Буэнас! Мир не без добрых людей, и волею судеб к моим ногам прицепились топовые Altra Mont Blanc Carbon — флагманские кроссовки для трейлраннинга от американского бренда. Мне дико повезло еще и потому, что перед тем, как их протестировать в максимально целевых условиях, совсем недавно в этой модели сбегали TDS и WBU Алексей Береснев и AER 80 Велимир Назарычев, одержавший в них победу. Я очень признателен, что парни с интересом рассказали о своих впечатлениях от работы этой модели в максимально целевых условиях и задачах. Давайте с них и начнем, а затем я попробую подтвердить и раскрыть специфику их работы.
⇛ Оформите подписку на материалы Mountain Race и получите эксклюзивные клубные скидки на забеги и на экипировку.
Первое и самое важное об Altra Mont Blanc Carbon: это именно гоночные кроссовки. Да, к счастью, тренироваться в них можно и причем с большим комфортом, но цена-сборка говорит о том, что эту красоту и функциональность лучше поберечь для ваших самых сокровенных и больших желаний.
Вот какими наблюдениями поделился Алексей Береснев после участия в TDS (дистанция UTMB 140 км c высокой технической сложностью):
«Я люблю кроссовки средней жёсткости, и Altra Mont Blanc Carbon как раз именно такие — не жёсткие и не сильно мягкие. В трейловых кроссовках с карбоновой пластиной я бегаю весь этот сезон. Мне нравится эта технология в трейле по двум причинам:
1) не чувствуются неровности (камни, корни и тд), пластина смягчает удары, особенно с каменистых спусков
2) на жёстких равнинных участках чувствуется помощь пластины, не так, как в шоссейных кроссовках, потому что пластина в трейле мягче, но эффект тоже есть.
Что мне больше всего понравилось, так это сцепление кроссовок. Я обожаю подошвы Vibram, но тут то ли композит резины немного другой, чем я пользовался ранее, то ли что-то другое, но держат они просто идеально. Со спуска чувствовал себя уверенно. Это самый главный плюс, который я отметил для себя.
Вдобавок ко всему, кроссовки получились достаточно лёгкие. Сравниваю с моделью Hoka Tecton X, в которых бегал ранее, Altra и легче по весу, и лучше цепляет.
По износоустойчивости - после примерно 400 километров, среди которых TDS и WBU 120, протектор значительно стерся и потерял соревновательные кондиции, безопасные для производительного бега в условиях гонки. Сетка при этом вообще не демонстрирует каких либо повреждений, как это часто бывает.»
Примечание MR: Тут отметим, что в Геленджике (на WBU) характер грунтов весьма агрессивный к подметкам кроссовок. В целом, для сугубо гоночных кроссовок 400-600 соревновательных километров — это хороший показатель, бывает больше, бывает меньше, это примерно средний ресурс для топовой обуви или той, которая себя позиционирует таковой. Стоит помнить и то, с какой скоростью бегает Алексей.
А вот комментарий Велимира Назарычева:
«Бегаю в этой модели с мая по настоящее время. Чаще всего до гонки бегал в них более динамичные кроссы в парке и, конечно, все тренировки на рельефе в Крылатском.
На Эльбрусе они, на мой взгляд, отработали на 100%.
1) Я уверенно чувствовал себя как на сыпухе, так и на курумнике крупном. Не пробовал их полноценно на мокрой каменной поверхности, но на сухой / влажной держали отлично. У них универсальный протектор, но и он отлично держал в местах, где я ожидал, что нога может поехать (речь идет про смесь песка и мелких камней на склоне или каменной поверхности)
2) У меня совсем небольшой опыт использования трейловой обуви с карбоном. На шоссе я чувствую работу пластины в Altra Vanish Carbon 2, тут она не такая очевидная. Да, в торсионной жесткости добавили, но и на равнине я держал свои законные 4:40 мин/км уверенно. Пару процентов заслуги давайте зачтем пластине.
3) Глобально Altra начал использовать в начале прошлого года, и это был мэтч в сердечко (прямое попадание). У меня широкая стопа, и еще в прошлом году для меня это был топ! Но мне не хватало в продукте стабильности. Все модели почти не держали стопу. В этом году ребята сделали прорыв в продукте. Особенно в Mont Blanc. С карбоном или БОА. Улучшен пяточный стакан и сильно изменен внешний материал, который и держит стопу. Усилен носок. В прошлогодней модели Mont Blanc была легкость и адаптивность в посадке. Но это были кроссовки камикадзе;)
Посадка осталась плотной, сидят на стопе как родные, но добавилось важное чувство уверенности. Будь то мелкие камни на гравийке, кочки на лесной тропе или просто шоссе.
