31 января 2020

Tor des Geants - великий и ужасный! Всё про ультратрейл "Тур Гигантов"

Есть в Италии крошечный (1% от всей территории Италии), но весьма удаленький регион Валле-д’Аоста, площадь которого чуть больше Москвы. "Маленькие, но независимые", - говорят про таких. И действительно, не каждый итальянский регион может похвастать наличием особой автономии со своим избирательным правом, закрепленным в конституции страны.

Удачное расположение данного региона в долине со множеством пиков свыше 3000 м и своим «домашним» Гран-Парадизо (4061 м) сделали этой край раем для любителей «помучить» себя горами. И благодаря Валле-д’Аоста Италия имеет доступ к крупнейшим вершинам зарубежной Европы, среди которых Монблан, Монте-Роза, Маттерхорн (Червино, как ее называют в Италии), Гран-Комбен. Это вам не плоскач Паданской равнины, не холмы северных Апеннин, а настоящие Альпы.

И поэтому нисколько не удивительно, что именно здесь проходит одно из самых эпичных и грандиозных мероприятий мирового трейлраннинга – «Tor Des Geants», что в переводе с франко-провансальскго (арпитанского или патуа) на наш родной – «Тур гигантов», или же «Тур» в простонародье.

История гонки берет свое начало в 2010 году, когда состоялся первый «Tor Des Geants». На первом «Туре» всего финишировали 179 человек, и победу праздновали вальдостанцы брат и сестра Ульриха и Аннемари Гросс.

Организатором «Tor Des Geants» является некоммерческое общество любителей спорта с ограниченной ответственностью (Società Sportiva Dilettantistica a Responsabilità Limitata - SSDrl) «Valle d'Aosta Trailers» («VDA Trailers»), которое, помимо «Тура», проводит еще ряд трейловых стартов. Чтобы понять, насколько это общество некоммерческое и любительское, достаточное открыть их сайт: там нет почти никакой информации, за исключением юридического и почтового адресов. Бессменным президентом VDA Trailers и Tor Des Geants является Алессандра Николетти (Alessandra Nicoletti). VDA Trailers в период с 2006 г. по 2014 г. также участвовало в организации UMTB®. Для проведения спортивных мероприятий вступает в коллаборацию с любительским спортивным обществом ASD Courmayeur Trailers.

Активное участие в проведении «Тура» отводится и региону Валле-д’Аоста в лице 34 муниципалитетов, через которые проходит трасса гонки.

Главные спонсоры – итальянская телекоммуникационная компания «EOLO» и шотландский производитель спортивной одежды «Montane».

В 2019 г. проводился 10ый «Тур», что ознаменовалось добавлением в название символического знака X, и в итоге получилось – TORX. Также был сформирован принцип трех «EX»: EXTREME, EXTRAORDINARY, EXPERIENCE (Экстрим, Незаурядность, Опыт). Экстрим: «Тур» является первой и единственной «нон-стоп» гонкой для дистанций такой продолжительности. Незаурядность: «Тур» - единственная гонка подобного рода, которая охватывает целый регион, проходя у подножия самых высоких «четырехтысячников» Альп через национальный природный парк Гран-Парадизо и региональный парк Монт-Авик. Опыт: «Тур» - уникальный опыт путешествия с самим собой по захватывающим дух тропам Валле-д'Аоста, окутанный теплым гостеприимством волонтеров и долины Аоста.


Трасса

Tor Des Geants традиционно проводится по двум главным туристическим маршрутам долины Аоста: Alta Via Trail 1 и Alta Via Trail 2.

Alta Via Trail 1

Alta Via Trail 1

Alta Via Trail 2

Alta Via Trail 2

Кольцевой трек дистанции начинается против часовой стрелки маршрутом Alta Via Trail 2 от Курмайора (Courmayeur) до Доннаса (Donnas), далее от Доннаса возвращается в Курмайор по маршруту Alta Via Trail 1. Организаторы в анонсе гонки всегда заявляют дистанцию Tor Des Geants как 330 км (условно 200 миль) D+ 24000. Однако, в положении Tor Des Geants на 2019 год указывается, что по данным ITRA характеристики трассы следующие: 356 км с набором высоты 27 390 метров.

Маршрут Tor Des Geants проходит через 25 вершин 2000+ м, 30 озер, разброс высот на дистанции – 300-3300 м.

На дистанции «Тура» более 40 пунктов отдыха и 7 баз жизни, которые делят всю трассу на 7 секторов. На официальном туристическом сайте региона Валле-д’Аоста приведены следующие характеристики данных секторов:

1) Courmayeur — Valgrisenche (48.606 km, 3750 m D+, 3295 m D-);

2) Valgrisenche — Cogne (53.535 km, 4137 m D+, 4268 m D-);

3) Cogne — Donnas (46.595 km, 1383 m D+, 2600 m D-);

4) Donnas — Gressoney-Saint-Jean (51.543 km, 4584 m D+, 3585 m D-);

5) Gressoney-Saint-Jean — Valtournenche (36.018 km, 2749 m D+, 2676 m D-);

6) Valtournenche — Ollomont (44.161 km, 3404 m D+, 3534 m D-);

7) Ollomont — Courmayeur (49.081 km, 2905 m D+, 3104 m D-).

В итоге на весь Tor Des Geants приходится: 329,539 км D+ 22912 D-23062, что меньше данных, которые ITRA ежегодно отражает в результатах после завершения очередного «Тура».

На прохождение трассы определен лимит времени в 150 часов.

Стоимость участия в Tor Des Geants составляет 750 евро, для участников с благотворительными и экологическими номерами – 2000 евро.

Количество участников – 800 человек, основная масса, которых определяется в результате лотереи пререгистраций, а также дополнительно предусмотрено участие по «wild card» (номера для спонсорских организаций), участники с благотворительными номерами (20 человек) и с экологическими номерами (10 человек). Например, в 2019 году общее количество участников составляло 945 человек из 73 стран. Число финишеров около 60% стартовавших (в 2019 г. – 565 финишеров), что в целом неплохо для дистанции такой сложности.

Организатор «Тура» оставляет за собой право приглашать наиболее значительных спортсменов.

Особо подчеркивается, что на Tor Des Geants нет никаких денежных призов. Каждый финишировавший отмечается призом «финишера». Награждаются первые пять участников и участниц в абсолютной категории, а также лучшие участник и участница в своих возрастных категориях (5 категорий).

