Переход из Рожкао в Никитино через вершины Большой Пцицер (2258 м) и Хацавита (1994 м) - отдельная тема для страшилок ночью возле костра. Здесь малохоженные тропы в субтропических условиях Сочинских гор представляют собой калейдоскоп зарослей борщевика, заросших лесовозных дорог, грязевых сырых троп, постоянной напряженной навигации и снова заросших троп. Но сама по себе связка прекрасна своей логичностью на отрезке Рожкао - Никитино и как раз-таки малохоженностью. Наибольшее удовольствие от этого маршрута получат ориентировщики и любители лесов - на всем пути от Эльбруса это самая лесистая часть.
Расстояние |
Набор высот |
Сброс высот |
Уровень сложности |
Кол-во дней |
50 км |
2827 м+ |
2972 м- |
4 |
2-4 |
начинается ориентирование на Пцицере
Одна из основных сложностей на этом участке заключается в труднопроходимости многих троп и в сложном ориентировании на местности. Здесь по-прежнему нет сотовой связи*, но вдобавок здесь вы вряд ли встретите вообще кого-либо, кроме диких животных. Среди которых, кстати, может быть и медведь. Поэтому несколько раз подумайте и продумайте свои действия, прежде чем выдвигаться на этот участок маршрута.
* Кроме места под вершиной Хацавиты, которое так и отмечено на карте “Есть связь”.
Важно! Данный маршрут весьма опасен и трудно проходим в плохую погоду, туман и грозу. Мы проходили его в хорошую погоду, лишь на второй день попав под мелкий дождь. При прогнозе на затяжные дожди рекомендуем альтернативный путь - по дороге из Рожкао в Псебай и оттуда в Никитино, либо проехав его на автомобиле. Для подготовленных легкоходов этот путь идется столько же, сколько и срезка по горам, но это гораздо безопаснее и может быть вариантом отдыха после набористого рельефа Архыза.
Также важно на данный маршрут выходить утром, а не после обеда! Ночёвки здесь адекватны только в указанных ниже местах. Успейте добраться до ночёвки до темноты.
плато Б. Пцицера
В зависимости от целей и формата треккинга, можно спланировать от одной до трех комфортных ночёвок. На этом участке почти нет проблем с водой, но небольшой запас в 0,5л всё же иметь стоит.
Спуск с Б. Пцицера в сторон Бескеса
как самостоятельного маршрута - с июня до середины октября. По мере присутствия снежного покрова. Сложность могут представлять все тропы, особенно из-за сложностей с ориентированием на местности при отсутствии троп как таковых. При движении по заснеженному рельефу нужно корректировать траекторию согласно треку, чтобы не оказаться у крутых сбросов или в труднопроходимых участках леса.
Во время подъема на Большой Пцицер
Трек уходит с основной дороги, идущей через поселок Рожкао, в неприметном месте, поэтому стоит с самого начала быть внимательными и следить за картой. Лесная тропа представляет собой заброшенную лесовозную дорогу, которая при этом почти не заросла и хорошо читается. При этом она резко прерывается, превращаясь в слабо читаемую тропу примерно после 800 метров набора высоты. После нескольких поваленных деревьев начинается своего рода “натоптыш”. Он сохраняется только потому что по нему до сих пор поднимаются на Большой Пцицер пастухи и редкие путники. Примерно до конца июня, пока не выросла трава, открытые от леса поляны на треке будут более менее читаемы. Позже нужно будет придерживаться трека, чтобы выйти на гребень, ведущий к вершине. Весь лесной участок до вершины крайне важно следить за треком, потому что перпендикулярно ему будет множество коровьих троп. На самом деле относительно общего километража подъёма на Пцицер это ориентирование в лесу занимает не так много времени, но оно, безусловно запоминается.
Вершина, точнее плато Большого Пцицера стоит того, чтобы немного попотеть по пути до него. Отсюда открывается панорамный вид на всю округу. Здесь стоит либо остановиться на ночлег неподалёку от Коша вблизи ручья либо хотя бы немного запечатлеть в памяти красоту. Далее начнётся спуск к реке Бескес. По началу дорога ведёт по живописному долу и уверенной дороге через березовые рощи. Затем начнётся густой лес, и дорога после дождей может быть весьма размытой и скользкой, но уверенной и однозначной.
Спускаясь вниз с Пцицера, мы вновь рекомендуем строго держаться трека и не уходить на второстепенные дороги, даже если по карте они кажутся более короткими. Они заросли и выходят в никуда. Придется сделать некоторый крюк, прежде чем выйти к реке Бескес и разработке карьера на её берегу.
