28 марта 2024

Первая женщина, финишировавшая на Марафоне Баркли: Jasmin Paris

Barkley Marathons, проходящий в Frozen Head State Park в штате Теннесси,  –  один из самых трудных и безумных ультрамарафонов в мире, — такой сложный, что за всё время его существования с 1986 года до этого года только 20 человек смогли успешно дойти до финиша. 

Гонка — детище всем известного Гэри ‘Лазарус Лейк’ Кентрелла, названная так по имени его друга и соседа  Barry Barkley. В основе создания гонки лежит мрачная история:  Кантрел был впечатлён событиями, произошедшими с  Джеймсом  Эрл  Рэем, убийцей Мартина Лютера Кинга, отбывавшем 99-летний срок. Рэй  сбежал из тюрьмы в 1977 году и  преодолел 8 миль в диких лесах штата Теннесси за 54 часа. Услышав об этом, Лаз и его друзья  решили, что можно сделать круче: так появился Barkley Marathons.

В этом году случилось небывалое: 5 участников финишировали гонку, уложившись в контрольное время.  И среди них – невероятная Жасмин Пэрис (Jasmin Paris)! До этого она была первой женщиной, пробежавшей “Fun Run” на Баркли дважды (60-мильный трек, который проходит в три круга, это “щадящий” вариант гонки).  


Photo: David Miller

“Я была близка к тому, чтобы потерять сознание,” говорит Jasmin Paris, вспоминая момент, когда она стала первой женщиной, финишировавшей гонку, признанную самой сложной в мире. “Я чувствовала, что вот-вот или пересеку финишную линию, или упаду прямо перед ней. …  Я не могла сфокусироваться. Всё было как в тумане.”

Пэрис рассказывает: “Сложность совсем не в том, что нужно пробежать расстояние длиной в 100 миль, самое трудное – местность. Сразу после старта мы начали подниматься по такому крутому склону, что я временами начинала соскальзывать назад, и приходилось подниматься снова. Была пара мест, где мы ползли на животах. И в этом году  добавили новый участок дистанции,  который когда-то был  склоном холма на шахте, он весь был покрыт  зарослями ежевики, и наши ноги  были все исцарапаны”.

Итак, 22 марта, 40-летняя британская ультрабегунья финишировала на Barkley Marathons за 59:58:21 (контрольное время – 60 часов!), став таким образом первой женщиной, пробежавшей все пять петель.

Так кто же такая Jasmin Paris?

 Теперь уже она войдёт в историю как британская ультрабегунья,  ставшая первой женщиной, финишировавшей на Barkley Marathons. Кроме того, она единственная женщина, выигравшая  268-мильный забег  Spine Race с первой попытки. 

А в 2019 году  Пэрис пересекла финишную линию забега Spine Race за рекордные  83 часа, 12 минут и 23 секунды  (этот рекорд был побит лишь в этом году), тогда  она стала первой женщиной, выигравшей гонку сразу. На протяжении всего забега Парис делала остановки, чтобы сцеживать молоко для своей 14-месячной дочери.  Эта гонка, проходящая по маршруту Пеннинского пути (знаменитый маршрут по горам и холмам Англии), является также одной из самых трудных гонок на выносливость в мире. 

Что рассказывает о себе спортсменка? 

Я выросла  в Peak District. Ходила по горам с ранних лет и начала  всерьёз заниматься бегом в 2008 году, закончив Университет в  Ливерпуле. Когда я работала в качестве новоиспечённого ветеринара, коллега предложил поучаствовать в местной гонке. Я попробовала, и меня зацепило.

Я работаю над диссертацией, поэтому  добиваюсь баланса в тренировках и работе тремя способами: во-первых, я тренируюсь совсем не так много, как все думают; во-вторых, я привыкла к гибкому графику во всём, что делаю, отчасти поэтому работа с тренером не подошла бы мне; и в-третьих, у нас нет телевизора.

Я бегаю рано утром, а мой муж, Конрад, терпит ранние подъёмы в 5 утра каждый день. Так у меня  гарантированно будет тренировка, потому что, если откладывать её на более позднее время,  работа зачастую мешает мне выполнить тренировку, или  я просто слишком устаю, когда добираюсь домой, чтобы выйти на пробежку.

У меня нет определённого тренировочного плана. Большинство дней я стартую от нашего дома, около 10 минут бегу в сторону холмов, и там уже начинаю тренировку. По будням  я обычно бегаю по 60-90 минут каждый день.  Иногда еду на велосипеде до работы; и плаваю несколько раз в неделю. По выходным я обычно делаю пару длительных тренировок  (по 3-4 часа), или иду в горы с  Конрадом.


Жасмин с мужем на гонке в Андорре в 2018 году. Фото: Loic Tregan

Зимой  2015-16 я делала еженедельную скоростную тренировку, бегая с  Конрадом вокруг водоёма возле дома  – мы бегали в противоположном направлении, и точка встречи показывала, как у нас идут дела. Я не очень-то умею заставлять себя ускоряться на тренировках, поэтому приходилось достигать эффекта скоростной тренировки с помощью такой гонки.