Поскольку Tor Des Geants не рядовое спортивное мероприятие, а еще и инструмент продвижения имени Валле- д’Аоста на мировой арене, то установлены страновые квоты для участия в «Туре»: минимум 2 участника от каждой страны (без лотереи), остальное количество участников от этой страны определяется на основе процента пререгистраций данной страны в общей сумме неитальянских пререгистраций. Итальянским участникам отводится 40% стартовых мест.

Участники, которые финишировали на всех «Турах» с 2010 года, называются «сенаторами» (на итальянском - «senatori») и пользуются особыми привилегиями: могут регистрироваться без лотереи, их мнение является авторитетным для организаторов. Они – гордость Tor des Geants!

На такой длинной дистанции, пожалуй, не удастся увидеть мировую элиту трейлраннинга, тех, кто блещет на UTMB – ни Килиана Жорне, ни даже «короля» 100-мильников Франсуа д’Аэна, так как здесь совсем иной формат соревнований и совсем другой уровень переносимых нагрузок. Однако, победа на "Туре" Хавьера Домингеса-Ледо, специализирующегося на 100-километровых и на 100-мильных гонках (на UTMB – 3ий в 2013 году, в топ-10 в 2016 г., 2018 г., в 2019 г.) с новым рекордом в 2017 году показывает, что скорости можно сохранить и на таких длинных трассах.

Установленный испанцем Хавьером Домингесом-Ледо (Javier Dominguez-Ledo) в 2017 году рекорд Tor Des Geants составляет 67:52:15. За этот результат он получил от ITRA  857 баллов, что для подобных «сверхультра» почти феноменально. Хавьер Домингес работает инженером полный рабочий день. По его словам, 80% всего времени у него забирает работа, дом и прочая рутина и лишь 10-20% времени остается бегу и горам. Успешность гонок для него определяется в равной степени тремя факторами: физическим состоянием, психологическими кондициями и работой желудка на дистанции. Домингес уверен, что можно было пробежать гонку еще быстрее, так как он совершал немало ошибок на дистанции. Вспоминая о сложностях на «Туре», он говорит: «Когда становилось тяжело, я думал, что нахожусь в том месте, где хотел оказаться, и делаю то, чего так желал. Я здесь и я должен наслаждаться!». До этого никто прежде не выбегал из 70 часов.

Стоит отметить, что почти на всем протяжении Тура-2017 лидировал итальянец Франко Колле, но за 22 км до финиша вынужден был сойти.

У женщин рекорд был обновлен также представительницей Испании Сильвией Айнхоа Тригерос Гарроте (Silvia Ainhoa Trigueros Garrote) в 2019 году, искушенной четвертым успешным прохождением «Тура», и теперь составляет 85:23:15.

Среди и мужчин, и женщин есть спортсмены, которые дважды побеждали на «Туре»: у мужчин –  итальянцы Франко Колле (Franco Colle) – в 2014 г. и в 2018 г. и Оливьеро Бозателли (Oliviero Bosatelli) – в 2016 г. и в 2019 г.; у женщин – итальянки Аннемари Гросс (Annemarie Gross) – в 2010 г. и в 2011 г., Франческа Канепа (Francesca Canepa) – в 2012 г. и в 2013 г., Лиза Борцани (Lisa Borzani) – в 2016 г. и в 2017 г., испанка Сильвия Айнхоа Тригерос Гарроте (Silvia Ainhoa Trigueros Garrote) – в 2018 г. и в 2019 г.

Один из финишеров «Тура-2019» так описал свои впечатления от пережитого: «Тур уникален для каждого человека: возможно, он больше похож на дозу ЛСД, чем на трейловую гонку».

Ну «Туре» существует традиция, по которой последнего финишировавшего участника торжественно встречают. В числе чествующих обязательно присутствие и победителя «Тура».

Невозможно разумно объяснить желание окунуться в ад многодневных мучений, борьбы с непогодой, накрывающей все сильнее усталостью, депривиацией сна – это иррациональный акт. Человеку нужны испытания, где просыпаются его первобытные инстинкты, и где сознание уже не имеет решающей роли.


Основные факты Tor Des Geants

2012 год – третий «Тур гигантов» был прерван на четвертую ночь, а на пятый день остановлен в En Bosses (303 км). 73 спортсмена смогли закончить полную дистанцию. Для остальных 319 условных финишеров гонка закончилась в En Bosses.

2013 год – смертельный случай на Tor Des Geants. Китайский спортсмен Ян Юань (Yang Yuan) во время дождя в первую ночь гонки при падении ударился головой о камень и погиб. На месте случившегося сейчас установлен памятник.

2014 год - после смертельного случая на «Туре» в 2013 г. было решено ввести в штат комиссаров гонки, основной функцией которых является обеспечение безопасности на трассе и пресечение попыток срезания трассы.

Скандал с дисквалификацией двукратной победительницы «Тура» Франчески Канепы.

Организаторы утверждали, что согласно свидетельству другого спортсмена Паоло Росси 8 сентября 2014 г. Канепа была подвезена на автомобиле из третьей базы жизни в Cogne до пункта Lillaz и не была отмечена на одном из контрольных пунктов. Росси сообщил об этом волонтерам на пункте в Champorcher и те по служебным каналам связи передали данную информацию организаторам. Канепа прибыла на 4ую базу жизни в Donnas, где организаторы сообщили ей, что инициирована процедура дисквалификации спортсменки и ведется проверка фактов. Канепе предложили продолжить соревнование, но она отказалась и сошла с дистанции, сославшись на стрессовое состояние и невозможность сконцентрироваться на гонке. В конце дня руководство гонки подтвердило дисквалификацию формулировкой «не прошла контрольный пункт Les Goilles» и умолчала об использовании спортсменкой автомобиля. В дальнейшем Канепа приводила в качестве доказательства свидетельства одного из участников «Тура», который несколько раз пересекался с ней на трассе между Cogne и Les Goilles, а также предоставила фото спортсменов, сделанные туристами незадолго до Les Goilles, среди которых есть и сама Канепа. Спортсменка также утверждала, что обогнала Росси, уже покидая базу жизни Конья, пробыв там меньше него, и она не смогла отметиться на КП Les Goilles по причине того, что там не оказалось ни одного волонтера. Организаторы же настаивали на том, что доказательств пребывания Канепы на контрольном пункте в Les Goilles не существует.