4) Амортизация в монбланах неплоха, на длинную дистанцию в горах, где много твердой поверхности мне, пожалуй, хватило. Хотя признаюсь, от нескольких миллиметров промежуточной пены я не отказался).»
Уровень подготовки: средний, высокий
Вес бегуна: низкий, средний
Умеренной сложности трейловые дистанции условно от 30 километров и длиннее, без экстрима, без избыточной грязи. Конечно, более короткие трейлы в них бегать можно, но есть более производительные модели. Да, и такая красота, наверное, только на самые праздничные гонки должна надеваться)
Далее следуют уже личные наблюдения за работой кроссовок, и здесь надо добавить несколько вводных для прозрачности обзора, которые надо учитывать.
Мой вес 75-78 кг при росте 184. Я бегаю преимущественно с носка, Altra до этого с нулевым дропом никогда не использовал, но большинство гонок бегаю на дропе 4-6 мм, и мне это очень нравится. Мне фактически сразу в руки (ноги) попал топовый продукт, и у меня, как у Велимира, не было возможности сравнить качественный прорыв в технологиях, поэтому мне проще сравнивать их с другими брендами, хотя вот так сходу сложно назвать ближайших конкурентов в этом классе. Скорее всего, это все ультра-флагманы ведущих производителей, например Terrex Speed Agravic Ultra, S/Lab Ultra, Hoka Tecton X.
Давайте определимся с требованиями атлетов топового уровня к обуви такого класса, чтобы понять критерии, и оценить и субъективно, и на цифрах/технологиях. На ультра-гонках от кроссовок «на результат» мы обычно ждем (это я так себя примазал сейчас к этим лосям):
Всё это совместить задачка не из простых, и когда/если это удается, то получаются действительно стоящие своих денег кроссовки, а модель из этого обзора стоит 250 евро в розницу, что на 50 евро дороже даже топовых S/Lab. И сейчас мы попытаемся либо оправдать эту цену, либо найти изъяны или недостатки, которые можно было бы доработать.
Итак, при первом взгляде, когда я их взял в руки, кроме «вау, это же корпоративные цвета Mountain Race Team», первое что пришло в голову — ну это «прототип», это не масс-маркет, и здесь разработчики действительно приложили руку, оглядываясь на пожелания спортсменов. Это детально и хорошо продуманная обувь, пусть и не для абсолютно всех условий — объективно, нет гамаши, например, а некоторые решения выглядят и вовсе новаторскими. И тем не менее, не только мы увидели интересные решения, которые до конца не понимаем: была ли это намеренная задумка или это ошибка проектирования, в первую очередь, именно пластины?
Самое мое большое опасение от этих кроссовок и главная задача тестов (одна из) — определить безопасность работы полноразмерной карбоновой пластины на умеренно сложном каменистом рельефе. Дело в том, что не редко даже не полноразмерные пластины резко увеличивали жесткость переднего отдела подошвы, и на сложных поверхностях с живыми камнями или сыпухой увеличивали риск травм голеностопа. Иными словами, терялся контроль поверхности из-за очень высокой торсионной жесткости: там, где должна была отрабатывать стопа, кроссовок с такой пластиной часто не давал это делать. Чтобы решить этот вопрос, бренды начали делать пластины с прорезями, как бы изолируя каждую «ветку». А в Altra Mont Blanc Carbon именно цельная вставка лишь слегка изогнутой карбоновой пластины без каких-либо НО.
И каково же было мое удивление, когда на каменистых спусках, да и подъемах, я совершенно отчетливо ощущал рельеф и возможность его «отрабатывать» под любым доступным углом. Поверьте, это важно на быстрых спусках, как прямых, так и с резкими поворотами, которых у меня в избытке.
Из тестов личных и заключений ребят, главный вывод по пластине — это не жесткая, а умеренно жесткая и ближе к мягкой. Торсионная жесткость по моей шкале 3 из 5 — это оптимальный показатель для гоночной обуви этого класса и ультра-задач. Я думаю, что это именно свойство карбона и его грамотно подобранной геометрии и толщины. Как выяснилось, именно для Altra компания Carbitex разработала очень гибкую пластину — Monoflex. На мой взгляд, наличие пластины в этой подошве почти никак не снижает уровень безопасности и такие непростые гонки, как TDS, им вполне по силам. Возможно, в самый экстрим в них и не стоило бы лезть, но очень опытный пользователь в этой модели смог бы закрыть очень большой спектр длинных дистанций.
