Можно ли в календаре стартов и фестивалей 2024, наполненных красивыми инсталляциями, громкими лозунгами и "около-бегом" найти действительно что-то стоящее, чистый стиль, Трейлраннинг ради бега и природы? Отвечаем - можно. Мы годами следим за множеством стартов и имеем большое удовольствие хранить в своей копилке забеги "для себя". Те старты, которые рекомендовали бы сбегать самим себе и своим близким друзьям, как подарок ради воспоминаний. Сегодня мы разговариваем с директором гонок на севере - "Аврора Трейл" и "Лахти Трейл", Максимом Зайвым.
Максим, привет! Мы давно следим за вашими забегами и иногда
кажется, что должны существовать такие забеги, которые стоит приберечь для себя и
своих друзей - ламповые, где-то в далеком и красивом месте, и чтобы их не тронула
рука/нога большого трейлраннера. Я верно ощущаю ваше позиционирование - трейл для
своих, трейл для ценителей? Или вы себя видите как-то по-другому?
Привет! Да, все так. Лахти – это домашний старт, где участников должно быть столько, чтобы у
каждого была возможность побыть наедине с природой. Для нас важно содержание,
нежели форма. Отсюда, наверно, и ощущение что трейл для ценителей и своих. Хотя мы
рады всем.
Когда у вас впервые пришла идея проводить трейлы на “Русском Севере”? Мне кажется
вы проводите Лахти Трейл уже довольно давно. Расскажи о своей команде, сколько вас
человек, готовящих старты?
Началось все в 2016 году. Я и мой товарищ Александр Ласенко воодушевились неудачным
примером трейла в Мурманске. Мы быстро поняли, что для трейлранинга 5 кругов по
лыжной трассе – это не самая удачная идея, а вот гонка в Кандалакше с ее бесконечными
тропками и сопками подойдет для реализации проекта наилучшим образом. К тому же,
на тот момент я жил в Кандалакше, поэтому с организацией маршрутов проблем не было.
Старт мы продумывали вдвоем с Сашей, (название, кстати он придумал), а на моменте
реализации к нам присоединился Дмитрий Рак и вот таким составом втроем мы
просуществовали до 2019 года. После чего ребята переключились на другие проекты, а
2020 -2021 год в качестве организатора Лахти и Авроры я уже встречал один. Было ужасно
сложно. В команду вливаться никто не хотел, так как все, кого можно было привлечь к
организации бегали и участвовали и в Лахти и в Авроре, а самое сложное в организации
подобных гонок это именно квалифицированный персонал, отвечающие за свое
направление.
Сейчас ситуация изменилась и за организацией обоих стартов стоят люди с невероятным
опытом. На данный момент это 6 человек, помимо меня и, конечно, среди них
трейлраннеры, горноспасатели и просто любители аутдора. Но так или иначе это люди
увлеченные и влюбленные в природу нашего края.
Отдельно хочу отметить нашего штатного фотографа – Олю Несмиянову, девушку, которая
с нами практически с самого начала и именно благодаря ее самоотверженному труду
многие узнают о нашей гонке, разглядывая эпичнейшие кадры, в том числе с Авроры.
Расскажи немного о Кандалакше - чем интересно это место с точки зрения “бегового
туризма”?
На мой взгляд, Кандалакша - это одно из самых удачных мест в области для этих целей,
так как местность располагает всем необходимым.
Первое что хочется отметить, это рельеф. Кандалакшская местность представлена
несколькими горными массивами, получившими название «тундры» . Так есть домашние
тундры, лувеньгские тундры и колвицкие. На вершинах гор практически отсутствует
растительность, и прокладывать там маршруты одно удовольствие.
Второе – это доступность. К тундрам ведет куча тропинок, как из городской черты, так и от
моря. При желании можно снять номер в отеле горнолыжного комплекса и начинать
тренировки прямо с порога номера.
