Невероятная Камилла Херон (Camille Herron) в прошлую субботу установила очередной рекорд: за 48 часов она пробежала 270,5 миль (435 км) на фестивале 48-часового бега Sri Chinmoy в столице Австралии.
Херрон пробежала 238 км в первый день и 197 км во второй день.
“Большинство бегунов совсем не спят первые 24 часа, но я поняла, что мне помогает прилечь ненадолго и медитировать, закрыв глаза,” рассказала Херрон журналу "Runner's World". У нее получилось увеличить собственный 24-часовой рекорд на 5 миль.
Фото: Sri Chinmoy Races
Недавно Камилла Херрон поделилась в твиттере одной из причин того, как в свои сорок лет она продолжает сокрушать мировые рекорды: она делает только одну-две длительные тренировки в месяц (не больше 35 км) и никогда не делает две длительные тренировки подряд.
Вот наглядный пример: она пробежала только одну лёгкую 30-километровую тренировку при подготовке к стомильной гонке “Джэкпот Ультра” в прошлом году, и с лёгкостью победила.
Вместо продолжительных тренировок Херрон фокусируется на общем объёме и частоте тренировок. И вообще считает, что длительный бег переоценивают.
В мире ультрабега, в котором все меряются своими эпическими ежедневными объёмами, случай Херрон кажется аномалией. Среди комментариев на ее твит, встречались заинтересованные комментарии с долей скептицизма. Как может спортсмен, бегающий ультрамарафонские дистанции, который является держателем мировых рекордов на дистанции 100 миль и чемпионом в 24-часовом беге, бегать не больше, чем тот, кто готовится к обычному марафону? Разве не должны ее тренировки быть отражением того, что она будет преодолевать на забеге?
Карен Трой, профессор биомедицинской инженерии и директор лаборатории механики опорно-двигательной системы, считает, что философия тренировочного процесса Херрон отражает то, что она читает в научных журналах и видит в лаборатории в связи с изучением стресса от механического воздействия и костной адаптации.
Фото: Sandro Marconi
Как кости адаптируются к нагрузке
Костная ткань - динамическая ткань. Она меняется, адаптируется и становится сильнее, также как и мышцы. И для того, чтобы кости становились сильнее, им нужна нагрузка.
У костей есть “заданная точка”— схожая с термостатом в доме — определяющая оптимальное количество механического стресса, который костная ткань готова испытывать. В зависимости от количества и уровня силы передаваемых на кости, костные клетки отвечают, добавляя или удаляя костную массу. Слишком большое усилие — и костная ткань растёт, чтобы снижать нагрузку. Слишком мало — и костная масса уменьшается, чтобы ощущать нагрузку сильнее.
Учёные давно интересуются поисками золотой середины между уровнем физической активности, который вызывает адаптацию и укрепляет кости, и тем уровнем, который может привести к травме. Это — тонкая грань, которую многие бегуны знают не понаслышке. В ходе исследований, которые проводили с участием животных (мышей и крыс), выяснилось, что после циклов непрерывной нагрузки, костные клетки начинают игнорировать стресс от механического воздействия и перестают адаптироваться. Можно провести аналогию с комнатой с неприятным запахом в ней. Плохо пахнет примерно 10 - 15 минут, а потом вы привыкаете. Если остаться в комнате дольше, перестанете замечать запах.
Но также как наш нос может стать снова чувствительным к запаху, если покинуть неприятно пахнущую комнату, клетки костей снова начинают адаптироваться после перерыва. В исследованиях обнаружилось, что костные клетки начинают реагировать на механический стресс снова после 4-8- часового периода отдыха. Когда вы распределяете нагрузку на многочисленных тренировках, вместо одного продолжительного подхода, это благотворно сказывается на костной ткани. Сухожилия и связки отвечают на нагрузку похожим образом.
Факты свидетельствуют, что, говоря о здоровье костей, при продолжительном беге эффективность уменьшается. Трой выдвигает предположение, что кости реагируют на стресс от бега после первого километра или немного дольше, но затем становятся невосприимчивыми к монотонным, повторяющимся нагрузкам. “Мышечные и сердечно-сосудистые адаптации будут происходить, но костная ткань перестаёт реагировать,” - говорит Трой. “Вы просто добавляете километры, а с ними накапливаете потенциальный вред вместо того, чтобы сделать кости крепче.”
Фото: @howiesternphoto
Что говорят исследования о необходимости длительных тренировок
Не так много исследований проводилось на людях, что делает Херрон интересным случаем для исследования. “Люди созданы для постоянного движения,” говорит она. “Тело реагирует изменения в динамике, поэтому нужно подвергать тело стрессу различными способами.” Такой подход, верит она, может работать для бегунов любого уровня, бегающих разные дистанции.
