6 сентября в Аосте стартуют знаменитая гонка Tor des Geants (330 км) и новая монструозная дистанция Tor des Glaciers(450 км), а в конце августа у нас на Кавказе также прошла пусть не такая жесткая, как тот же Тур, по наборам, но двухсотмильная(!) трейловая гонка.
Идея амбициозного проекта появилась в январе 2019 года как спортивного мероприятия в формате многодневной беспрерывной гонки по территории Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании и Ингушетии вдоль южных склонов Скалистого хребта. Участники за время гонки должны преодолеть 13 горных долин и 12 перевалов. Маршрут гонки не кольцевой и растянут на 316 км. Набор высоты – 14000 м. Городов-сателлитов у гонки три - это столицы республик по территориям которых проходит маршрут: Нальчик, Владикавказ и Магас. Практически вся трасса — это грунтовые дороги за исключением 10 км. Перед выходом на пограничный перевал республик КБР и РСО – тропы. Серьезных бродов на дистанции нет, большие долинные реки пересекаются через мосты.
Самый длинный автономный участок — 60 км от села Верхняя Балкария к селу Мацута. Там не было пунктов питания, вода из чистых родников. Координаты мест, где можно пить природную воду, были предоставлены организаторами. Участник не ограничен максимальной дистанцией на сутки, но он снимается с дистанции в пунктах питания или отдыха, если не уложился в квалификационное время. Общее КВ на дистанцию — 122 часа. Пунктов жизни было 7 — Эльтюбю, Безенги, Верхняя Балкария, Мацута, Нижний Унал, Верхний Фиагдон, Армхи. На шести (за исключением Эльтюбю) было бесплатное питание по типу шведского стола. В пунктах жизни были организованы места для сна, розетки для подзарядки гаджетов.
В рамках мероприятия проводились ещё четыре гонки:
Былым Трейл. Длина дистанции составляет 25 км с набором 1500 м. Это единственная дистанция, на которой была разметка. Причем организаторы отметили, что разметка (флажки) выполнена только из натуральных материалов.
Эл-тюбю. Длина составляет 38 км с вертикальным набором 1320 м. При прочих равных "Эл-Тюбю" технически проще дистанции "Былым Трейл", и на все 38 км предлагает плотно укатанный грунт.
Безенги - 57 км и набор - 2420 м
100 miles of Caucasus - 160 км и 7890 м набора.
Мужчины:
1. Мамонтов Илья – 08:15:53
2.Кирюшин Владимир – 08:15:54
3.Малышев Максим – 09:20:00
Женщины:
1. Зотова Ирина – 09:45:00
2. Куць Софья – 10:57:00
3. Михайлина Ульяна – 13:17:00
Мужчины:
1. Онищенко Виктор – 04:53:00
2. Коклин Дмитрий – 05:51:00
Женщины:
1. Кувалдина Елена – 05:35:00
2. Суханова Ксения – 06:40:00
3. Гудиева Мадина – 06:56:00
4. Муриева Мадлена – 06:56:00
Мужчины:
1. Игорь Сабецкий – 04:03:56
2. Сучихин Александр – 04:32:18
3. Дибижев Дмитрий
Женщины:
1. Третьякова Вера – 04:05:37
2. Качкова Александра – 04:31:11
3. Качкова Светлана – 05:03:03
1. Анатолий Абисалов – 85:14:15
2. Мария Назарова – 85:52:15
3. Валерий Регэций – 88:11:20
Время Павла Чернова, который был пока единственным участником на этой дистанции – 35:05:05
Мы пообщались с директором гонки Андреем Донсковым и Марией Назаровой, которая стала второй в абсолюте на главной дистанции, всего на 38 минут отстав от лидера.
- Андрей, расскажите, как у вас возникла идея такого забега? Откуда интерес к трейлраннингу, бегаете ли сами?
- Себя не могу назвать даже любителем в семье трейлраннинга. Мои официальные старты можно пересчитать на пальцах, а опыт, именно беговой, весьма скромный. К идее этого трейла подвела основная сфера деятельности - альпинизм. Желание открыть для себя что-то новое и затем показать это другим - вот и он "Caucasus Ultra Trail". Трейл и альпинизм они рядом, близки идеями и атмосферой. Первый проект который делали в 2016 году - даже и не думали что это трейл, просто решили собрать друзей и побегать на тренировочном полигоне клуба - горе Бештау. Какие-то смешные взносы по 100 или по 200. Организация на коленке, куча недоработок, но так начиналась история клуба как организатора трейловых забегов - Многоприфильного Альпинистского Клуба "Фрилайн". Так начиналась история "Бештаугорского креста", старта который делали в 2016, 2017, 2018 году. Поэтому, когда взялись за "CUT" и из соц.сетей полетела куча негатива по типу: - "...вот, за такой большой проект взялись, а опыта - 0...", это было не совсем так. Так что можно смело сказать что интерес к трейлраннингу он с того самого "Бештаугорского креста".