После серии разбирательств примерно через месяц в апелляции был подтвержден факт дисквалификации спортсменки по изложенным организаторами доводам – непрохождение контрольного пункта в Les Goilles.

Таким образом, потенциальный «хет-трик» на «Туре» для Канепы стал невозможен. После этого Канепа уже не возвращалась на Tor Des Geants.

Уже почти забытая история имела продолжение: 21 января 2020 г. мировой судья г. Аоста вынес судебное решение о клевете со стороны Паоло России (того самого, который первым заявил, что Канепа воспользовалась автомобилем в ходе «Тура»-2014) и приговорил его к уплате штрафа 2300 евро, а также компенсации морального ущерба Франческе Канепе в размере 15000 евро. Канепа по итогам ознакомления с данным судебным решением и подготовкой иных документов обещала провести пресс-конференцию. «Я всегда говорила правду: я не пользовалась машиной и не пропускала контрольные пункты. Судья наконец заявил миру то, о чем я твердила с 08 сентября 2014 г. Счастлива ли я? Не совсем, поскольку выслушивать все это снова так же больно, как и в тот день. Но я чувствую некоторое облегчение», - резюмировала Канепа.

Алессандра Николетти также не осталась в стороне и прокомментировала данное судебное решение: "Нечего комментировать: это отношения между Канепой и Росси. Для нас данное решение ничего не значит потому, что мы дисквалифицировали Канепу не за использование автомобиля. Канепа не прошла контрольный пункт, и у нас есть все основания так утверждать. Ничего персонального - только спорт. Мы не раз это подчеркивали. Данная глава закрыта, причем закрыта уже давно".

2015 год – гонка прерывалась на третью ночь из-за непогоды и была окончательно остановлена на четвертую ночь из-за оледенения Col Malatrà. Только 6 спортсменов завершили полную дистанцию. Остальные 468 условных финишеров были распределены по дополнительным 8 финишным протоколам, в зависимости от того, на каком пункте они были остановлены с учетом лимитов прохождения дистанции.

2016 год – конфликт властей Валле-д’Аоста и организаторов «Тура», из-за чего региональные власти провели гонку 4K Alpine Endurance Trail Valle d'Aosta: по тому же маршрут, но в противоположном направлении (по часовой стрелке) и в срок 03-09 сентября 2016 г., что на неделю раньше «Тура гигантов», старт которого прошел 11 сентября 2016 г.

Франческа Канепа приняла участие в этой гонке и победила, став 9ой в общем зачете с результатом 98:04:22. После победы Канепа эмоционально прокомментировала: «Это был долгий путь, который вернул меня в Cogne, а прохождение Les Goilles было напряженным: полным счастливых эмоций… Я вернулась в Cogne, прошла Les Goilles и забрала обратно кусочек души, который я здесь оставила». Всего на 4К финишировали 309 спортсменов.

У мужчин победителем стал Петер Кинцель (Peter Kienzl) с результатом 82:53:31.

Согласно предоставленного отчета, расходы организаторов 4К составили 609 тыс. евро при доходах в 622 тыс. евро. Для сравнения – по словам президента Tor Des Geants А.Николетти в 2016 году «Тур» стоил организаторам 650 тыс. евро за счет более высоких по сравнению с 4K медицинских расходов (100 тыс. евро против 81 тыс. евро), а также судебных издержек и средств, выделенных на благотворительность и заработную плату.

В дальнейшем региональные власти признали ошибочность проведения 4К и ущерб, причиненный проведением этого мероприятия имиджу Валле-д’Аоста. В продолжение были инициированы коррупционные дела в отношении глав управляющей гонкой 4К компании l’Associazione Forte di Bard (компании были делегированы полномочия решением джунты – исполнительного органа власти региона) и одного из главных спонсоров компании Caseificio Valdostano. Это послужило свидетельством того, что изначально идея проведения схожей с «Туром» гонки была неверной. В итоге, 4К было проведено единожды: региональные власти и Tor Des Geants договорились.

Таким образом, «Тур» остался единственным и неповторимым. Пожалуй, так оно и лучше и для самого региона, и для Tor Des Geants, и для всего трейлраннинг-сообщества.

2017 год – появление на Tor Des Geants сервиса по онлайн-отслеживанию участников по GPS; появление дистанции-спутника TOR 130 – Tot Dret (130 км, D+ 12000).

TOR 130 – Tot Dret (с вальдостанского диалекта – «все прямо»), что характеризует гонку как линейную – со стартом в Грессоне-Сен-Жан (Gressoney-Saint-Jean) и финишем в Курмайоре (Courmayeur) и является частью маршрута Alta Via Trail 1 и проходит по долине Аоста с востока на запад. В положении на 2019 год дистанция определена как 142 км D+ 11030. Лимит прохождения дистанции TOR 130 – 44 часа. Максимальное число участников – 500 человек, а также дополнительно участники по «wild card» и участники с благотворительными номерами (20 человек). Регистрационный сбор составляет 200 евро, для участников с благотворительными номерами – 1000 евро. Регистрация проводится в период 1 марта – 31 мая либо закрывается досрочно по достижении максимального числа участников.

На дистанции - 17 контрольных пунктов (каждые 7-10 км) и 1 база жизни в Оломон (Ollomont) на 84,4 км дистанции.

Несомненным плюсом участия в TOR 130 – Tot Dret является то, что финишеры этой гонки имеют право зарегистрироваться на Tor Des Geants без прохождения лотереи.

В 2019 году стартовали 421 участников, из которых финишировали – 198.

Возможно, что из-за появления на «Туре» дистанции Tot Dret руководство UTMB приняло решение видоизменить трассу TDS, которая по своим характеристика с 2019 года очень схожа с TOR130.


Tor Des Geants - 2019

В 2019 году «Тур» достиг не виданных прежде масштабов и вобрал в себя 4 гонки с общим участием около 2000 спортсменов и 3000 волонтеров.

Основная гонка Tor Des Geants стартовала 8 сентября. Всего финишировали 565 участников из 945 стартовавших.

