31 марта 2022
Блог: Ольга Овсюкова

Алексей Крицков. Огнеборец, который победил на Dagestan Wild Trail 2022. Интервью с новой звездой

Алексей Крицков - победитель дистанции 120 км Dagestan Wild Trail 2022. Человек, который по ночам тушит пожары, за месяц может пробежать 1700 километров, а еще как-то раз преодолел зимнюю ночную гонку в пожарном костюме, да к тому же с топором. "Да кто он такой?" — вопрошают аксакалы ультрагонок. Сейчас и узнаем, как совмещать ночные смены в МЧС и первые места на тяжелейших ультрах.

Дорогие читатели. Если вы считаете материалы и работу сайта mountain-race.ru полезной и значимой, мы будем благодарны за помощь нашему проекту в любом размере. Сейчас ваша поддержка очень важна для нас, так как контент всегда бесплатный, а наши партнеры, к сожалению, не могут в текущих условиях продолжать работу с нами. Мы очень хотим продолжить свою работу для вас.

С уважением, редакция сайта.


Алексей, поздравляю тебя с победой! Расскажи, как тебя занесло в Дагестан и какие у тебя впечатления от этого старта?

Спасибо! Про эти соревнования я узнал чуть больше года назад, но тогда не успел купить слот на участие. В этом году купил его заранее, потому что слышал, что это классное соревнование. Не сомневался даже – участвовать или нет в этом крутом старте.

Это самая длинная твоя дистанция на соревнованиях?

Нет, в 2021 впервые я пробежал ультрамарафон 100+. Это был горный марафон на Алтае — AUT 125 км с набором 5500+. Бежали мы тогда в тайге, в горах, по грязи. Наверное, все помнят, какая это была тяжелая гонка.

Давно ты бегаешь трейлы и скайраннинг? Когда понял, что пора стремиться к тумбочке?

Первый мой трейл был в 2020 году. Это Ольхон-трейл на 60км. Я на удивление выиграл тогда этот старт. Очень тяжело, конечно, мне далась эта гонка. Много терпел, сводило все тело. В общем, добежал на характере и после Ольхона понял, что могу проявить себя на более длинных дистанциях. Грубо говоря, все началось с Ольхона.

Как ты себя чувствуешь перед стартом? Бывает ли какой-то мандраж, как справляешься?

Знаешь, перед гонкой всегда начинаются сомнения: все ли я успел сделать, набегал ли нужные тренировки, подготовил ли я желудок к питанию. Но потом сразу начинаю себя успокаивать, что я проделал реально огромную работу с собой: не только физическую, но и психологическую подготовку. Поэтому сразу все волнение начинает уходить. Да и вообще, легкое волнение – это всегда нормальное состояние.


"Если человек не волнуется, то значит это плохо, он перегорел и плохо пробежит".


Отслеживаешь ли перед стартом, кто едет из соперников? Какие чувства, эмоции и ожидания от сильного соперничества у тебя были?

Всегда стараюсь отследить соперников, чтобы понимать, какая будет идти тактическая борьба, ведь у каждого соперника есть свои сильные и слабые стороны, которые следует учитывать. В этот раз в Дагестане собрались очень сильные соперники. Такой конкуренции не было ни на одном старте, и я понимал, что проиграть у меня гораздо больше шансов, чем выиграть. Те, кто бежал со мной, на голову сильнее меня и по рейтингу, и по опыту. Эта конкуренция, конечно, была очень крутой на протяжении всей гонки. Я люблю такое, потому что проигрывать или выигрывать у сильного — гораздо приятнее, нежели выиграть ни у кого.

Когда ты понял, что можешь стать первым? Как вообще складывалась борьба на дистанции?

После первого перевала был хороший затяжной спуск. Тогда я начал понимать, что ребята не так уж и быстро его бегут. Он был крутой и довольно опасный, и они осторожничали на нем, а я понял, что у меня на спусках есть большие шансы оторваться. Вся гонка на протяжении 120 километров — это очень много спусков. Если мы набрали 6150 метров, то сбросили гораздо больше — 6800 метров спусков.

На протяжении всей дистанции шла упорная тактическая борьба. Всю гонку кто-то убегал, кто-то догонял. Сложная была гонка в плане тактики и психики. Понимаешь, что бежать не можешь, а он начинает от тебя убегать в гору, и ты сам себе говоришь: «Давай-давай, не вздумай отставать». И вот приходилось на характере, на зубах цепляться за спину и идти за соперниками.


"Проигрывать или выигрывать у сильного — гораздо приятнее, нежели выиграть ни у кого".


Ты в первый раз на Кавказе? Что было самым сложным на этой трассе?

На Кавказе я не в первый раз. Когда-то я был в сборной Иркутской области по легкой атлетике, и мы часто выезжали в Кисловодск на сборы. Поэтому Кавказ мне близок, очень люблю здесь тренироваться. Мы делали по две тренировки в день в Кисловодске. Помню, как мы там, конечно,  погибали, но в то же время кайфовали от этих гор. Поэтому я на Кавказе не в первый раз и хорошо его знаю.

Вообще, по вопросу, сложной ли была трасса, могу сказать так. За все годы, когда проходила гонка, трасса всегда была беговая. Всегда участники говорили: «Бежишь себе и кайфуешь, подъемы-спуски, бежишь по дорогам». Но в этом году за неделю до старта выпало очень много снега, что редкость для этого региона. Мы, наверное, километров 70 из 120 бежали по снегу. Местами он был даже выше колена. Были такие участки — крутые спуски по лесу, скользкие, опасные, крутые повороты, деревья, кусты, корни торчат. Эти участки были очень сложными.

Сами погодные условия тоже были тяжелыми. Стартовали мы в половине первого ночи, и на первом перевале на 2300 было -15, а днем было +15. Такой перепад тоже заставил нас помучиться.

фото Екатерина Зыкова

Как будешь восстанавливаться после такой длинной гонки? Когда следующий старт?

После такой длинной дистанции буду бегать просто легкие кроссы, делать легкие силовые и наблюдать за организмом, как он будет себя проявлять. Как почувствую, что буду готов к интервальным, к темповым, то, конечно, начну бегать. А сейчас очень важно следить за организмом — что он говорит. Нагрузка была очень сложной — суставы сильно пострадали, голеностоп, стопы, пальцы. Сейчас важно не торопиться и внимательно следить за собой.

Название твоей команды — "Огнеборец". Работа в МЧС — это ненормированный рабочий день, перегрузки физические и эмоциональные. Как ты справляешься и совмещаешь такую тяжёлую работу с тренировками? Легко тебя отпускают с работы на старты?

Так как я давно бегаю, а у меня стаж больше, чем 23 года, то мне кажется, я просто научился переваривать такие нагрузки и такой стресс. Наверное, благодаря такой работе мой организм стал сильнее, ведь иногда на пожарах приходилось переносить ужасные нагрузки на организм. Тем более ночной график тоже помогает на ультрах, потому что часто бежим по ночам. Для меня не поспать ночью уже в порядке вещей, я к этому привык.

А по второй части вопроса — мне просто повезло с начальниками, которые с пониманием относятся к моему увлечению и всегда стараются пойти навстречу. Так что возможность стартовать находится. 

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Ольга Овсюкова
Читатель и писатель. Живу в Иркутске, бегаю вверх и вниз, катаю на всём, что приводится в движение мускульной силой.