- Сложно ли было организовать такое масштабное мероприятие, договориться со всеми властями?
- О том, сложно ли было, сказать затрудняюсь. Важна степень вовлеченности, ведь когда интерес огромный - тогда и работа спорится. Касательно административного ресурса везде было по-разному. Где-то получалось, а где-то нет. Когда в "кабинетах" мне говорили нет, старался не давить, а вот исключения делали только для служб которые причастны к обеспечению безопасности участников, из этих кабинетов с ответом "нет" выходить нельзя. Организатор не в силах, а вернее сказать, не имеет законного основания для: поиска и эвакуации участника из труднодоступных мест, оказания медицинской помощи участнику, перекрытию федеральных и любых других автомобильных дорог, ведения деятельности в пограничной зоне РФ, а все это на проекте "CUT" сплошь и рядом. Участники работают на пределе и любая нештатная ситуация как цепная реакция потянет за собой работу всех обеспечивающих служб. Напряжение колоссальное, это чувствуют как организаторы так и управленцы. Трезвую оценку работы для реагирующих подразделений можно дать только после применения, благо на CUT2019 этого не потребовалось, но могу сказать уверенно - готовы были.
- В соцсетях есть кое-какая информация про безопасность участников, но расскажите подробнее, как она обеспечивалась. Как поддерживали связь с людьми на дистанции?
- ФСБ, МЧС, МВД, Служба Медицины Катастроф и скорой помощи всех трех субъектов по территории которых проходило мероприятие держали его на контроле. Этот контроль раскалял телефон и расплавлял мозг :) Но, за ребят и девчат на дистанции я был спокоен. Связь с участниками только в телефонном режиме. Есть места, где сигнала сотовой сети нет, и это достаточно большие отрезки. На CUT2019 эти отрезки участники проходили группами. В следующем году возможно добавится пункт питания в самый длинный "глухой" участок, но брать под полный контроль передвижение участника по дистанции мы не будем. Не за тем люди будут ехать на проект "CUT", чтобы за ними следили сотни глаз волонтеров. Для того есть куда более знаменитые старты :) . "CUT", в свою очередь, позволяет приобщиться не только к колоссальному физиологическом стрессу, но и таковому психологическому, дает понять, что в определенный момент есть только ты, Скалистый хребет, никакой связи и никого вокруг. Это бесценно для участника. Это бесценно для нас.
- Как считаете, удалось осуществить задуманное? Будете ли проводить забег в следующем году?
- Удалось ли осуществить задуманное? Конечно, нет. Задуманное - это не CUT2019, CUT2020, CUT2021... Задуманное - это работа на добрый десяток лет. И все это не только трейл, не только беговые старты. По этому вопросу подискутируем лучше лет через пять, тогда будет о чем;).
- Какие сделали выводы, будете ли что-то менять по дистанциям?
- На CUT2020 дистанция SU300 останется неизменной. Направление то же. Это шикарные места, замечательные управленцы на местах, добродушные местные жители и очень большой объем работы на старт следующего года. Не зря это центровая дистанция, внимание организатора приковано именно к SU300. По ощущениям от старта этого года - очень не хватает "техничного коротыша", однодневки с чрезвычайно сложным рельефом, но в то же время "беговой" однодневки. Дизайн дистанции уже на примете. Но к ней есть пожелание. Хочется поработать совместно с другими организаторами или беговыми сообществами, и я официально приглашаю подготовить и провести короткий "хард трейл" в рамках проекта "CUT2020" совместно.
- Видела, что будете проводить марафон Джейрах. Почему решили делать асфальтовый? Какой там набор высоты ожидается?
- Марафон Джейрах - это отдельная песня и она объективно стоит того чтобы быть спетой. Безумно видовой и совсем непростой марафон с набором высоты более 1000 метров и таким же спуском. Джейрах - это последние 38 км. от дистанции SU300, а вот асфальтовым он стал буквально 2 года назад, ранее здесь была грунтовая дорога.
