Многодневных трейлов в России можно пересчитать по пальцам одной руки не слишком удачливого альпиниста. Все они позволяют исследовать живописные регионы на бегу, проводить сразу несколько беговых дней с друзьями и единомышленниками, реализовывать свои амбиции гигантизма (больше, выше, дальше). И когда выходят такие новости, становится даже как-то грустно. Многодневный трейл Crimea X Run, славная пятилетняя история которого демонстрировала многим, что можно делать трейлы европейского уровня, в 2019 году пройдет в последний раз с 16е по 19е октября. За основу этой статьи мы хотели взять сравнение стоимости стартовых слотов, ведь сейчас это весьма актуальный вопрос для многих. Мы немножко заморочились и сравнили цены CXR и забегов, по лекалу которых команда организаторов гонки в Крыму проводит свою гонку - Salomon 4 Trails и TransAlpine Run. И пообщались с директором гонки Иваном Петровым на злободневные вопросы организации трейлов в непростых условиях. К слову, при подготовке интервью мы еще не знали, что всё обернётся именно так.
Crimea X Run | Salomon 4 Trails | TransAlpine Run |
290евро | 450 евро | 890 евро (1/2 команды) |
Баул участника | SALOMON 4 TRAILS event bag including luggage transport from stage town to stage town (the transport to the hotels is not included please check under information for more details) | Race belt to attach start number |
Транспортировка баула в течение гонки от старта к финишу | Race belt to attach start number | Individual start number with chip for time-taking |
Питание на финише | Individual start number with chip for time-taking | Print version of trailbook with race regulations and complete set of course maps (available at on-site registration) |
Медаль финишера | Print version: Complete data set including detail plans (course tables trailrun or hike) | 9 x pasta party in each stage town |
Стартовый пакет, номер | 5 x dinner in each stage town | Food/water stops along race course and finish catering during all the stages |
Электронный хронометраж | 2 Food/water stops along the race course and finish catering during all stages | Travel luggage transporation from stage town to stage town |
Бесплатные фото | Medical support by the Medical Crew throughout the race | Transportation daily drop bags for the finish |
Медицинская поддержка | SALOMON 4 TRAILS finisher shirt (only for those, who completed all stages) | Salomon bag (85 cm x 35 cm x 35 cm, approx. 100 l capacity) |
Информационный буклет участника | SALOMON 4 TRAILS finisher medal (only for those, who completed all stages) | Finisher shirt (only for participants that complete every single stage) |
Организованные пункты питания | No-fee designated parking in Garmisch-Partenkirchen for the entire week | Medals for the finishers after the final stage (only for participants that complete every single stage) |
Goodwill gifts by race partners | No-fee designated parking in Oberstdorf for the entire week | |
Online certicate service | Goodwill gifts by race partners | |
1 event shirt (please add your size when doing the pre registration) | ||
Medical support through MEDICAL CREW throughout the race | ||
Online certificate service | ||
165км 9000м+ 4 дня | 96км 5600м+ 4 дня | 275км 16400м+ 7 дней |
Расскажи, пожалуйста, как давно ты и твоя команда проводите гонки? Ведь до Crimea X Run вы точно еще проводили старты в других дисциплинах?
Наша команда уже 13 лет как работает области организации корпоративных мероприятий очень разного уровня и масштаба: приключений, тимбилдингов, бизнес игр и тому подобного.. Это не совсем похоже на CXR или даже совсем не похоже, но опыт организации всего и вся у нас огромный. Было время, когда придумывали и проводили старты по приключенческим гонкам для друзей.
За основу организации CXR взят пример европейских многодневных гонок Salomon 4 Trails и TransAlpine Run от команды “Plan B”. Сравнивая стоимости слотов в пересчете, конечно, не на самый объективный показатель “евро/километр”, гонка в Крыму по стоимости и слота и дополнительных расходов доступнее. При этом отзывы по уровню организации вашей гонки и коллег из Европы в целом близок.
Как сам оцениваешь уровень вашей гонки, относительно TAR и 4Trails? По организации, интересности забега? Что есть, чего нет?
Не буду скромничать! Считаю, что наша гонка организована на уровне с TAR (4Trails не бегал). Здесь очень важно еще учитывать менталитет и отношение регионов к спорту в целом. Конечно хочется сделать все еще круче и мощнее, но пока - как есть!
Чего у нас нет и скорее всего никогда не будет: на Трансальпе ты оставляешь организаторам адрес гостиницы, в которой ты живешь, и баул с вещами доставляют прямо до номера. Мы не знаем, как такой сервис реализовать в Крыму с учётом частного сектора и тд.