В её тренировочном процессе много частых коротких тренировочных сессий. Большинство дней, Херрон бегает 16 - 24 км, и после 4-8 часового отдыха делает ещё подход в 10-11 км. В течение двухнедельного цикла, она выполняет четыре основные тренировки — короткие интервалы по 400 метров; длинные интервалы с отрезками 1,5-5 км; прогрессивный бег, обычно включенный в длительную беговую тренировку; и тренировка на рельефе когда она тренирует и подъёмы и спуски.
В промежутке она делает лёгкие беговые тренировки и включает СБУ и ускорения дважды в неделю. За пару недель до большой гонки Херрон принимает участие в марафоне или 50-километровой гонке, чтобы попрактиковать питание и встряхнуть организм.
“Каждая тренировка — как кирпичик, которые накапливаются со временем,” - говорит она. Спустя годы Херрон, поиграв со своей формулой тренировок, сократила количество длительных беговых тренировок, отдавая приоритет качеству, а не количеству, и времени, отведенному для тренировки, а не дистанции . Она говорит, что два часа бега в качестве длительной тренировки её вполне устраивает.
Вполне логично, что тренировочный план Херрон основывается на научном подходе. Она училась на медицинском в университете, а затем переключилась на научные исследования о влиянии нагрузки на кости и мышцы. В аспирантуре для своей диссертации она изучала связь между стрессом, вызванным механическим воздействием, и восстановлением костей. Изучая кости, она, вероятно, надеялась понять, почему перенесла множество стрессовых переломов в старшей школе и колледже. Эти знания сформировали её видение тренировок.
Но она не сразу применила теорию на практике. В начале своей марафонской карьеры она бегала длительные тренировки по 42 км. И только когда она начала тренироваться в горах на высоте, стала дробить тренировки. Её тренер (и муж) Конор Хольт думал, это поможет ей акклиматизироваться на высоте. Херрон говорит, что это было “как запуск ракеты”. Она лучше восстанавливалась и чувствовала больше энергии в ногах.
Сабрина Литл, ультрабегунья и пятикратная чемпионка США, также видит преимущества в подобном стиле тренировок. В колледже она делал длительные тренировки подряд: 50-километровая тренировка, и ещё 30-километровая на следующий день. Но закончив учёбу, она больше не могла позволить себе роскошь уделять бесконечное количество времени тренировкам. Она ожидала, что будет теперь хуже готова к гонкам, но случилась интересная вещь — она стала показывать результаты лучше прежних. Оказалось, что бегая несколько раз в день, можно значительно повысить эффективность тренировок.
“Когда я установила рекорд Америки в суточном беге, моя самая длительная тренировка была 25 или 27 км,” говорит Литл.
Она тренировалась утром и затем после обеда делала ещё одну тренировку в более быстром темпе. И оказалась в состоянии делать более интенсивную работу вместо длительных и медленных тренировок. Это помогало её организму лучше усваивать тренировочный процесс.
Сейчас, с двумя маленькими детьми, у Литл определенно нет большого количества свободного времени, поэтому она практикует то, что называет “бег по ситуации” — до дел, между делами, и после дел.
Как бы то ни было, обе, Херрон и Литл, накопили большой опыт бега на длинные дистанции перед тем, как перейти к текущей тренировочной стратегии. “Я не хочу сказать, что дни с длительным бегом не нужны, но трудно сказать, какую роль они играют,” - говорит Литл. “Каким-то образом длинные забеги всё же откладываются в мышечной памяти ног”.
В то время как тренировочные процессы Херрон и Литл отражают результаты исследований, их нельзя рассматривать отдельно от других факторов.
Есть и другие факторы, которые воздействуют на здоровье костей и адаптацию помимо механической нагрузки — генетика , питание, техника бега, и то, сколько костной ткани было сформировано в наиболее важные для построения костей годы. Влияет и гормональное здоровье, ведь половые гормоны напрямую влияют на состояние костей. Если уровень гормонов низок, нарушается баланс в сторону уменьшения костной ткани, оставляя ткань более уязвимой для травм.
И всё же, независимо от того, являются ли долгие регулярные тренировки ключом к успеху и предотвращению травм при этом или нет, мысль о том, что длительные тренировки нужны не всем, внушает оптимизм.
Большинство бегунов не могут себе позволить уделять большое количество времени длительным тренировкам. И люди должны знать, что есть и другие варианты тренировок, как в случае Херрон. Понимание этого может привлечь больше спортсменов в ультрабег.
Источник: CHRISTINE YU, trailrunnermag.com