(с) runrepeat - пластина Monoflex в разрезе
Обратная сторона конкретно этой пластины — качество возврата энергии. В разрезе мы видим необычно ровную, с небольшим изгибом, пластину, и ее плоская геометрия очень сильно отличается и от шоссейных пласти, и от трейловых.
И это говорит лишь об очень умеренном влиянии на быстрый бег по равнине, но довольно неплохую помощь при беге и ходьбе в подъем. Это важный момент для тех, кто рассчитывает на пластину как помощь на равнинных ультра-гонках вроде Vottovaara Mountain Race. Бежать будет комфортно, но иллюзий испытывать не нужно.
Я постарался побегать в них в темпе 6-7 минут на километр, как бегут многие любители на таких длинных гонках и не почувствовал серьезной помощи на этой скорости. Есть ощущение, что пластина эта работает именно на рельефе, а не на ровном или пологом.
В конечном счете именно этот параметр поставили за минус коллеги из runrepeat, и остается вопрос — а так ли нужна была эта пластина, если ее прямое ожидаемое предназначение не сильно работет, зато вроде как работают вспомогательные? Как защита или стабилизатор? Не исключено!
Мой персональный вывод — эта пластина не про скорость, а про эффективную работу на рельефе, и об этом в бренд-коммуникациях Altra могла не совсем точно донести информацию до аудитории. Я уже встречал подобные карбоновые пластины в обуви другого класса, и там они имели очень схожие свойства.
Один из главных грехов современных ультра-кроссовок — избыточная амортизация. Так вот здесь ее нет. Амортизация умеренно хорошая, и лучше всего она раскрывается на пологих грунтовых или асфальтовых дорогах. Я не отношу себя к фанатам «зефира», и именно такой уровень амортизации считаю наиболее универсальным и безопасным. Однако, коллеги по цеху называют «красный» слой пены из EVA + TPU слабым местом подошвы, ожидая в них мягкость и энерговозврат пены PEBA, как если бы подошва была полностью из TPE (белый слой). В общем, далеко не для всех задач такая «супер-обувь» нужна. В этом смысле Altra Mont Blanc Carbon не пускает пыль в глаза, хотя и стоит дорого.
Я сейчас думаю, что наилучшую производительность в этих кроссовках я бы дал на забеге Matterhorn Ultraks по классической дистанции с жесткими грунтовыми спусками, большими перепадами, где стопа бы не валилась на зефире, а работала как надо. Кстати, именно классическая EVA была в большинстве межподошв Salomon в их золотые годы и ничего, никто не жаловался и кроссовки были очень производительными, если сам атлет был нормально готов. Зажрались, бояре «олефином» и «пебой».
Больше всего мне была интересна работа подошвы на пологих грунтовых спусках, и здесь я чувствовал даже позабытый уровень комфорта, ведь сейчас большинство моих кроссовок жесткие. Я намеренно переключал технику бега с носка на пятку и плюхался на нее, и это было удобно.
Одновременно с этим я тестировал нулевой дроп. Главный прикол нулевого дропа в AMC на пологом спуске с плоской пластиной внутри один — нулевой дроп не ощущается вовсе. На ровном участке при этой геометрии подошвы дроп похож на 4 мм. И именно это сочетание делает их не менее гоночными и рабочими в целевых условиях.
Тем не менее, я с большим предостережением рекомендовал бы пробовать эти кроссовки для условно ровных трейлов, если вы бежите «с пятки», и, особенно, после моделей кроссовок с большим перепадом и мягкой пяткой.
Есть примета: «если на подошве написано Vibram Megagrip, то гонка сладится». Собственно, сейчас довольно трудно представить себе топовые флагманские кроссовки разных брендов без этой подметки, хотя у нас есть целая статья на эту тему: Годится в подмётки: как выбрать трейловые кроссовки по подошве.
Высота протектора и рисунок довольно цепкие для умеренно сложных поверхностей, не чрезмерно грязных троп с жижей, а обычных горных троп без избыточного экстрима, собственно, как трек вокруг Монблана или Эльбруса.