Я не очень люблю делать растяжку, следовало бы делать её чаще. Как бы то ни было, я пытаюсь растягивать мой  илиотибиальный тракт, потому что у меня в прошлом были проблемы с  ITB, а растяжка помогает контролировать эту проблему. И каждый месяц хожу на спортивный массаж.

Я не подстраиваю свою диету под бег, потому что моё питание и так было сбалансировано. Я всегда любила фрукты и овощи; и мы готовим сами каждый вечер. Я не избегаю сладостей: пироги – часть культуры горного бега, и также  я не отказываюсь от случайного бокала вина время от времени. 

Питание и гидратация на дистанции для меня проходят легко, если я не  подгоняю себя. Для лёгкого, но долгого бега я беру еду в упаковках  – сухофрукты и орешки, злаковые батончики, солёные орешки, сандвич, или булочки. Но если предстоит тяжёлая беговая работа − на  Rounds (соревнования в фелл-раннинге), например, − выбор еды становится более сложным. На коротких гонках я ем гели или конфеты, но на длинных гонках я стараюсь питаться чем-нибудь более существенным – консервированной фасолью, рисовым пудингом,  упакованный в коробочки фруктовый салат тоже хорошо заходит.

(прим. Фелл-раннинг – соревнования по горному бегу, бегу по пересеченной местности, проходящие в Англии, имеющие свои особенности и правила) 

Мой главный совет для бегунов, которые хотят начать подготовку к горной ультре, –  ходить в горы и заниматься хайкингом. Все мои лучшие выступления на гонках  следовали за  походами в горы, когда я ходила походы и ночевала в палатках неделю или дольше, и всё это с тяжелым рюкзаком за плечами. Это длительные тренировки, много спусков и подъёмов, немного тренинга на высоте, и значительно меньший риск получить травму, чем при похожих нагрузках, но во время беговых тренировок. 

Побить рекорд Angela Mudge на  Isle of Jura Fell Race в 2015 году было значимым событием для меня. Джура (прим. остров в Шотландии) –  это особое место, там мы поженились в прошлом году. Что касается “ Rounds”, я горжусь каждым результатом, но больше всего Ramsay потому что  собиралась  побить мужской рекорд и сделал это, и  ещё и потому, что это мой местный маршрут, самый дикий из трёх, и по самым высоким горам. 

(прим. здесь Rounds - это три маршрута: Bob Graham Round, Paddy Buckley Round и  Charlie Ramsay Round,  которые известны как одни из самых сложных  24-часовых  испытаний в мире. Все вместе эти три раунда включают 113 вершин в самой отдалённой и дикой части Англии, Шотландии и Уэльса).  

На будущее, я уже положила глаз на Kima и  Els 2900 Skyraces в Италии и Андорре, соответственно, и хочу попытаться установить рекорд   Lakeland 24-часа, но это уже проект на долгую перспективу.  

Окружающие меня пейзажи – вот одна из основных причин, почему я бегаю. Я думаю, окружающая природа делает меня счастливой, и мне хорошо бежится, когда я получаю удовольствие от неё .


Photo: David Miller

И несколько фрагментов из последнего интервью, которое Жасмин дала сайту IRUNFAR: 

- Как ты себя чувствуешь?

- Довольно хорошо. Ноги всё ещё опухшие, но им уже явно лучше. У меня небольшой тендинит (прим. воспаление в области сухожилий). Забавно, какие разные травмы можно собрать, пока ты на дистанции. Что-то болит некоторый период, а потом следующая травма  вытесняет предыдущую. Потом, уже в процессе восстановления, травмы, о которых забыл, потому что появилось что-то более серьёзное и болезненное,  возвращаются, потому что они никуда и не уходили, а просто их затмило что-то другое.

- Во время движения ощущаешь только какую-то одну травму, а когда останавливаешься –  чувствуешь их все.

- Именно. Так, у меня небольшой тендинит.  Я  довольно сильно разбила колено. И конечно, царапины, которые сейчас просто чешутся. Они выглядят очень  драматично, но в сравнении с остальным, они довольно поверхностны.

- Выглядят неприятно. 

- Я сделала несколько фото ног в самом конце гонки. Первые 2-3 пепли я бежала в шортах, а потом в леггинсах три четверти. Но они довольно ободраны, потому что заросли колючек цепляются, ты продираешься вперед, ведь ты не можешь остановиться и  отцепить от себя каждую из них. Продолжаешь идти, пока они не прицепятся. 

- Если будешь останавливаться из-за каждой, никогда не добежишь круг. .

- Нет, конечно. Останавливаться приходилось только из-за тех, которые угрожали перерезать тебе горло.

- Спасибо, что находила время для этого. Ты работаешь полный рабочий день. Ты - мама. А твои вопросы от разных медиа сейчас  вероятно обрывают твой телефон.

- Да, безумие. Со всего мира. Канада и  Австралийское ТВ, это просто удивительно.

- Но и очень круто. Если бы я выбирала представителя из мира трейлраннинга и ультрараннинга для беседы о своей истории в спорте перед большим количеством людей,  я не могла бы найти никого более подходящего.

- Очень приятно слышать это

- Хотела бы продолжить со следующего вопроса. Надежды и спортивные мечты опирались на свои усилия на прошлой неделе, но также думаю, что было что-то личное, что ты хотела сделать. Я читала в блоге твои посты о предыдущих попытках пробежать Баркли, и думаю, это засело в тебе, ты знала, что  можешь финишировать, и ты хотела финишировать. 


- Это правда. Внутренний огонь был основной движущей силой. Я думаю, нужно действительно очень хотеть эту гонку, чтобы финишировать её. В этом году у меня было чувство, даже за пару месяцев ранее, что я смогу сделать это. Не могу описать это. Во время тренировок всё шло хорошо, Я чувствовала себя намного сильнее. Я делала намного больше силовой работы, чем в предыдущие годы . У меня нет передней крестообразной связки в левом колене. Я порвала её в 17 лет во время несчастного случая на верховой езде. И так её и не восстановила. И всё было нормально, пока около 4 лет назад я не поскользнулась немного, и с тех пор она стала моей проблемой. Мне сделали МРТ и доктор сказал, что рано или поздно, мне понадобится операция на колене. Сказал, что если я хочу продолжать бегать, он рекомендует продолжать, но бегать по мягкому грунту и ничего “холмистого”, так он сказал.

- Ха-ха, “Ничего слишком холмистого”.

- Так и сказали. И просто отпустили. Это было около полутора лет назад. Но как бы то ни было, я делала много силовых упражнений, и было чудесно, потому  колено чувствует себя лучше, чем годы до этого.  И я чувствую себя более сильной в некотором смысле. 
У меня был  COVID-19 незадолго до моего первого Баркли. И я не знаю, может, из-за этого, или из-за того факта, что у меня маленькие дети и много работы и много ещё чего, что случилось в тот период. Но у меня было что-то вроде хронической усталости. Она не была диагностирована, просто я было очень уставшей. Состояние это то усиливалось, то ослабевало следующие полтора года.
Я думаю, это состояние прошло прошлой осенью, и это было прекрасно. Не знаю, было ли это результатом того, что я больше стала следить за собой, стала следить за нормальным сном и питаться лучше. Так, в этом году  я просто внезапно почувствовала себя лучше, и чувствовала, что тренировки идут хорошо,  и была настроена очень позитивно перед гонкой.
В общем, я пошла на это с внутренней убеждённостью,  что могу сделать это. Конечно, потом пришлось предпринять определённые действия, чтобы сделать это возможным. 

[...]


Все три Баркли марафона Жасмин бежала в одной и той же модели кроссовок INOV-8. Photo: Jasmin Paris

- Всё, что он (Лаз) делает для этой гонки, он делает, чтобы усилить чувство неуверенности бегунов. Время старта, когда ты не знаешь точно, когда начнётся гонка, ложишься спать и пытаешься поспать ночью, но не знаешь, в какой момент тебя могут разбудить. И это трудно, потому что, когда ты просыпаешься среди ночи, это выглядит как..

-  Как звук старта..

- На самом деле, автосигнализация сработала ночью в этом году, и все встали и оделись. Это было за час до того, как прозвучал настоящий сигнал. И все эти извращённые штуки, которые он делает.

В этом году, например, у него были часы с сенсорным экраном. И ты не знаешь до самого старта, будешь ли ты участником, которому достанутся эти часы из всех 40 часов, которые он раздаст. Это всё самые разные часы. На моих экран был не очень хорошо виден, поэтому их нужно было наклонять под определенным углом, чтобы увидеть его. И он сказал, что эти часы с сенсорным экраном, если ты их коснёшься, не сможешь уже определить который час, потому что никогда не разберешься, как перезагрузить их.

Это как раз то, что он любит. Любит внушать людям неуверенность..

[...]

Между четвёртым и пятым кругом, если честно, я была в не очень хорошем состоянии. Чувствовала тошноту, и не могла есть, и пыталась впихнуть в себя рисовый пудинг. Кто-то мне сказал, “Джаред собирается выходить. Сейчас надо выходить по часовой стрелке. Если пойдёшь сейчас, как раз пойдёшь по часовой.” И я понимала, это то, что нужно сделать. По часовой стрелке маршрут немного легче.


Photo: Howie Stern

Но в этот момент, я не могла даже встать. Не могла ничего съесть. Попробовала запихнуть в себя рисовый пудинг, и меня стошнило. В это же время, я поднималась и пыталась собрать свои вещи. Джаред тогда поступил очень по-джентльменски. Он сказал, что готов идти, но если и я готова выходить, то выбор за мной. Если я хочу идти по часовой стрелке, то он пойдёт в обратном направлении. Это было так мило с его стороны, потому что он очевидно был сильнее меня. И учитывая, что он мог пойти по часовой стрелке. И он, конечно, знал дистанцию лучше, чем я. … Так что он вышел на круг против часовой стрелки, а я – по часовой, и это возможно спасло мою гонку. Снимаю шляпу перед ним.

По материалам irunfar, runnersworld

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Виктория Келлер