Это тоже всё Пцицер
Стоит признать, что мы не ожидали увидеть относительно небольшой карьер на момент выхода к реке Бескес. Вокруг карьера проходит дорога, так как ущелье тянется еще достаточно далеко и объезд карьера нужен с технической точки зрения. Им и стоит воспользоваться в качестве обходного пути. В целом сразу после карьера можно искать место для ночёвки. Мы прошли ещё пару километров по грунтовке и нашли отличную полянку на берегу реки, что способствовало появлению первого за весь поход конденсата у нас на палатках. Рядом с этой поляной находилась делянка рабочих вышеупомянутого карьера. Кстати, на этой делянке могут присутствовать сторожевые собаки, будьте внимательны.
Сразу после вахтовок рабочих уходит дорога вверх на вершину Хацавиты. Эту срезку, по которой проложен наш трек нам подсказали сами рабочие, мы планировали сделать больший крюк, чем оказалось возможным по факту, ведь этой дороги нет на картах. Здесь трек проходит по слегка заросшей, но явно читаемой лесовозке, которой давно никто не пользуется. Через некоторое время заросли закончатся, дорога будет более широкой и приведёт на Чинарев Бугор (1824 м), точнее это хребет, ведущий к Хацавите.
Около места под названием “Медвежья балка” есть кош, который нужно обойти вокруг. Он действующий, там живут пастухи. Нам повезло, мы разговорились с ними, и нас угостили вкуснейшим сыром.
Здесь важно быть внимательным - название “Медвежья балка” дано этому месту неспроста. Здесь мохнатых довольно много и пастухи говорят, что они регулярно выходят к кошу. У дороги на Хацавиту есть предупреждающие знаки об опасности встречи. Применяйте меры предосторожности!
Вершины Хацавиты
Выход на Хацавиту довольно красив. Это открытая местность с панорамным видом. Сама Хацавита пользуется популярностью. Сюда организовывают джиппинг из Никитино, Псебая. Здесь даже есть столики и вахтовки для ночёвок.
Здесь, немного не доходя до вершины также ловит связь Мегафон и местами Билайн.
В дальнейшем в Никитино есть два варианта спуска. Мы выбрали более длинный дикий и красивый по хребту до горы Голая (1851 м) и большого кафе, которое за ней расположено. Этот кусок маршрута просматривается с Хацавиты практически полностью, но проходится почти все время по лесной чаще. Если идти в августе, то по началу будет много высокой травы, но в целом тропа уверенная. Здесь также есть риск встретить диких животных. На подходе к горе Голая есть поляна борщевика. Будьте внимательны и аккуратны при прохождении. Мы попали уже в момент, когда почти всё было спилено, но может быть иначе. Немного не доходя кафе, будут охотничьи домики, их нужно обойти, и почти сразу будет долгожданное кафе. Это первая цивилизация после Рожкао. Здесь в рабочие часы можно хорошо отдохнуть и перекусить перед спуском в Никитино, а затем уже в Кировский, где расположен кордон “Черноречье” на входе на 8 маршрут КБЗ.
Кафе в скандинавском стиле на горе Голая
В Кировский есть два варианта спуска от кафе - прямая тропа вниз, по которой, кстати, в 2021 году проводился Вертикальный Километр в рамках фестиваля Скайраннинга и более длинный по пологой дороге общего пользования до Никитино. Дорога длинная, но пологая и безопасная.
Выйдя в Никитино, нужно иметь окончательное решение по дальнейшей траектории следования - закончить путь и отправиться на трансфере в Псебай или двигаться к Кировский и далее по маршруту КБЗ №8 в Красную Поляну.
Никитино и река Малая Лаба (не такая она и малая, на самом деле)
Для тех, кто продолжает движение на Красную Поляну важно знать! Никитино - это единственное место, где можно выйти в интернет, воспользовавшись частными услугами мобильного интернета и приобрести пропуск в Кавказский биосферный заповедник на 8 маршрут на сайте заповедника. На месте его купить невозможно! Мы воспользовались платной услугой в продуктовом магазине в поселке Никитино, расположенном на углу улиц Октябрьская и Заводская перед выходом на мост через Малую Лабу.
Школа трейлраннинга Mountain Race Team ведет круглогодичную дистанционную подготовку к участию в горных забегах и походах, подобным проекту "ТрансКавказ". Вы можете изучить подробности подготовки и оставить заявку на обучение на сайте нашей школы.