19 октября 2016

ELTON VOLGABUS ULTRA-TRAIL 2017 – первый официальный стомильник в России. Интервью с Вячеславом Глуховым.

Вячеслав Глухов – организатор и идейный вдохновитель марафона пустынных степей, проходящем вокруг уникального озера Эльтон. Вместе с дружной командой единомышленников он сделал этот старт одним из знаковых событий в российском трейлраннинге, соревнования с особой неповторимой атмосферой. Пятый Elton Ultra-trail выходит на новый уровень – участников ждет дистанция в 100 миль!
Мы попросили Вячеслава рассказать подробнее о новой дистанции и Elton Ultra-trail 2017 в целом.


Вы планомерно двигались к цели и на ELTON VOLGABUS ULTRA-TRAIL в 2017 году нас ждет дистанция в 100 миль! Расскажите немного подробнее об этой дистанции.

3-го сентября была открыта регистрация на пятый, юбилейный, Elton Ultra-trail, это его международное зарегистрированное сертифицированное название, российский вариант – “Марафон пустынных степей”. Были анонсированы изменения по дистанциям. Основная дистанция – сто миль. Дистанции 104 км и 56 км мы убрали. Цель этого: во-первых, исключить "беговых авантюристов", т. к. преодоление дистанций в рамках этих соревнований может быть связано с риском для жизни, во-вторых, тот факт, что соревнования проходят на территории природного парка. К примеру, несанкционированное нахождение автомобиля на территории парка наказывается штрафом в 2000 руб., передвижение по территории заповедника должно согласовываться с его администрацией. Не хочется превратить эти соревнования в массовый псевдо-трейл, которых сейчас много проходит около больших мегаполисов, центров массового туризма.

Да, этот старт не назовешь развлекательным!

Основная наша идея - уйти от городского шума, машин, пробежек по городу, уйти от действительности, которая давит. Вот я, например, готов жить на Эльтоне.

Здесь последняя заправка за 150 км, и она может не работать, одно кафе, один магазин, один банкомат, ничем не обремененные люди, занимающиеся своими делами. В этом прелесть Эльтона. Цель Эльтона - уйти от урбанизации, стать ближе к дикой природе.

Трейлов много, их количество растет, этот год прибавились соревнования на Алтае, на юге - Абрау-Дюрсо, и масса других, в Ленинградской области очень массово развивается трейл: Финляндия, Норвегия дают неплохой пример.

А вот в таких условиях, пустыне, полупустыне - их нет. Это отличительная черта, мы хотим ее развивать. Минимум урбанизации.

На сколько я понимаю, это первый в России официальный стомильник. Верно?

Да, это первый официальный стомильник в России. Мы сертифицировали эту дистанцию, получили 4 балла, хотя регистрироваться в ассоциациях не стремимся, рассчитываем в первую очередь на россиян, хотя приятно, когда приезжают иностранцы, но не стоит себя обманывать, живем в России, поэтому рассчитываем на российских спортсменов.

Участники будут бежать 2 круга, мы частично изменили дистанцию. Раньше дорога после 60 км уходила на грейдер, на протяжении 40 км однообразная картина, бывало, что люди начинали видеть галлюцинации. Сейчас изменили этот участок, проложили ближе к озеру, там виды получше, тропа хорошая для бега, можно попетлять.

Первый круг проходишь, отмечаешься, скорее всего будет электронный хронометраж, идешь на второй круг.

В этом году мы сделали поощрительные медали, для тех, кто не пройдет 2 круга или для тех, кто не уложился в контрольное время 24 часа.

Мы сделали ребрендинг логотипа в этом году: череп орла-могильника, он же императорский орел – символ Эльтона. Самая крупная птица на Эльтоне.

Вот такая награда ждет абсолютного победителя cверхмарафона

Эльтон – мировой транзит для перелетных птиц, здесь они заправляются солью. Их там тысячи, когда идет перелет на юг.

Те, кто будут бежать ночью, могут встретить другую птицу - степного филина.

Волки там тоже есть, но маленькие, степные, есть там енотовидные собаки, лошади, лисы. Змеи тоже есть, ядовитых очень мало, но все равно нужно смотреть, куда наступать.

Вы не гонитесь за массовостью, и лимит участников выбирается довольно быстро без какой-то дополнительной рекламы?