Является, ли на твой взгляд, организация TAR или 4 trails более простой? И если да, почему, по твоему мнению, их слоты стоят дороже?
TAR и 4Trails не могу сказать, что более простые. Скорее всего за счет того, что, как минимум, есть развоз баулов участников по гостиницам - что добавляет нагрузки организаторам. Но опять же у TAR-а большая история, сильная команда и сильные Партнеры. И, скорее всего, развозкой баулов, погрузкой/разгрузкой занимается какая-то логистическая компания на коммерческой основе, условно субподряд у организаторов, компании “Plan B”.
Если говорить про стоимость, то в целом в Европе все старты дороже. TAR же - это всемирно известная гонка и им просто нет смысла делать дешевле. Возможно, в Европе немного проще происходит процесс согласований с регионами и организации вечерних мероприятий для участников, так как курорты в Альпах прекрасно понимают, что на этом зарабатываются деньги. В Крыму пока такой прозрачности нет, в целом регион глобально не помогает в организации старта. Поддержка есть, но локальная и, как нам говорят - “информационно”.
В этом плане организация старта в Европе проще.
Если за 7 дней и 275км TAR 890 евро с точки зрения бегуна можно понять, то 450 евро за 4 дня по 24км на 4 Trails немного напрашивается вопрос. Европейским трейлраннерам все равно, или они тоже считают деньги? Эти ценники связаны с локацией проведения?
Цена трейла это не только, сколько нужно на его проведение, но и сколько аудитория готова платить. Если мы выставим стоимость "как в Европе" к нам просто никто не приедет. Поэтому держим цену плюс-минус на среднем российском уровне и уже исходя из этого как-то крутимся. Ну и конечно какие-то вещи в Италии, Австрии объективно дороже.
Какой процент расходов на организацию покрывают стартовые взносы участников, при условии, что выкуплены все слоты?
Очень широкий вопрос. Что считать “расходами на организацию”? В той системе, в которой мы работаем (когда почти вся команда организаторов работает за “хлеб с солью”), все выкупленные слоты покроют 90% расходов. Если же взять европейскую модель (да и прочих стартов в России), при которой вся команда или бОльшая ее часть получает денежное вознаграждение за свои труды, то мы далеки от точки “0”.
Что в организации многодневки составляет основные затраты организатора, влияющие на стоимость слота?
Всё, что мы делаем, стоит копеечку - можно сказать каждый шаг. В основном "против" организаторов многодневки работает именно то, что это многодневка. Команду гонки (50 человек наших организаторов и еще столько же волонтеров) независимо от конкретных задач необходимо сначала привезти в Крым (всей команде оргов мы также оплачиваем билеты), потом кормить, селить и перевозить не 1-2, а 5-6 дней гонки (соревнования плюс как минимум один день “до”). Против нас еще играет то, что гонка линейная. Значит на точки ночевки надо людей перебрасывать. Да и в любом случае, в каждый из соревновательных дней у нас от 2 до 4 пунктов питания и в основном в горах, где требуется спец.транспорт как для продовольствия, так и для персонала, стартовый и финишный городок в разных местах, секретариат, фото-видео команда (а это 12 человек !), баулы с вещами участников. Большая статья расходов это питание участников, причем питание "на финише", которое в этом году будет стоить столько же, а в ряде случаев дороже, чем ужин в столовой пансионата, как в прошлые годы.
Затраты на что у вас росли в эти годы?
Относительно 2015 года сильно подняли "уровень жизни" для команды организаторов и волонтёров. Для оргов это марафон не хуже, чем для участников и времени на поиск, где поесть и где жить ну точно нет.
Ну и например если посмотреть на медали 2015 и 2018, то тоже явно заметно "удорожание". Хочется делать круче же))
Насколько подорожали слоты на CXR относительно первых забегов?
Подорожали.
Верно ли утверждение, что при оплате слота многодневки ты платишь за организацию сразу нескольких отдельных марафонов и даже ультра?
Ну по факту так и есть же.
Какие особенности Крыма помогают вам снизить затраты и сделать старт более привлекательным и финансово и с точки зрения посещения Крыма в целом?
Если говорить про участников, то привлекательно то, что старты и финиши в курортных городах. До них легко добраться, в "низкий" сезон большой выбор доступного жилья, причем разного уровня и в разном ценовом диапазоне.
Для нас, как для организаторов большой плюс, что между стартом и финишем есть хорошая автодорога и не надо переезжать в "соседнюю долину", как это было бы в Альпах или например на Кавказе. А еще октябрь это сезон вкусных, в основном местных фруктов! Ну и конечно же, наличие моря - это огромный плюс, если не купаться, то как минимум опустить ноги для более быстрого восстановления.