- Спасибо.
- Маша, расскажи, как для тебя прошла гонка? Почему ты, девушка, решила участвовать в таком сложном, пока не проверенном проекте?
- Зачем ты бегаешь горные ультрамарафоны? А УльтраУльтра марафоны? Такой вопрос мне часто задают знакомые. Я люблю горы, я очень люблю горы, люблю соревноваться, соревноваться с собой, ну и с соперниками. Чем тяжелее задачка, тем сильнее хочется ее решить. Именно так было с CUT300. Вокруг все крутили пальцем, зачем ты все это делаешь, ты ничего не знаешь об организаторах, тебя съедят, украдут и далее по списку страшилок. Но это только меня подстегивало выйти на старт. Вокруг 20 знакомых, а больше незнакомых уверенных в себя брутальных парней) И я, девочка в розовом беговом комбинезоне). Старт по жаре, уже на первых 50 км стало понятно, что будет не просто всем. Начались сходы. А мне нельзя, за мной Москва, ученики и все мои друзья и знакомые. Третий перевал, опасный крутой травянистый спуск без тропы. Здесь я догоняю лидера гонки Валерия. И уже вместе продолжаем карабкаться вниз, без падений не обошлось. А вот и 90 км. Уютная спортивная база, мягкая кровать, глубокий, но короткий сон. Еда, сухие вещи. Через 4 часа выбегаю дальше с отставанием полчаса от лидера. Впереди самый длинный автономный участок в 65 км.
Два небольших перевала, а вот и главное приключение гонки - перевал на высоте 3150. Без тропы в тумане. Тут я догоняю Валерия. Он идет очень тяжело, часы сели. Проходим самую высокую точку, и тут на нас обрушивается ливень, град размером с мелкую вишню, молнии бьют в нескольких метрах. Бросаем палки и сидим, прижавшись к камню, больше получаса. Промокли до нитки, стук зубов слышен в соседнем ущелье) Гроза немного утихает – начинаем спускаться по очень крутому, скользкому склону. Через час нас накрывает еще одной грозой. Возникают мысли о вызове МЧС, но до лагеря больше 20 км, а связи нет. Дождь утихает, и мы выходим на очередной базе на 150 км.Несколько часов сна в палатке, вещи мокрые, но это уже почти не заботит.
Светает, выбегаю из лагеря первой, впереди еще один длинный подъем на перевал. Никакой технической сложности, идется легко. Но вдруг трек с дороги уходил в высокую траву, которая местами примята. На открытом участке вижу следы медведя. Панический ужас, я была готова лечь в траву и никуда не двигаться. Собираю всю храбрость и продолжаю бежать еще 20 км до лагеря, оборачиваясь на каждый шорох. Очередная база на 210 км. Два часа отдыха. И снова в дорогу.
Следующий подъем прошел почти без приключений, не считаю нескольких собак, от которых спасалась бегством с выключенным фонарем. Мысли о диких животных отгоняла детскими песенками. Так незаметно добралась до 250 км и палаток организаторов. Уснуть не получалось, мышцы ныли. Через 1,5 час на базу пришел Валерий, а под утро Анатолий пробежал ее без остановок и вышел в лидеры. Встала разбитой, догонять Анатолия не было желания. Решила дальше двигаться с Валерием. Три перевала до следующей базы не предвещали никаких проблем. Но неожиданно бурная река перегородила путь. С третьего захода нам удалось ее перейти, потратив на это больше часа. Лидер прошел ее по мосту на км ниже по течению. Он тут местный и знал простую дорогу. Было очень обидно, что нас не предупредили о такой возможности. Спустившись вниз на границу с Ингушетией, во мне откуда-то появились силы. Азарт заставил оставить Валерия и убежать вдогонку лидеру. И финальные 35 км пролетели незаметно. Почти все подъёмы я забегала, а вниз летела как ветер (как мне казалось) по 4-30. А вот уже и сторожевая башня, финиш, горячие объятья волонтеров. 85 часов 52 минуты на 342 км. Отставание от лидера 38 минут. Валерий прибежал через 3 часа после меня, а остальные парни еще через сутки. Афера удалась) Надо будет повторить. Надеюсь, организаторы услышат все наши рекомендации и замечания. И гонка найдет свое достойное место в беговом календаре.
- Маша, поздравляем, ты крутая!