветровку получится горбатая барышня с сиськами, сползшими до пупка. Зато выживу даже в сугробе.

Если думаете, что я псих, гляньте как это было это было в 2018 году.

8:00 час до старта

Из центра поселка до линии старта добираться около пяти километров. Можно пешком, но лучше на машине. Вот стою, жду её на остановке. Скребу асфальт победитовыми шипами. Днём здесь ходит трамвай, по единственному в поселке маршруту, до Саяно-Шушенской ГЭС и обратно.

ГЭС

Жаль, что к точке старта на нем не доехать. Ну всё, я внутри, перед лобовым стеклом успокаивающе качается бело-оранжевая пирамидка. 

8:50 почти

Надел ветровку поверх рюкзака. Размялся. Снял всё, надел рюкзак поверх ветровки. Размялся. Опять всё снял, поменял ветровку с рюкзаком местами. И еще несколько раз. Пора на брифинг.

Оранжевый я

Большой Борус закрыт по погодным условиям. Снова. Там много-много снега и плохая видимость. Еще десять минут назад говорил тренеру, что мне как-то херовато, сил нет, как бежать непонятно. А теперь уверен, что всё будет хорошо. Я стою в море спокойствия. Оно исходит от людей вокруг и я качаюсь на его волнах. Сейчас они поднимут меня и понесут туда, наверх, за облака. Эти ребята недовольны, что вершина закрыта, и я недоволен вместе с ними. Облегчение и печаль.


9:00 (чуть позже) побежали

Пару дней назад ходили к месту старта на разведку. Тут везде была голая земля и осенняя травка. А теперь снег, снег, снег. Бежим по "дороге", в двух колеях, оставшихся от квадроцикла. До настоящего леса еще километра три. Быстро становится жарко, ветровку снял практически сразу (повезло, она оказалась поверх рюкзака).

В прошлом году всё было наоборот. Сугробы прямо с самого старта, полшага в сторону от протоптаной лидерами тропы и проваливаешься по колено. И очень-очень холодно наверху. Поэтому у меня на ногах тайсы с шерстью и непродуваемыми панелями. Сверху остались шерстяная терма, лайкра и рюкзак, полный теплого барахла. Перчатки с виндблокером мокрые от пота. Хочется всё это снять и бежать в одном номере. Но некогда, нужно достать вот того парня, выше с обгонами будет труднее.

Дорога закончилась.

Спасибо топтунам первопроходцам за наше счастливое детство

Лес очень красивый, как в мультиках про зиму. Светло, тепло, вокруг снежная перина, на деревьях, на земле. Под ногами узкая тропинка, она крутится по склону широкими петлями серпантина, но бежать всё еще можно. Вспоминаю ошибки прошлого года и стараюсь не цепляться здесь за паровозы. Если догнал кого-то, значит нужно обгонять, даже проваливаясь в сугробы. Впереди еще будут небольшие выполаживания, на них можно отдохнуть, продышаться.

Лес закончился удивительно быстро, при выходе на перевал немного замедлился, здесь сложный подъем по крупным валунам, покрытых снегом, становится физически тяжело. С палками было бы проще, наверное, но палок нет. Сзади вежливый голос: "Простите, мне кажется, что вы начинаете проскальзывать, позвольте вас обогнать?". Хотел спросить не из Питера ли молодой человек, но чуть было не улетел лицом в очередной булдыган.

А вот и фирновое плато. Фирном, правда, сейчас и не пахнет. Зато есть глубокая траншея в снегу, проложенная туловищами судей за несколько часов до старта. Вид на Малый Борус изумительный, но смотреть приходится преимущественно под ноги. В тропе встречаются дырки глубиной по колено. Техника бега напоминает слегка ужаленого козла, обколотого снотворным.

Вид на малый Борус с плато

Сейчас мы сделаем небольшую петельку и выйдем на гребень, где нас встретит ветер, причем сразу довольно крепкий. Тут пригодились и теплые штаны и ветровка и перчатки с ветрозащитой. Пока поднимался, вспоминал прошлый год. Всё ждал, когда начну замерзать. Но не было ни «холодно, черт, как холодно, руки и ноги замёрзли в какашку и не слушаются, только не останавливаться, бежать, ползти дальше», ни потери зрения, ни учащённого сердцебиения. Значит экипировку подобрал правильно.

Выход на гребень и оранжевый я, совсем как у Карлсона

Гребень. Вверх уже никто не бежит и даже не делает попыток обогнать. Все равномерно и сосредоточенно пыхтят, как стадо ежиков. Слышны безумные крики "Это он, это он, настоящий регидрон!". Надел ветровку, вывернул рукавички из манжет на перчатках. Впереди чья-то объемная попа, сзади рассказывают анекдоты про альпинистов. Я тоже знаю анекдот, но рассказать его некому, этим и мучаюсь.

Идут в гору четверо. Новичок, значкист, разрядник и инструктор. Долго идут.
Новичок идет, думает: "Блин, когда уже вершина?"
Значкист идет тяжело дыша, думает: "Будет привал или не будет?"
Разрядник идет тяжело ступая, думает: "Когда уже новичок со значкистом сдохнут и привал попросят?"
Инструктор идет и вытирая пот с лица думает: "Ну и лоси же мне достались!"

С соседней вершины с оружейным треском неспеша сошла лавина. А разворот уже рядом, просто идти до него долго. Начинает сказываться недостаток сна, всё лень, а надо бы немного ускориться. Ищу взглядом пса, в прошлом году он лежал где-то здесь, в валунах, прятался от ветра и ждал, наверное, хозяина.

Нам туда, к солнцу

Наверху хорошо. Наверху дают браслетики и чай. Позади около 9км пути и почти 2км набора, пора обратно.

Та самая барышня с сиськами

Вниз смотреть немного страшно, непонятно как спускаться.

Не смотреть вниз, не смотреть вниз, ой, я посмотрел вниз!

А не так уж и страшно, совсем наоборот. Обратно бежать легко и приятно. По гребню так и вовсе ураган, хорошо, что так много снега. Вот только ноги от усталости выписывают какие-то странные кренделя в снежных траншеях. Еще несколько минут оставил возле ПП1, зашнуровывал плотнее кроссовки перед спуском. Arctic Claw намокнув довольно сильно растягиваются, и это мешает. В паре мест можно смело ехать на попе, главное - целенаправлено. А на финишном спуске порадовали шерстяные штаны. Они напитались снегом, отяжелели и начали сползать. Пытался поправлять их на ходу, но через километр споткнулся и растекся по сугробу. Встал, затянул пояс штанов где-то под грудью и побежал дальше. Но скорость набрать уже не смог, энергия кончилось, пропустил человек пять или шесть. А ведь только что их обогнал, и нацелился еще на двух, обидно.

Ну вот и финиш. Тренер, как обычно, уже тут, встречает своих цыплят. Я пробежал на удивление неплохо, на 50 минут лучше прошлого года, попал в колокол физкультурника. 

Вот этот вот большой столбик, я там. Серый столбик - среднее время финишера. Золотой - это не люди, можно не учитывать.

А теперь всем, имевшим терпение дочитать, - видео. Его снял неизвестный мне чувак, 2/3 пути бежавший немного позади меня. Ищите в кадре оранжевую ветровку :) Самые интересные куски - гребень (27 и 28 серия из 45). Но можно смотреть и всё подряд, как же там красиво. (на всякий случай ссылка на плейлист: https://www.youtube.com/watch?v=a6iezj0ereI&list=PL6tzIMy9lCTMBjrBVThou2xfzHRosv9B5)


Ну и немножко фото из Черемушек

 

 

 

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Александр Тырин