Есть ли примерная вилка дополнительных расходов, связанных с посещением гонки одним участником, скажем с перелетом из Москвы? По бюджетному краю и по планке людей, которые, в целом готовы платить за комфорт с учетом, что прилетел человек за день до получения номера, а улетел на следующий день после финиша.
Билеты Москва-Симферополь-Москва = от 6.000 руб
Жилье 5 ночей = от 2500 руб (суммарно), до … В среднем, я бы говорил 1000 руб/чел/ночь - это будет достойное качественное проживание в частном секторе
Дорога Симферополь-Балаклава, Ялта-Симферополь = от 200 руб/чел, если скопом, либо 1500 руб/такси в одну сторону
Еда (завтрак+ужин) * 5 = от 500 до 1000 руб в день.
Это правда, что после проведения гонки в 2018 году вы хапнули критики от участников на некоторые моменты в организации? И после этого было какое-то обсуждение в вашей команде на тему перемен в CXR? К чему были вопросы со стороны участников?
Было не так много критики на самом деле, в процентном соотношении на количество участников - не больше, чем обычно.
Но в целом она пришлась на более "громкую" часть аудитории, поэтому есть ощущение, что мы что то там "хапнули". Ну и мы сами на этом немного поиграли тоже конечно. Это же классно, когда можешь себе позволить публично пообщаться с критикующими, подыграть им.
В целом, мы после каждого Крыма подводим итоги, думаем что поменять, что улучшить и все эти изменения внедряем в жизнь!! По-другому мы не умеем.
Что изменилось на 2019 год относительно прошлых забегов после этого? Эти изменения были связаны с темой снижения издержек и стоимости слотов или чего-то еще?
В 2019 году мы отказались от общих сборов с просмотром видео и брифингами. Эти изменения связаны с тем, что участники сильно устают и у большинства на всю эту тусовку не остаётся сил.
Для нас это плюс с точки зрения отсутствия привязки к размерам залов, не надо монтировать еще одну площадку - это ведь тоже переезд людей, секретариата, диджея со звуковым оборудованием и прочей атрибутики.
На самом деле, это не «прямые расходы» (тот же звук и так работает на старте ранним утром и на финише почти весь день, поэтому расчет аренды оборудования идет на сутки) - это снижение нагрузки на команду организаторов. При этом мы всё равно хотим сохранить “живое” общение участников с организаторами, не становиться для тех, кто бежит CXR, некоторым обезличенным механизмом, а оставаться друзьями. Для этого в центре соревнований будет выделено время, когда можно будет задать вопросы директору гонки, команде разметки, и фотки тоже наверное будем смотреть.
Учли с прошлого года замечания по сложности дистанции. Но в целом, Crimea X Run - это вызов для каждого любителя трейла.
Так, с точки зрения дистанции, мы самый сложный день сдвинули с 4-го, заключительного, на 2-ой день - посмотрим, как это скажется на участниках. И это, кстати, практика Трансальпайна - самый сложный день у них всегда был третьим или четвертым из семи/восьми дней. И здесь есть еще один плюс - в заключительный день будет больше сил для торжественного ужина.
И еще один пунктик, прозвучавший как пожелание - “что-то коротенькое для болельщиков”. Как говорится, мы услышали - получите очень красивую дистанцию, стартующую в 4-ый день, CXR Sprint. Очень красивая дистанция, настоящий маленький горный трейл длинной почти 10 км.
Это правда, что вы отказались от ужинов и теперь после финиша каждого дня участников ждет обед? Кстати, как будет организована кормежка нескольких сотен людей в “полевых” условиях? Это кейтиринг или на базе какого-то пансионата возле финиша?
В Форосе и в Гурзуфе обед будет в столовой, в Ялте в Поляне Сказок - условно кейтеринг. В любом случае голодным никто не уйдёт!
И когда/где, в таком случае, будет проводится награждение победителей каждого дня?
Прямо в финишном городке, примерно через час после финиша тройки. Да, мы немного разнесем награждение ветеранов, но должно получиться более менее динамично. Опять таки, никакого принуждения, не хочешь оставаться на награждении - никто никого не заставляет.
Совсем недавно у меня спросил один из бегунов, “а что, разве организаторы CXR не занимаются расселением участников в дни многодневки?” Если это не совсем реально, то есть ли у вас база жилья, собственников или гостиниц, которые железно готовы принимать людей на одни сутки в низкий сезон? Вы как-то информируете участников о таких вариантах расселения?