Победителем у мужчин стал Оливьеро Бозателли с результатом 72:37:13, вернувшийся на вершину «Тура» после «деревянной» медали в 2018 г. и взявший своеобразный реванш у Колле и Кинцеля, которые вынуждены были сойти с дистанции. Но это довольно далеко до его же результата 2017 г. (69:16:19), где неутомимый Хавьер Домингес гнал вперед и Бозателли, заставляя того выходить за пределы своих возможностей. Таким образом, Бозателли присоединился к Франко Колле в зале славы TDG с двумя победами.

На финише 50-летний итальянский пожарный был встречен как настоящий герой, где его ждала жена с тортом и двумя свечами как символом двух его побед на «Туре», которые «Попай», как называют его поклонники, задул с большим трудом.

Бозателли вышел в лидеры после Доннаса (151 км), где обогнал лидировавшего в тот момент Ромена Оливье.

«Я почти дважды хотел сойти", – признался он на финише. "В первую ночь из-за проблем с правым глазом, а затем из-за тяжелого бронхита и последующих затруднений с дыханием. Было очень холодно, особенно в первую ночь. Я понимал, что выиграю только здесь, на финише: вчера многие говорили мне, что у меня большое преимущество, но я до конца не верил».

У женщин победительницей стала Сильвия Тригерос с новым рекордом (85:23:15), став 6ой в общем зачете. На старте ожидалось противоборство с двукратной победительницей «Тура» Лизой Борцани, но та вынуждена была сойти из-за болей в колене уже после 20 километров в Rif. Deffeyes. Надо отметить, что среди женщин сошли еще несколько сильных спортсменок: Соня Фуртадо, Деннис Циммерманн (победительница 2015 года), Симон Гфеллер.

Сильвия Тригерос стала лидировать после 50го км, постепенно наращивая отрыв от ближайшей преследовательницы. Для нее это был уже 4ый «Тур»: в 2016 г. – 5ая, в 2017 г. – 2ая, в 2018 и 2019 г.г. – победа.

«Не существует волшебной формулы, но есть два фундаментальных аспекта: прислушиваться к своему телу и контролировать голову», – говорила она после победы в 2018 г. Этот же подход к гонке позволил ей выйти за свои пределы в 2019 г. и улучшить свой предыдущий результат на 2 часа 27 минут.

На провокационные вопросы из серии «не хочет ли она вернуться, чтобы стать единственной трехкратной победительницей «Тура»», она спокойно отвечает: «Нет, так как достигла своего - победила и установила новый рекорд гонки».

Про возможность участия в новой гонке «Тура» Tor des Glaciers она сообщила: «Честно говоря, мне немного сложно ориентироваться по GPS, и я не люблю носить слишком большой рюкзак, так как это стесняет бег. Мне нравится соревноваться на размеченных трассах».

В год своего 10-летнего юбилея организаторы Tor Des Geants решили расширить число дистанций, добавив две новые трассы: почти спринтерскую TOR30 - Passage au Malatrà, а также монструозную TOR450 - Tor des Glaciers.

TOR30 - Passage au Malatrà (30 км, D+ 2300) – гонка для тех, кто не готов к серьезным нагрузкам на «Туре», но очень хочет ощутить дух Валле-д’Аоста и Tor Des Geants. Это отправная точка для тех, кто желает проверить себя «Туром».

Гонка - линейная со стартом в Сен-Реми-ан-Босс (Saint-Rhémy-En-Bosses) и финишем в Курмайоре. Изюминкой трассы TOR30 является прохождение узкого перевала Col de Malatrà на высоте 2936 м, которое сродни проходу через «врата рая». Также участники гонки могут полюбоваться Монбланом и хребтами Гранд-Корбина.

Лимит прохождения дистанции – 8 часов. Максимальное число участников – 500. Регистрационный взнос – 40 евро. Период регистрации – 1 марта – 31 августа.

В 2019 году участвовали 419 человек, финишировали – 404.

TOR450 - Tor des Glaciers («Тур ледников»), 450 км, D+ 32000 – это новый уровень вызова для всех тех, кто уже был на «Туре». Tor des Glaciers просто поражает своими характеристиками: 448 км с набором высоты 37319 м (по техническим данным трассы на 2019 год).

«Вступай в клуб ста!» - девиз новой, уникальной гонки «Тура». Чтобы стать участником «Тура ледников» надо быть финишером Tor Des Geants с результатом из 130 часов (для 2012 года –  120 ч, а для 2015 года - остановка на дистанции после выхода из Грессоне-Сен-Жан) и попасть в число 100 счастливчиков, кому предстоит насладиться доселе невиданным в мире трейлраннинга. Помимо этого, необходимо пройти и отбор, который, подобно Tor Des Geants, также осуществляется на основе лотереи пререгистраций. Стоимость участия – 1000 евро.

«Тур ледников» проходит по малоизвестным тропам так называемых маршрутов Alta via 3 (Alta Via Selvaggia), которую также называют «высокогорный путь гигантов», и Alta via 4 (Alta Via delle Ghiacciaie). Тропы проходят по древним ледникам и неизвестным хребтам, которые почти не затронуты туристами. Организаторы заявляют, что финишеры Tor des Glaciers войдут в историю «Тура» как те, кто принимал участие в гонке, которая, возможно, никогда больше не повторится, и могут гордиться своим участием в эксклюзивном клубе высокогорных ультратрейлраннеров.

Пожалуй, можно согласиться с организаторами, которые называют «Тур ледников» самым сложным испытанием на выносливость.

Лимит времени на прохождение дистанции – 190 часов (с 20:00 6 сентября 2019 г. до 18:00 14 сентября 2019 г.).

Старт гонке был дан с площади Жардин де Л'Анж (Jardin de l'Ange) в Курмайоре. Всего на дистанцию ушли 98 человек (2 участника не вышли на старт): из Италии наибольшее количество участников - 40, за ней следуют Франция (18), Бельгия и Испания (6), Япония (4), Польша (3), Канада, Португалия, Турция и США (2), и по одному участнику из Люксембурга, Швейцарии, Монако, Коста-Рики, Малайзии, Дании, Перу, Словении, Великобритании, Французской Гвианы и Андорры. Организаторы «Тура» назвали участников «Тура ледников» аргонавтами, вспоминая подвиги Ясона и команды.