Да, это создает некоторую элитность и здоровый ажиотаж в участии именно в этих соревнованиях.

На дистанции участникам можно будет использовать помощь команды поддержки. Есть ли какие-то нюансы? Команду поддержки надо будет как-то регистрировать перед стартом? Есть ли какие-то ограничения по количеству помощников и т.д.?

Да, мы впервые ввели экипажи автосопровождения, каждый может подать заявку при регистрации, заявить экипаж-сопровождение, который правда не будет сопровождать всю дистанцию, мы не можем ездить много и часто, чтобы не уничтожить животных заповедника.

Мы будем стационарно устанавливать точки, которые уже обозначены на трекере, в приложении к положении.

Мы выдадим на автомобиль свои наклейки с номером марафонца, и сами участники могут забрендировать автомобиль в поддержку своего друга.

Также автоэкипажу будут предоставлены светоотражающие жилеты, продукты, так как это практически передвижной пункт питания, фрукты, воду, изотоники, колу, изюм.

Есть ли ограничения по количеству помощников в автомобиле?

В автомобиле не больше двух человек, так как должно оставаться место на случай эвакуации. Мы будем комплектовать автомобиль питанием, поэтому в нем должно быть место.

Вода для того, чтобы освежиться будет у нас находиться в двух местах:

Первое – Хутор Красная деревня, на 50 км дистанции первого круга. Поставим там большие палатки, где марафонец, сверхмарафонец который укладывается в 8 часов, может поспать, переобуться, сменить одежду, помыться, там есть колодец, организуем массаж, хорошее питание, плов, пироги, бульон и т.д.

Второй базовый лагерь - это стартовый городок, где в пределах поселка Эльтон участник по прохождении первого круга может отдохнуть, гости могут поддерживать, сопровождать марафонцев, но после 2-го километра сопровождение будет пресекаться и наказываться. Все выявленные несанкционированные сопровождения, велосопровождение, сопровождение на машинах, участнику будут грозить выставлением DNF.

Будут веловолонтеры на сложных участках, но их не будет много, в этом соль Эльтона ты бежишь один, преодолевая себя.

в этом году поставим в стартовом городке ванну с кубиками льда. Будут еще некоторые фишки на старте, старт будет в ночное время. Мы постараемся сделать красивый свет, может быть, будут костры, но это в стадии обдумывания.

Ставим в обязательное снаряжение налобный фонарь плюс мигающий фонарь, будем требовать его размещение сзади, чтобы можно было ориентироваться, чтобы идущий позади мог тебя видеть. Ультратрейлы, сверхмарафоны я советую бежать парами.

Обо всей остальной экипировке можно почитать в положении. Например, очки, крем. Некоторые крем исключают. Хотя я предпочитаю использовать крем, если только не бегу в футболке с длинным рукавом и с защитой от УФ.

Крем с защитой за 50 создает корку и тело не дышит, мы советуем брать до 40.

Что касается автоэкипажей, требуем наличие аптечки, частично лекарствами будем обеспечивать.

На 100 миль у вас есть критерии допуска к дистанции. Есть ли случаи подачи заявки от тех, кто не проходит по этим критериям? Отсеивали уже кого-то?

Критерии допуска прописаны в положении. Это наличие квалификационных баллов ITRA, 7 баллов, т.е. одна стомильная гонка, либо 2 гонки по 50 км.

Кому-то задаем дополнительные вопросы, хотя многих мы знаем и так.

Участники на дистанции 100 миль - это в основном те, кто пробежал на ваших соревнованиях в предыдущие годы?

Почти все, кто уже пробежал 100 км, кто сошел с дистанции, собираются покорить Эльтон в 2017 году, настучать по его соленой бороде, как они говорят.

Эльтон не отпускает, 70 %- это люди, которые уже участвовали.

Мы отсеивали, человек 7-8 не соответствуют заявленным в положении требованиям. Многие просят поставить их в очередь, говорят, что доберут баллы.

Помимо стомильника будет все-таки и еще одна дистанция-спутник?

Оставили по многочисленным просьбам вторую дистанцию, сделали компромиссный вариант между лайт и мастер - 38 км. Многие просили сделать дистанцию 42 км, но я считаю, если 42 км хотите пробежать, то это классический марафон, городской.