Нет, не занимаемся. В целом это реально, но не по бюджетному краю. Плюс, с учетом очень разных потребностей и запросов для того, чтобы это обеспечить нужен отдельный человек, который будет сопровождать этот вопрос уже сейчас, с июня. Кто-то готов заниматься этим «за идею»? Вряд ли. Поэтому к стоимости жилья еще прибавится какая-то «агентская комиссия». Пока не уверены, что люди на это пойдут. Базы частников нет, на гонке свою команду волонтеров мы не можем селить в частном секторе, так как все должны быть вместе. Иначе, это будет очень большой раздрай и возможные провалы по каким-то задачам.
В целом, Крым - это курорт. Если кто-то не готов заморачиваться поиском жилья на месте, может найти и забронировать гостиницу сейчас через интернет - никаких проблем нет, координаты точек старта мы публиковали недавно, можно на них ориентироваться.
Почему вы каждый год меняете направление и дистанции? Верно ли, что вы с каждом годом усложняете в целом всю дистанцию? К примеру, 60км во второй день - в предыдущие годы, вроде бы, такого не было.
Поскольку за прообраз взят Трансальпайн, то мы переняли и эту их «фишку»: у организаторов TAR, компании “план Б” есть западный и восточный маршруты, которые меняются по четным и нечетным годам. Пусть и у нас тоже так будет. Правда, мы помимо этого еще и сильно модифицируем существующий, добавляем новые куски, интересные тропы. Задачи на усложнении каждый год - нет. Я бы сказал, что есть задача разнообразить маршрут, показать что-то новенькое. Если говорить про 2019-й, то, по сравнению с прошлым годом дистанция стала почти на 10 км короче. А 60 км во второй день - разве это сложнее, чем 60 км в четвертый? Как я уже сказал, мы просто видоизменили нагрузку по дням и, что очень важно, увеличили временные лимиты по все дни и на все форматы.
Нет ли у вас в планах сделать “лайт-версию” многодневки?
Лайт версия многодневки - это однодневка? Всякое обсуждаем, но не будем пока открывать карты.
Каков процент участников CXR бывали у вас уже более 1 раза и их можно назвать постоянными участниками? Сколько среди них заявилось на 2019 год?
Мы подводили статистику по участникам начиная с начала, с 2015 года:
191 человек - бегали 2 раза
48 человек - 3 раза
12 человек - суперфанаты, которые участвовали во всех 4-ех стартах.
Трое из них уже заявились и на пятый раз. Кстати, немного приоткроем занавес - обсуждаем для них специальные атрибуты финишеров!
Щекотливый вопрос для российского трейлраннинга - призовые. В разные годы они были разные у вас. Планируется какой-то призовой фонд на 2019 год?
Обойдем его стороной пока… “Крым” - как много, и в то же время, мало в этом слове...
Это правда, что некоторые потенциальные спонсоры отказываются от сотрудничества с CXR просто из-за того, что это Крым?
Да, увы. И не некоторые, а все компании, которые ведут бизнес за пределами России.
У вас есть данные медийного охвата Crimea X Run? Приезжают ли к вам телеканалы? Какую отдачу вы предлагаете потенциальным инвесторам? Если не секрет, конечно.
Да, новостные сюжеты о CXR всегда выходили по всем местным каналам и в прошлом году по 2-м федеральным. Точные данные о медийном охвате не считали, примерные есть. Хотя в основном это не тот фактор, который сдерживает или наоборот привлекает потенциальных партнеров…
Когда вы задумывали гонку после известных политических событий, вы осознавали риски в работе с потенциальными спонсорами? Или желание провести гонку в Крыму перевешивало?
Подозревали, точнее думали, но не придавали значения этому вопросу. И, конечно, не ожидали, что будет всё настолько плохо. Тогда была страсть от идеи и неимоверное желание. Была мысль такая - Крым это очень красиво, что если не сделаем мы, то сделает кто-то другой. И сделает не так, как это видим мы!
Что вашей команде дает процесс организации Crimea X Run? Для чего вы делаете далеко не самый простой забег по многим параметрам?
Сложно ответить. Если честно, то я себя мучаю этим вопросом все эти годы, особенно после сложного 16-го года.
Продолжаем делать, потому что “начали”. Потому что есть надежда, что все изменится…
Есть в Crimea X Run изюм, которого нет больше ни на одной гонке в России.
НО, не исключаю, что 2019 год может стать “поворотным”...
(Прим. ред.)
В процессе подготовки этого интервью организаторы Crimea X Run сообщили, что 2019ый год станет последним в истории проведения многодневки.