Среди стартовавших и четыре отважные женщины: Анук Баарс (Anouk Baars) из Южной Африки, Марина Плаван (Marina Plavan) и Ита Эмануэла Марцотто (Ita Emanuela Marzotto) из Италии и Лигия Мадригал (Ligia Madrigal) из Коста-Рики.

В борьбе за победу выделялись японец Масахиро Оно (Masahiro Ono), дважды занимавший пятое место в Tor des Géants (в 2014 и 2015 годах), восьмое в 2013 году и 20ое в 2017 году; француз Тьерри Адор (Thierry Ador) - 17-е место в 2018 году; Лука Герини (Luca Guerini) - 19-е в 2018 году. Хорошие результаты в TOR также показывали турок Гиргин Сертан (Girgin Sertan) - 38 место в 2018 г.) и швейцарец Курт Надлер (Kurt Nadler) - 32 место в 2017 году. Среди стартовавших был также и итальянец Руджеро Изерния (Ruggero Isernia) из спортобщества ASD Courmayeur Trailers, один из сенаторов TOR.

Организаторы предполагали примерное время победителя на уровне 98 часов. Ох, как они ошибались.

Победителем оказался 38-летний итальянец Лука Папи, который работает во Франции в Диснейленде, со временем 134:10:01. Папи в этом году выиграл на Transgrancanaria на дистанции 264 км, финишировав за 50 часов. После финиша он проспал несколько часов и, поскольку он находился на Гран-Канарии, сразу стартовал дистанцию 128 км Transgrancanaria за 27 часов.

Папи стал лидировать на вторые сутки «Тура ледников» после базы жизни в Cogne.

«Это было намного сложнее, чем я ожидал. Трудное, но удивительное путешествие, где я видел великолепные пейзажи и встречал замечательных людей», - были его первые слова на финише. «Вершины были очень тяжелыми, особенно спуски, некоторые из которых оказались очень крутыми и опасными. Это места, где нужно быть осторожным».

Про ветер и холод в первые ночи он ответил: «К счастью, я не чувствителен к холоду, я все время бежал в своей футболке и шортах; иногда одевал ветровку и только один раз штаны».

Описывая маршрут, Папи сказал: «Мне достаточно привычно соревноваться, используя только GPS, хотя в эти дни я пересек огромные территории совершенно диких земель, и не всегда было легко найти правильный путь. Tor des Glaciers - это великолепный опыт, который нужно повторить. Встретилось много добрых людей и в приютах, и на высокогорных тропах».

На дистанции Лука Папи спал всего 6 часов 20 минут, прерываясь на сон 7 раз; первый раз он поспал после 40 часов нахождения на трассе. 12ч он затратил на прохождение участка rif. Dondenarif. Bonze (32 км и D+ 3500  и D- 3700). После Грессоне-Сен-Жан потерял 30 минут на то, чтобы найти трассу. 52 минуты – это время 1го км на спуске с Гранд Нейрона (Grand Neyron) из-за прохождения ночью этого замерзшего, скользкого и заснеженного участка.

Стоит отметить, что в rif. Coda Лука Папи встретил Оливьеро Бозателли (лидера Tor Des Geants), и они прошли часть пути вместе, пока их пути не разошлись после Грессоне-Сен-Жан.

Условия на «Туре ледников» были суровые: например, в третью ночь на Col Loson (3300 м) была зафиксирована температура -15°С. Поэтому за каждым участником внимательно следили по данным GPS-передатчика.

Лидировавшая долгое время Марина Плаван в итоге уступила Анук Баарс. Остальные 2 женщины сошли с дистанции.

Из 98 стартовавших до финиша добрались 42 спортсмена: 40 мужчин и 2 женщины.

По свидетельству участников «Тур ледников» отличался от Tor Des Geants прежде всего навигацией и ландшафтом. Дистанция была практически без маркировок, лишь в местах пересечения с трассой Tor Des Geants была разметка, даже часто каких-либо следов не было. Рельеф нередко внушал страх участникам. Как выразился один из финишеров, американец Джон Андерсон (John Anderson), это было похоже на 450 км скайрейса: острые гребни, вершины 4го и 5го класса сложности с псевдо «виа феррата», цепями и лестницами.

«Такие дистанции преодолеваются для того, чтобы показать самому себе настоящего «я». И не всегда привлекательно то, что вы в результате найдете, но вы, несомненно, что-то найдете: что-то глубокое, нечто первобытное и что-то, что есть ты», - подытожил Андересон.

Один из самых трудных участков «Тура ледников» - 7-километровый участок между Passage du Grand Neyron (3252 м) и Col Losson (3299 м) с более чем 800 м перепадом высоты.

Как отмечено в положении Tor des Glaciers, трасса частично совпадает с основной трассой «Тура». Совпадение Tor des Glaciers и Tor Des Geants (согласно официальной схеме дистанций Tor Des Geants на 2019 год) на следующих участках:

La Thuile – rif.Deffeyes - 8,6 км;

Planaval – Valgrisenche - 7,0 км;

Col Loson – Rif.Sella - 8,3 км;

Rif.Miserin – Champorcher - 12 км;

Perloz – половина пути от Gressoney S.-J. до rif.Alpenzu (самый длинный участок) - 51,3 км;

rif.Champillon – Ponteille - 5,0 км;

Merdeux sup.- Malatra - 6,3 км;

rif.Bertone – Courmayeur - 6,0 км.

Общее совпадение дистанций – около 105 км.

На дистанции для Tor des Glaciers организовано 3 базы жизни: Cogne, Donnas, Gressoney Saint Jean. Пункты отдыха на участках трассы, которые пересекаются с трассой Tor Des Geants, открыты лишь во время прохождения пунктов участниками Tor Des Geants. На некоторых пунктах отдыха есть возможность отдохнуть максимум 2 часа.

Каждый участник Tor des Glaciers, проходя пункты отдыха, должен оставлять запись в специально заготовленных таблицах, где отражаются фамилия и имя, подпись участника, его номер, а также дата и время выхода с пункта.

Появление новых, более коротких дистанций поможет ценителям традиций Tor des Geants прикоснуться к истории «Тура», проверить себя и свои силы для возможного в дальнейшем испытания главной гонкой. Ведь быть финишером «Тура гигантов» - это одна из высших привилегий для всех «ультра». Из «туровцев» в дальнейшем можно выковать и аргонавтов Tor des Glaciers, но это следующий, особый уровень, где каждый финишер – это уникум с титано-вольфрамовым стержнем!