Но было бы странно, если это была бы типовая подошва, и здесь Vibram смог удивить решением, которое, кажется проскочило мимо глаз моих коллег — это стабилизирующие межподошву вставки именно в подметке для снижения «валкости» EVA на поворотах и спусках. На моей памяти я пока не могу вспомнить, чтобы ранее кто-то сделал подобное вместо вставок стабилизирующих шасси или игры с плотностью пены. Это настолько простое и тем крутое решение, которое не повышает вес обуви, но при этом делает ее более стабильной и безопасной на быстрых поворотах и спусках.
Распространенным в Altra решением является «разделение» плюсны бороздками для более гибкой и независимой работы отдельных мышц сгибателей, хотя на на деле очень сложно оценить это решение, к тому же всю эту красоту практически точно нивелирует пластина внутри, поэтому конкретно в этой модели это, скорее всего, лишь декоративное значение, которое к подметке не очень и относится.
Вопрос цепкости этого рисунка на мокрых камнях открытый, так как изначальное предназначение обуви более простое, хотя осень в Альпах никто не отменял.
Здесь в этой обуви именно верх визуально подчеркивает «топовость» и «гоночность» модели Mont Blanc Carbon. Весьма тонкий верх имеет на деле довольно плотную структуру с умеренными свойствами паропроницаемости, как показывают тесты, и при этом максимально полярную структуру. Если чашка пятки похожа на прозрачный «рипстоп» (эка невидаль), то передняя часть — это очень эластичная ткань, которая буквально входит в оппозицию большинству жестких сеток топовых моделей других брендов. Есть ощущение, что это просто кусок носка и кажется, что можно будет вручить отдельный приз тому, кто сможет натереть себе пальцы настолько мягкой и эластичной тканью.
Мысок защищен от ударов весьма номинально, накладка TPU тонкая, а доп. усиление не слишком массивно. Это говорит о том, что кроссовки требуют от пользователя весьма уверенной техники бега через камни и корни, если таковые встретились.
Чашка в пятке, как часто бывает во флагманах, очень мягкая, что снижает уровень фиксации голеностопа и вновь накладывает на пользователя необходимость быть техничным бегуном или выбирать простые трассы и, желательно, не иметь избыточного веса и предшествующих разрывов связок стопы. Чтобы пятка не слетала, а я местами чувствовал это на спуске, когда стопа не прижата, выполнена набивка в виде валиков по контуру обхвата стопы, она также очень мягкая.
Мне пришлось на тренировке пару раз перезавязать шнуровку, чтобы адаптировать хватку под себя на спусках, потому что по началу было ощущение, что бежишь в тапочках. Я же люблю абсолютный контроль поверхности и плотную посадку. Да-да, пошутите про садо-мазо, я жду.
Тонкий язычок соединен с колодкой верха перемычкой, защищающей от мусора и немного добавляющий фиксацию. Вся эта красота инкрустирована классической, плоской шнуровкой, у которой единственный условный недостаток — ее некуда убрать, а шнуровка весьма длинная.
Колодка кроссовок - широкая, как обычно для Altra, особенно в передней части. Имея среднюю и дажу узкую стопу, скорее всего стоит покупать на пол размера меньше для лучшей фиксации. На моей средней стопе фиксации не хватает по всей длине стопы. Решение в моменте - собственная ортопедическая стелька.
Начав список критериев топовой обуви с веса, я, пожалуй, оставлю это в конце разбора. Вес этой модели — довольно сильная сторона, ведь при наличии не самой тонкой подошвы не из топовой пены, да еще и с полной пластиной, пусть и карбоновой, делает их вес очень хорошим для ультра-кроссовок — 250г 8,5UK и 278г для размера 10UK. Это отличный вес для ультра-кроссовок, и самое обнадеживающее, что если модель получит вторую итерацию с оптимизацией пены и пластины, то ее балансировка и вес станут и вовсе одними из лучших на рынке. Я уверен, что эту конфигурацию можно оптимизировать до 230г +/-, и это будет топ-продукт.
Это обувь ДЛЯ ДЛИННЫХ ГОНОК и для тех, кто считает себя ГОНЩИКОМ. Я бы сказал, что их качества начинают раскрываться на длинных дистанциях от 30-40 километров и сильно длиннее. Совокупные решения этой обуви, геометрия говорят о том, что они оптимальны для ультра-гонок низкой и умеренной технической сложности для самых популярных альпийских троп, вылизанных ногами сотен тысяч хайкеров и участников трейловых забегов. Эти кроссовки НЕ для скайраннинга (разве что, для ВК), не для жидкой грязной грязи. Они действительно хорошо подойдут для забегов на Кавказе, Красной Поляне и, возможно, даже Хибинах, но я бы не стал их рекомендовать например для Южного Урала (и не только южного). Это не про экстрим, это именно про скорость и комфорт, что относит эту модель именно к категории «Производительность/комфорт» нашей лекции и обзоров, с прицелом на ультра-дистанции.