Мы подстраиваемся под природу, как природа распорядилась, что этот ручей течет именно здесь, не можем мы по-другому проложить дистанцию. Неплохая цифра - 38, достойная дистанция.


Кто в вашем понимании потенциальный участник на 38 км? Подходит ли дистанция для тех, кто первый раз хочет попробовать себя в трейлраннинге, или это уже серьезное испытание не для новичков?

Марафонец, трейлраннер, который попробовал себя в городе, может быть, пробежал Golden Ring, начинающий марафонец, я бы сказал.

Достойная дистанция, мы здесь уходим от скайраннинга, классический трейл, для начинающих очень комфортно, не надо карабкаться, прыгать, несколько небольших подъемов стометровых. Это исключительное место для того, чтобы полюбить трейл.

Также эти соревнования подходят для тех, кто хочет испытать себя в жаркое время. Эльтон - зарегистрированная точка жары. На первом Эльтоне у нас было 51 градус, на предыдущих соревнованиях - 43.

У нас были участники, известные марафонцы, которые сошли с дистанции в связи с тепловым ударом.

Эльтон - место мистическое, оно притягивает.

Заявка у вас открылась 3 сентября. Как она протекает? Какой прогноз в отношении исчерпания слотов?

Регистрация идет неплохо, планово, более 30% заявок уже выбрано. Один из наших лозунгов: "мы хотим каждого знать в лицо". Мы хотим, чтобы это была дружеская команда. Это еще одна из причин, почему мы не делаем массовые трейлы.

Прогноз по исчерпанию слотов, я думаю, декабрь, январь.

Есть заявки от иностранных участников, но их немного.

Продвигается ли Эльтон на международном уровне?

Продвигается, но ориентируемся в основном на российских спортсменов. Будут публикации в международных журналах, статьи.

Будем давать скидки на Экспо в Сочи, будут встречи в середине декабря в Москве, в январе перед Дорогой жизни в Петербурге.

Расскажите немного о спонсорах и партнерах забега?

Один из наших партнеров - компания Asics. У участников будет футболка в стартовом пакете, будут футболки финишеров.

Также среди партнеров пивоваренная компания местная, но многие контракты еще не подписаны.

Сложно ли решить вопрос с руководством природного парка?

С ними все хорошо, с комитетом природных ресурсов и с администрацией.

Проблемы у нас, конечно, тоже есть. Например, логистические, с электричеством.

Приходилось решать вопрос с водой, пресной воды почти нет, даже все речушки, впадающие в озеро - соленые. В прошлом году было потрачено 12 тонн воды, 2 тонны питьевой и 10 тонн технической. Разработали скважину, поставили насосы.


Вообще, Эльтон – это особая атмосфера. Плюсом здесь еще и то, что народ живет здесь в одном месте. Люди сидят на песке, гавайские гитары, мате, мы делаем большое костровище, кинотеатр под открытым небом, художественная самодеятельность. Ждем артистов. Все это будет анонсироваться.

Хотелось бы рассказать о команде. Команда - это я, Катерина Ушакова, человек, который отдается всю себя этому событию. Максим Маклаков, отвечающий за медийную часть, за стартовый городок. Алексей Бердюгин - опытный марафонец, который с нами с самого начала, душа Эльтона, отвечает за маркировку. Присоединилась в этом году Надежда Деревщикова, она будет старшей на дистанции стомильника. Мы попытаемся организовать в этом году что-то вроде колцентра. Пытаемся договориться, чтобы можно было отслеживать участников на дистанции через спутники. Мария Орехина отвечает за группу волонтеров. Вот это основная наша команда.

Планируете ли организовывать другие забеги?

Есть задумки по другим регионам. Есть желание освоить Каракумы, но с Туркменией пока не договорились. Хотелось бы провести соревнования в пустыне, но это уже территория другого государства, в России подобного ландшафта нет.


Благодарим Вячеслава за беседу и желаем дальнейших успехов в организации этого уникального старта!

У вас еще есть возможность стать участником первого в России официального ультрамарфона на дистанции 100 миль! Регистрация – тут!

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Валёк Вергилюш

Трейлраннер, альпинист, мультиспортсмен, сооснователь и редактор mountain-race.ru