«Тур» доказал всем, что выдержал проверку временем. Ни скандалы с дисквалификацией спортсменов, ни желание властей Валле-д’Аоста подмять Tor des Geants под себя не подточили имиджа этой эпичной гонки. На «Тур» будут возвращаться и возвращаться. Пожалуй, те, кто уже пробовал себя на настоящих горных «стомильниках», кому мало путешествий на Transgrancanaria 360 или на Euforia Andorra Ultra Trail, и кто все еще ищет вызовы, обязательно придут к «Туру». Настоящий «ультра» рано или поздно задумается о «Туре». «Тур гигантов» – это Южный и Северный полюс для ультратрейлраннера. 

Наши на «Туре»

Впервые российские участники попали на Tor Des Geants в 2014 году при поддержке компаний Grivel и Julbo. Первыми нашими участниками и финишерами «Тура» стали уральцы Игорь Захарченко (68ое место, время - 108:24:50), Владимир Мальцев (123ий, время – 120:47:39) и Павел Воздвиженский (244ый, время - 130:22:53).

Вот как вспоминает Игорь свой финиш: «Стемнело, бежать я уже не хотел и не мог. Стало снова вырубать…. Я уже шёл почти час, казалось даже больше. Я засыпал на ходу. До Курмайора ещё должно быть километров 20. Ура! Впереди показались огни. Я выскочил на КП. Каково же было моё удивление, когда мне сказали, что до Курмайора 4 км. Я переспросил ещё пару раз. Какой к чёрту сон, быстрее закончить эту пытку! Я рванул вниз, начался крутой спуск – до финиша 700 метров сброса высоты… Я побежал дальше и вскоре выскочил на асфальт. Здесь меня окрикнула Ольга (жена Павла Воздвиженского). Мы побежали до финиша вместе. Я думал быстро бегу вниз, но никак не мог от неё оторваться… И вот последний поворот у церкви, финишный створ с красными коврами. Я подпрыгнул на финишном подиуме и еле удержался на ногах, чтоб не нырнуть вперёд – ноги уже были не готовы к таким фокусам. Всё закончилось, но радости не было. Меня болтало из стороны в сторону, я всё ещё был в беговом трансе».

Павел Воздвиженский известен своим участием и финишем на самых эпичных гонках, помимо «Тура»: Transalpine (в 2013 г.), гонке PTL в рамках UTMB (в 2015), 4K Alpine Endurance Trail Valle d'Aosta (в 2016 г. – один из 4 россиян, финишировавших на единственном старте этой гонки), Euforia dels Cims в рамках Andorra Ultra Trail (в 2019 г.).

На «Туре» 2015 года от России участвовали Владимир Кот и Евгения Румянцева, а также живущий в Москве украинец Василий Боков. 2015 год запомнился тяжелейшими погодными условиями на дистанции, что вынудило в итоге организаторов досрочно закрыть трассу. К 80му часу со старта гонка приостанавливалась два раза, и по прогнозам погоды наступала очень плохая ночь. Преодоление заключительного перевала Col. Malatra (2936 м) во время снегопада при отрицательной температуре в ночное время было опасно для жизни уставших спортсменов. Организаторы решили придержать еще не вышедших на этот перевал участников, приостановив продвижение по трассе и остальных спортсменов. В 8 утра следующего дня гонку завершили.

Наши показали следующие результаты:

Евгения Румянцева – DNF, была снята с дистанции после 4го этапа в Gressoney-Sant-Jean. Ее слова: «Тур» намного сложнее, чем может показаться по описанию, по впечатлению тех людей, которые там участвовали. Пока ты там не окажешься, ты не поймешь, насколько сложно пройти эту дистанцию».

Владимир Кот - 219ый со временем 82:39:38 с окончанием гонки в rif.Crest (8ой финишный протокол). Вот его впечатления: «Самый главный этап, который нужно пройти перед «Туром», – этап длительной подготовки. На дистанции мысли были о контроле скорости, самочувствия, борьбе за время… Для преодоления «Тура» должен быть опыт борьбы с сонливостью. И ты должен знать, как ты бежишь на недосыпе, сколько можешь выдержать, в каком состоянии ты встретишь вторую ночь без сна. На каждом перевале на высотах 2500-3300 я заставал самую непогоду: был и ливень со снегом, и холод, и очень сильный туман, лед. Организаторы на предстартовом брифинге отозвались о холоде на перевалах в нецензурных выражениях. Был момент, когда я поднимался в перевал 3002 метра и навстречу начали сыпаться спортсмены. Они сдались. У четвертого я спросил, в чем проблема. «Нереально холодно», – сказал он по-английски».

Интервью с Владимиром Котом об его участии в "Туре гигантов" 2015 года - на нашем сайте.

Поразил всех поступок Василия Бокова, который, несмотря на официальное закрытие дистанции, продолжил движение, чтобы преодолеть оставшиеся 115 км до финиша без какой бы то ни было поддержки на трассе. Касаемо «Тура» он вспоминает: «Гонка с первых же дней пошла не совсем по плану. Из-за жестких погодных условий организаторам пришлось несколько раз приостанавливать соревнование. Когда же гонку отменили, на этом соревнование для меня не закончилось, а началась его вторая и даже более интересная часть. Я решил идти к финишу самостоятельно, несмотря на непогоду и отсутствие поддержки со стороны организаторов. В этот момент ко мне присоединились две девушки (немка и японка) и мы вместе совершили марш-бросок в Курмайор. В отсутствие разметки, питания и мест для ночлега (все это с отменой гонки было свернуто организаторами), мы не только успешно дошли до финиша, но и уложились в официальные лимиты Тура».

В 2016 году представительство россиян было самым масштабным и до финиша добралось 5 наших спортсменов: Владимир Кот (30ый, время - 104:02:32), Вера Пономарева (114ая, 16ая среди женщин, время - 122:33:39), Павел Чернов (194ый, время - 131:27:34), Ирина Сафонова (288ая, 32ая среди женщин, время - 143:02:27), Елена Полякова (393ая, 41ая среди женщин, время - 147:07:22).

Владимир Кот обновил лучшее время россиян, показанное Игорем Захарченко в 2014 г., вернувшись на «Тур» более умудренным после жесткого Tor des Geants образца 2015го.

«От «Тура»-2016 у меня осталось двоякое ощущение. Учитывая опыт предыдущего года, где я пытался вниз под гору отыграть отставание при движении в гору и к первой половине сильно забил себе ноги, в этом году я уже сознательно себя сдерживал. Удалось избежать проблем с судорогами и забитостью, которая помешала бы дальнейшему продвижению по трассе. Но, несмотря на огромную подготовительную работу по укреплению коленей и голеностопов, они всё же дали сбой. Начиная с 180 км очень сильная боль появилась в связках голеностопа сначала на левой, а затем и на правой ноге. В меньшей степени беспокоили колени».

«Первый совет для потенциальных участников «Тура» - наличие опыта по максимуму. В идеале, конечно, пробежать первый «Тур» для разведки, а потом уже «мочить» на полную (как получилось в моем случае), но и без этого можно набрать нужный багаж знаний и умений. Пара стомильников «на результат» — наверное, минимум, что должно быть у вас за спиной. «Тур» - другая философия, другой мир трейла».

Вера Пономарева установила лучшее время для россиянок на «Туре»: «Tor Des Géants» – путешествие по горам длиной в 5 суток, – так бы я его назвала. На первых 30-40 километрах хотелось сойти, пойти в отель и просто отдыхать, потом стало проще… втянулась, так сказать, и жизнь наладилась. К этой гонке я больше была готова психологически – к большому набору высоты, к возможной непогоде и преодолению большого расстояния. Физически – практически не готовилась: очень мало тренировалась, и на счет физической подготовки у меня были большие опасения, – ну, а так как я не бегаю на запредельных скоростях, а просто очень быстро «хожу пешком в горах», то это и помогло мне пройти всю гонку достаточно ровно. Результатом довольна, но хочу вернуться однажды, чтобы его улучшить».

Еще одна россиянка, живущая сейчас в Турции, Елена Полякова известна в российской трейлраннинг-среде: «Тур гигантов» – это был удивительный опыт, самым трудным в этой гонке было угадать со сном. После первых двух бессонных ночей на «Туре» на фоне усталости, на последних 70 км очень сильно накрыло. Мне казалось, что я из этого состояния никогда не выберусь! Несколько раз садилась и старалась уснуть, но не получалось. Полностью потерялось чувство реальности. Вспоминается финиш. По дороге встречается много людей, которые бурно аплодируют и поздравляют всех! Улицы Курмайора оживлены! У меня противоречивые чувства, когда я подхожу к финишу: с одной стороны, хочется добраться до кровати, чтобы поспать как можно скорее, а с другой - расстроена тем, что гонка окончена. Я вернулась совершенно другим человеком, и больше никогда не буду прежней».

Ирина Сафонова вспоминает: «Очень тяжело было подниматься по серпантину тропы на col. Loson, и к перевальному взлету я была уже полумертвая. Также трудно было подниматься на Frassati. Еще до подъема очень сильно накрыло от недостатка сна. Казалось, что я заблудилась, прохожу по этому месту уже третий раз и вообще не могу держать глаза открытыми. Шатало так, что приходилось распираться в стороны палками, чтобы не упасть. Очень запомнилось, как встречали местные жители в Perloz (наверное, это после Donnas). Просто до слез…».

Павел Чернов: «Чтобы распределить силы на дистанции, нужен опыт подобных забегов. До старта я не имел представления, как поведет себя организм после 200 км гонки, поэтому двигался исключительно по ощущениям». Финиш вспоминает следующим образом: «На финише по брусчатке Курмайора я уже бежал в полную силу, и вот они, финишные ворота. Неожиданно, внезапно, до обидного легко! Все закончилось, больше не надо никуда бежать! Не было ощущения радости, от которой хочется скакать и кричать, но не потому что нет сил, просто «Тур» выжимает тебя, а эмоции остаются глубоко в душе».

Василий Боков сделал выводы после участия в «Туре-2015 и подошел с четким планом на гонку, однако, впоследствии отметил, что на деле не так все просто: «Перед гонкой я был уверен, что если я сконцентрируюсь на быстром прохождении баз жизни, то и буду их проходить быстро. Базы я проходил чудовищно медленно и потратил там огромное количество времени впустую. Меня начало очень жестко «накрывать» на переходе от Вальтурнанша до Ояче. Мозг временами просто отключался. В это же время начался сильный ливень, поднялся штормовой ветер и упала температура. В довершение ко всему я находился на очень непростом рельефе с высотами более 2500 м. Это было настоящим кошмаром». Однако, Василий советует: «Получить удовольствие от «Тура». Познать себя. «Тур» – это, прежде всего, превосходный психологический тренинг».

В 2017 году на «Тур» вернулась Евгения Румянцева (458ая, 52ая среди женщин, время - 149:45:50), ставшая единственной финишировавшей из 3 участвовавших россиян (Гарыня Саблин-Яворский и Наталья Решетова не смогли финишировать). После опыта 2015 года, по ее словам, готовилась, как обычно: бег, много приседаний, ходьба по лестницам, выпады и подъемы на скамейку. Стоит отметить, что по ходу гонки у Евгении возникли серьезные проблемы со здоровьем, и бежала она вопреки рекомендациям врачей. Евгения эмоционально поделилась: «После 149 часов я, измученная бронхитом, недосыпом, перепадами высот и сильнейшей болью в правом бедре, подняла флаг России в финишных воротах «Тура гигантов» за каждого из вас! Я рада, что все в итоге сложилось, и в результате появилась обновлённая я. Другая, чем прежде».

Евгению по дистанции сопровождал Владимир Кот, который в дополнение к своим двум участиям увидел «Тур» еще и глазами очевидца происходящего.

В 2018 г. из России было 2 финишера «Тура»: Геннадий Дубровин (231ый, время - 129:18:46) и Алевтина Еремеева (465ая, 46ая среди женщин, время - 146:06:19).

Россиянин финишировал совместно с Василием Боковым, для которого это стало третье участие в «Туре».

Геннадий вспоминает: «На участие в «Туре» вдохновили расстояние, набор высот. Очень тяжелая гонка, захотелось попробовать… После каждого перевала возникала какая-то радость, всё превратилось в своего рода игру. На третий день после забега были мысли, что больше не хочу бегать, лучше буду заниматься семьёй, домом. Опустошение полное. Неделю, наверное, находился в этом опустошённом состоянии. Это больше не физический, а именно эмоциональный спад. Снова вернуться на Тур Гигантов в следующем году и разменять 100 часов».