А еще в ней удобно ходить.
Тех-обзор |
Altra Mont Blanc Carbon |
Модель/сезон |
2024 |
Назначение |
Гоночные и для интенсивных тренировок. Кроссовки для бега по твердым грунтовкам и горным тропам, умеренно рыхлым поверхностям, камням. Для длинных и ультра-дистанций умеренной технический сложности. |
Уровень подготовки |
Средний и высокий уровень |
Дроп |
0мм (26,9/27,2мм) |
Вес |
250г для среднего мужского размера |
Тип постановки стопы |
Средний, передний отдел стопы. С пятки бежать комфортно только со спусков или при высоком уровне подготовки (для всех моделей Altra) |
Пронация |
Нейтральная |
Колодка |
Широкая, очень свободная передняя часть |
Промежуточная подошва (Midsole)Средняя по высоте подошва 27мм с двумя составами пены - основной EVA+TPU (EGO Max) и прослойка TPE (EGO Pro) + полноразмерная пластина |
|
Поддержка свода |
Нет, только плотность пены + пластина |
Система стабилизации |
Да - полноразмерная пластина + плотная пена |
Торсионная жесткость |
3 из 5 — средняя, универсальная. Кроссовки хорошо скручиваются, но и имеют достаточное сопротивление |
Гибкость поперечная |
3 из 5 — средняя, средняя универсальная. Для кроссовок с пластиной гибкость высокая на 4 из 5. |
Уровень защиты стопы от камней и острых элементов |
4 из 5. Хороший уровень защиты и ощущение безопасной постановки на острые камни. В совокупности с пеной нога чувствует себя комфортно и безопасно. Однако уровень защиты от прямого столкновения пальцев с камнями относительно не высокий. |
||
Амортизация |
4 из 5. Для этого класса кроссовок хороший уровень амортизации, но не “зефир”, не ультра-пена. В них комфортно на твердых поверхностях. |
||
Протектор (Outsole) |
Универсальный рисунок и высота грунтозацепов 4 мм, резина Vibram Megagrip. Протектор хорошо работает на большинстве типов горных и трейловых поверхностей, кроме экстремальных — жидкой грязи, гололеда. |
Верх кроссовок |
|
Верх композитный из разных материалов максимально разных свойств — лодыжку обхватывает плотный неэластичный материал, передняя часть напротив из очень мягкой тянущейся ткани. На поверхности обуви довольно много светоотражающих элементов — на пятке, мыске и по бокам, это здорово! Вентиляционные свойства |
Умеренные свойства вентиляции и отвода воды. Плотная сетка верха и материал по бокам не обладают выдающимися свойствами вентиляции или гидрофобностью, однако они очень тонкие, что позволяет бегать в теплое время года с относительным комфортом и после бродов рассчитывать на не слишком длительное высыхание. Фиксация стопы |
|||
Фиксация стопы — 3 из 5. Кроссовки с умеренным уровнем фиксации в целом и слабой фиксацией пятки. Пятка не имеет жесткого стакана, что накладывает на бегуна необходимость иметь хорошую технику бега и отсутствие травм в моменте, а также отсутствие избыточного веса. Если пятка немного гуляет, стоит надевать плотные носки или поправить шнуровку. Свободный перед колодки, типичный для Altra, на средней и узкой стопе будет чувствоваться очень свободно и не фиксироваться, кроме как шнуровкой. Средняя часть кроссовка фиксирует стопу за счет дополнительных зигзагообразных линий по бокам вместе со шнуровкой. Рекомендации: брать на пол размера меньше, если у вас средняя стопа, на 1 размер меньше, если стопа узкая. Использовать собственную стельку |
|||
ШнуровкаЖесткая на ощупь и плоская классическая шнуровка. Немного не хватает кармашка или системы фиксации завязанных шнурков. Решается, при желании, продеванием петель под сами шнурки. |
|||
СтелькаСредней толщины, но перфорированная с отводом тепла и воды |
Читайте также: