«А зачем вам дорога?» (с)

Вот уже год я пытаюсь ушатать тестирую кроссовки Salomon XA Enduro. Весь этот год они существуют на рынке, но в России пользуются малой популярностью, т.к. мало, где продавались (сейчас это исправил наш любимый Спорт-Марафон), да и не многим понятно – это вообще для чего? Хотя не редко слышались воздыхания «вот бы кроссовки со встроенными гамашами». Так вот же они! В этом обзоре постараюсь сжато рассказать об опыте использования и своих впечатлениях, особенностях модели, для чего и кого подходят кроссовки.

ДЛЯ ЧЕГО И ДЛЯ КОГО

Бег по горам вне троп – для этого созданы Salomon XA Enduro. Наверное, в этом моменте - в условиях применимости кроется малая популярность модели. Сам по себе вид активности, а точнее бег по сложно пересеченному горному рельефу вне троп – удел пробитых фанатов гор с хорошей подготовкой. Их пока не так много, а средний российский трейлраннер предпочитает всё-таки бег по тропам. Простейший опрос подписчиков Salomon Running в России показал, что большинство предпочитает лесные трейлы и горные трейлы с малым набором высоты и не высокой технической сложностью, а в этих условиях у того же Salomon есть более подходящие модели. В Европе, конечно, аудитория любителей забраться повыше и подальше более широкая.

Кроссовки имеют больше тренировочный характер, однако, готовы к серьёзным соревновательным авантюрам, ведь это новое, хотя и сильно отличающееся поколение легендарных XA Pro, которые используются любителями приключенческих гонок уже очень давно. Кроме бега вне троп, отлично подходят для хайкинга и кросс-походов в горах налегке.

ТИПЫ ПОВЕРХНОСТЕЙ

После года использования первое, что приходит в голову из приятных воспоминаний – это их работа на курумнике, как мелком, так и на крупном. Скальные, слоистые породы, сыпуха, острые осколки горных пород, камни. Salomon XA Enduro созданы под эти поверхности и сложные техничные маршруты. Хорошо себя показали при пересечении бродов. Ну и по тропе в них бегается отлично. Забавно, как работает маркетинг модели. Надевая её, так и хочется залезть на какую-то крутую горку с курумом и сыпухой, т.к. чувствуется уверенная защита стопы вперемешку с самовнушением "я шорстяной волчара, как мощны мои лапищи".

АКТУАЛЬНЫЕ МЕСТА ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Урал и ближайшие районы с похожим рельефом, Приэльбрусье, Алтай, Камчатка. И в принципе, куда вас душа занесет, там они могут пригодится. Мне очень понравилось их использовать на каменистых спусках Геленджика с острыми камнями.

(найди на фото Свету Буравову =)

ПОДОШВА

Главный элемент, за счёт которого эти кроссовки простят вам желание повыпендриваться перед представителями горной фауны. Подошва Salomon XA Enduro не пробивается камнями, в этой модели защитная пластина Profeel Film покрывает довольно большую площадь подошвы (не разрезав не поймешь сколько точно), от свода стопы передняя часть этой пластиной защищена, пятка не пробивается. При этом, отсутствие пластины посредине подошвы делает их гибкими на поперечный сгиб. Подошва сама по себе, не считая пластины довольно толстая, что дополнительно защищает от камней.

В промежуточной подошве также задействована система Advanced Chassis для большей стабилизации при постановке стопы на сложном рельефе. Она, в том числе, отвечает за среднюю торсионную жесткость – кроссовки не слишком просто скрутить, усилие приложить придется. Соответственно, на сложном техничном рельефе ногу подошва поддерживает, но значительная часть ответственности ложится на ваш опыт. Оценить её работу на глаз довольно сложно, любое заключение будет умозрительным. Результатом скорее будет отсутствие или редкость подворотов стопы на спуске, хотя опять же, это скорее вопрос опыта и техники спуска. Но лучше, наверное, когда такая поддержка есть, чем, когда её нет. На душе спокойнее. Шасси же!

По уровню амортизации кроссовки сильно напоминают S/lab Wings ранних версий и немного последние S/lab Wings 7-8. Они довольно мягкие при приземлении на пятку на твёрдых поверхностях – это результат работы системы EnergyCell+, EVA двойной плотности, и довольно толстой пятки. Хотя, конечно, это не супер-зефир. Амортизации здесь ровно столько сколько нужно, хотя это и субъективно ощущение.

ПРОТЕКТОР

Высота и рисунок протектора отношу к универсальным для большего числа поверхностей. Высота – 3-4мм. Бегал и по рыхлому грунту в том числе, и по снегу, сцепление хорошее, но не максимальное с этими поверхностями, скорее – достаточное. Для твёрдых, сыпучих поверхностей в горах – оптимально. Состав резины Premium Wet Traction Contagrip (наверное, кроме разработчиков, мало кто знает о технических деталях, которые кроятся за этим названием), средний по жесткости, на ощупь твёрдый. По по логике предназначения эта резины не должна скользить на куруме, мокрых камнях, скалах. На сухом не скользила на моей памяти, мокрых камней было мало. Пару раз нога всё же проскальзывала на полированных вечностью гладких камнях – специально на них прыгал и наступал во время бега. Ощущением доволен, это лучше любого спидкросса и прочих трейловых кроссовок с агрессивной резиной.

Износ протектора – за год использования на глаз 10-15%. Стираются передние ребра протектора, часто всё же использовал на сухих тропах. Уверен, что ещё 1-2 сезона не особо регулярных горных приключений его хватит вполне, а может и больше.

СЕТКА И ВСТРОЕННЫЕ ГАМАШИ

Сетка дышащая, хорошо выводит воду после бродов, но сохнет несколько дольше моделей S/lab, всё-таки многослойное плетение. Кстати, интересное плетение при высоком уровне вентиляции не особо пропускает мелкий сор, веточки – иголочки.
За защиту от попадания во внутрь мелкого сора, камней, в первую очередь, защищают встроенные, мягкие, хорошо дышащие гамаши. Они не слишком высокие, достаточные. Для удобства надевания спереди и сзади гамаши пришиты дополнительные петли. Сама гамаша является продолжением язычка.

Износ сетки – практически нулевой. Немного протёрся край гамаши в месте, которое цепляешь второй ногой.

"ДАВАЙ, СРЕЖЕМ!"

Колодка кроссовка мне показалась своеобразной. Чашка в пятке, конечно, вполне твёрдая, обхват стопы системой SensiFit и быстрой шнуровкой Quick Lace отличный, тут вопросов нет, во всяком случае у моих стоп. Вопрос к системе шнуровки, точнее к петлям, эту шнуровку держащим. Из отзывов, что я слышал, кроме немногих обзоров, которые вскользь говорят, что нужно разнашивать, проскакивает деталь – кроссовок давит по линии сгиба стопы в районе плюсны или чуть выше. Сам кроссовок рекомендуется брать в размер, но это ощущается уже на примерке, не говоря о самой пробежке. И вот в чем кроется подвох, о котором вы должны, знать, но главное, что это исправимо, ведь сам кроссовок отличный. Вполне возможно, что это вас вообще не коснется, т.к. форма, ширина стопы - история индивидуальная.

- Бесполезно, по моему опыту нескольких проб, пытаться ослабить шнуровку в районе плюсны. Колодка сшита так, что ширина в этом конкретном месте не особо растягивается. При этом, передняя часть кроссовка – мягкая, свободная и комфортная.

- Давит не сама колодка. Давят нижние петли шнуровки, сделанные из очень прочного материала. Петля образуется обычным сгибом пополам этого материала, петля довольно длинная, и обе они уходят вглубь вдоль по сгибу стопы. Разработчиком предусмотрена специальная подкладка, которая защищает стопу от прямого контакта с самой петлей и от натирания ей (было бы странно обратное). Но в зависимости от особенностей вашей стопы, чувствительности ноги, выбранного размера, так или иначе, скорее всего, вероятно ощущение давления. Одни скажут, наверное, надо разнашивать, но у меня на это не было времени, а ощущения критичные.

И вот выход.
Берем ловкую руку, возможно обувщика из ремонта обуви, но женской тонкой руке в узком пространстве это сделать легче. В руку берем тонкие, возможно, маникюрные ножницы. Отгибаем защитную подкладку нижних петель шнуровки внутри кроссовка. Отрезаем на ощупь частично края петли (главное – не под корень!). Процесс может занять некоторое время, т.к. делается это вслепую. Всё, вопрос решен. После этой манипуляции, которая может показаться изуверством и полнейшей ахинеей, я забыл про эту проблему навсегда. Получил очень мягкий внутри и комфортный кроссовок. Уже на первой следующей пробежке никакого давления не было.

Странным выходом могут назвать читатели, учитывая стоимость обувь. Возможно. Но я уже не раз допиливал элементы экипировки под себя, где-то добавляя стежки, где-то наоборот, что-то отрезая. Отмечу, что возможно, я столкнулся с неудачной парой, и в других петли не такие длинные, но отзывы нескольких человек говорят об этой проблеме.

Возможно, случится так, что даже на примерке и на пробежке вы вообще ничего не почувствуете. Тогда – отлично, вам повезло. Но если с конкретно этой проблемой столкнулись, а кроссовки такие очень хочется – вот готовое решение. Или разнашивайте =)

Т.е. вновь всё сводится к тому, подходит ли конкретно вам эта колодка или нет.

ВЕС И ДРОП

Вес многим борцам за каждый грамм может показаться тяжеловатым – 300г для 8,5UK. Веса прибавляет гамаша, шасси в промежуточной подошве и уровень защиты. Для целевых условий использования защита всё же важнее, хотя если её нужно еще больше – то возвращаемся к более ранним «танкам» XA Pro 3D.

Дроп – 25мм/17мм – 8мм.

КРАТКИЙ ЭПИЛОГ

Классные кроссовки. Но нужно мерить. Где? Здесь.

comments powered by HyperComments

Ближайшие старты

22.07
Трейлраннинг
Владимирская обл., Суздаль, Горячие Ключи
100 км | iTRA 4 50 км | iTRA 2 30 км | iTRA 1 10 км
28.07
Трейлраннинг
Санкт-Петербург и область, г. Выборг, северный берег залива Беличий
20 км 7 км
02.08 – 05.08
Трейлраннинг
Кабардино-Балкария, Приэльбрусье, Верхний Баксан
80 км | 5000 D+ | iTRA 5 57.4 км | 3870 D+ | iTRA 4 45.5 км | 3250 D+ | iTRA 3 33.5 км | 2180 D+ | iTRA 2 8 км | 450 D+
03.08 – 05.08
Трейлраннинг
Красноярский край, нацпарк Ергаки
72.1 км | 5480 D+ | iTRA 4
Смотреть полный календарь