Василий после третьего своего «Тура» отмечает: «Почти с самого начала соревнование пошло не по плану, мне было крайне тяжело. Оглядываясь назад на прошедшую гонку и на многомесячную подготовку к ней, я могу сказать, что она многому меня научила. Это опыт, который, в отличие от реальной жизни приходит довольно быстро, жестко и наглядно».

В 2019 году на основной гонке «Тура» Россию представляли: Михаил Козырь (24ый; время - 96:20:12), Евгений Воробьев (384ый, время - 142:49:49), Владимир Переседов (434ый, время - 144:29:09).

Предварительно на участие в гонке в 2019 году от России было подано 15 заявок.

Михаил Козырь (г.Новосибирск) первым из россиян смог выбежать из 100 часов. Михаил – достаточно известный ультрамарафонец, на его счету финиш на UTMB (2015 г.), Transalpine (2016 г.), Marathon Des Sables (2018 г.).

Михаил рассказал: «Самая сложная гонка, на которой я участвовал, очень богатая на эмоции и весьма запоминающаяся. Если вы бегаете длинные «ультра», то поставьте галочку, чтобы сбегать «Тур». Я получил серьезную перезагрузку и иначе взглянул на мир. Существовавшие до этого момента проблемы начинают казаться всего лишь простенькими задачками, которые можно решить.

Очень важна на такой дистанции хорошая поддержка, желательно близкого человека, либо того, кто уже проходил «Тур», чтобы помогать в сложные моменты во время гонки.

На дистанции гели и батончики не ел. Питания на КП и базах жизни хватало, в дорогу брал чуть кураги для перекуса между КП. На сон потратил 5,5 часов. Отдых на базах жизни составил 10 часов 20 минут.

По ровным участкам и на спусках старался все время бежать. В подъемы шел медленно и меня обгоняли, поэтому на спусках приходилось отыгрываться.

На высотах 2000-2500 м очень быстро уходили силы. Становилось сложно дышать на высоте.

Перед заключительной базой жизни в Олломоне на подъеме силы почти покинули. Стал мотивировать себя, вспоминая историю про маленькие шаги: для продвижения вперед всегда делай шаг, пусть даже самый маленький, но вперед и вперед, не останавливаясь.

После КП в Сен-Реми-ан-Босс на спуске стали болеть ноги и в дальнейшем бежать уже не получалось. Даже относительно ровный участок до подъема на Малатра бежать не мог. Подъем на пик Малатра дался тяжело, продвижение застопорилось, начал разговаривать с самим собой. Я понял, что предыдущие 300 с лишним километров были лишь ради подъема на эту последнюю вершину.

Последний спуск длиной 4 километра перед выходом в Курмайор я прошел за 1 час. Ноги не слушались и не получилось даже забежать в финишный створ. Финиш стал очень эмоциональным моментом. Итальянцы очень тепло встречают тех, кто укладывается в 100 часов.

Грубых ошибок на «Туре» я не совершал, но если учесть некоторые моменты, то часа 4 можно было сбросить со своего результата.

Уже начинаю задумываться, чтобы вернуться на «Тур гигантов» еще раз».

Евгений Воробьев и Владимир Переседов более 150 км по дистанции прошли вместе, после чего Воробьев чуть ускорился.

В 2019 году благодаря поддержке «Спорт-марафона» и итальянского бренда «Ferrino» две россиянки поучаствовали в новых дистанциях «Тура»: Алена Шевчук пробежала TOR130 – Tot Dret (стала 5ой у женщин с временем 37:34:05), а Мария Мальцева стала 2ой среди женщин на дистанции TOR30 - Passage au Malatrà (время – 04:28:34).

Алена Шевчук: «Все началось 26 июля, когда я получила предложение от итальянской компании Ferrino и Sport-Marafon поучаствовать в TOR130. Финишировав на TOR130, я могла на следующий год гарантированно попасть на «большой Тур» - Tor des Geants, на который хотелось попасть. Тренер прикинул, что я смогу финишировать за 36 часов.

Стартанули в 21:00 по местному времени, уже в темноте. Я начала неспешно. По ходу контролировала сколько бежать до следующего КП и смотрела в план на гонку от тренера - это мои ориентиры на трейлах. На заброске на 71ом км я провела 50 мин. Много…. Должна была 30 мин по плану. Моя гонка началась на 84ом км, на базе жизни Олломон, после которой началась борьба за 5ое место. На спуске после приюта Шампильон я оторвалась и больше не видела соперницу.

После следующего КП в Боссе мой желудок отказался принимать гели, что стало для меня очень неожиданным сюрпризом. До приюта Frassati я практически ползла, так как меня начало рубить ко сну! Разметку на этом участке разметало и ее практически не было видно, только далеко мигающие флажки вывели меня к приюту. Вершина Малатра мне далась в ночи: гора мне показалась отвратительной, но преодолимой. Прибежав по разметке к финишному створу, я никого не увидела и уже подумала, что я в числе последних. Я была злая и уставшая, получила футболку финишера, выпила пиво финишера и ушла в отель.

Решила, что Tor des Geants пошел в печь! Я не хочу его бежать, потому что бежать 330 км нереально: такую дистанцию можно только пройти. Сейчас я уже уверена, что хочу принять участие в Tor des Glaciers. Если уж идти, то максимально длинную дистанцию. Но на сам «Тур» я 100% уже имею слот!»


«Туру гигантов» - 10 лет, и он все развивается. Это пример того, как одно спортивное мероприятие может сплотить множество людей вокруг одной идеи, и мы все уже привыкли к дням безумия на «Туре», восхищаясь и сопереживая перипетиям происходящих событий. И мир трейраннинга уже не представляется без первой половины сентября, когда, после отгремевших фанфар на UTMB, эстафету мегатрейлфестиваля забирает грандиозный «Тур гигантов».

Перефразируя известную фразу Маяковского, заметим: «Тур» – жил, «Тур» – жив, «Тур» – будет жить!»

Фото - Tor des Geants, yolkimotalki.ru, vasylysk.ru, с личных страниц на Facebook российских участников Tor des Geants.

Читайте также:

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Димитрий Платонов
увлечен на всю голову трейлами