Ну, а третье – это, конечно, красота. Несмотря на статус «крайнего севера», кандалакша
расположена в умеренном климатическом поясе и прогулки по здешним лесам – это
всегда повод остановиться и полюбоваться открывающимися видами. Ну, а если все
надоело , то можно просто расположиться на берегу моря, понаблюдать за птицами,
повыглядывать китов (белух) и помедитировать под шум волн J
В общем, для тренировок или просто туризма наш ландшафт это настоящая находка.
Давай представим, что нас читают буквально неофиты. Насколько сложными технически
можно назвать Аврору и Лахти? Учитывая, что это разные сезоны. Зимой - понятно, снег и
холод. А что ждать от дистанций на Лахти в сентябре?
Сейчас уже можно назвать сложными каждую из дистанций этих гонок примерно на 8 из
10.
Если брать Лахти, то, начиная с короткой 10-ки вы получаете достаточно техничные тропы
с непростыми спусками и вертикальным подъемом в конце. На этой трассе есть буквально
всё: скалы, гладкие тропы, техничные участки, морской берег с песком и водорослями ,
сложный спуск, но взамен - сумасшедшая панорама на море с вершины горы Крестовая.
А если брать дистанции 35 и 50, то выделить нужно рельеф. Есть несколько гор с очень
крутыми подъемами, наверху которых вас будет ждать сплошной ковер мха и если
грамотно не разложиться на этих участках, то гонка может превратиться в то еще
испытание. И конечно, нужно не забывать, что осенние дожди могут превратить любую
тропу в русло ручья или заболоченную местность.
Как часто внутри ваших мероприятий меняются дистанции, добавляется что-то новое?
Или у вас всегда стандартно одни маршруты?
В прошлом году мы отправили на покой 25 километровую дистанцию, заменив ее на 35
километровый треком, а также обновили полтинник, добавив высоты.
То, что у нас получилось сейчас – по сути лучшее, что мы можем предложить
спортсменам. Трассы объединили все окрестные горы в логичные, но сложные маршруты.
ЛТ -10 (10 км, D+ 500 м)
ЛТ - 35 (35 км, D+ 1500 м)
ЛТ - 55 (55 км, D+ 2500 м)
Какие максимальные высоты у вас в горах? Есть ли броды на дистанциях?
В среднем это 500 нму, а максимальная чуть более 700 м, но нужно понимать, что
Кандалакша располагается на берегу моря, поэтому, если гора 500 м, то все 500 вы точно
наберете.
Аврора Трейл - какие участки наиболее сложные зимой? При каких условиях вы
сокращаете дистанции? Помнится, у вас были такие погодные условия?
Самые сложные это хребет горы Железная, где стабильно ветер и неукатываемый кусок
трассы, а так же те сегменты, где тропа идет по болоту, такие участки очень сложно
укатать снегоходом, поэтому снег месить приходится знатно. В целом сложных участков
30-40% от общего километража, все остальное – это хорошо утоптанные снежные тропы.
Сокращаем, если начинается снежный буран. В лесу это кажется несущественным, а вот
если подняться на гору, то этот фактор становится критическим.
Вся истории Авроры – это противостояние с погодой, начиная с самой первой, когда был
шторм. И свежий пример это Аврора 2023, когда пришлось закрывать вторую гору из-за
снегопада и сокращать дистанцию «Корона».
Насколько холодно в это время года на "Авроре"? И насколько глубокий снежный покров?
Что сам лично рекомендовал бы, кроме обязательного снаряжения? Возможно, что то
утепляющее или наоборот - не стоит?
Март на Кольском это самый комфортный зимний месяц. В это время морозы
минимальные и температура колеблется от 0 до -15 ночью. Снега в это время еще очень
много, так как в начале марта у нас максимальные значения снежного покрова. Из
снаряжения однозначно рекомендую гамаши, хорошую ветровку, очки для защиты от
ветра и обувь с гортексом.
Как зимой размечаете трассу? Разметку не сдувает еще до старта? Каковы шансы убежать
не туда и сгинуть в снегах?
К разметке зимой относимся очень серьезно, так как понимаем всю ответственность
перед спортсменами. Лента всегда плотная, оранжевая, чтобы хорошо контрастировала
на фоне снега и была устойчива к ветру.
На горах, где растительность отсутствует, используем флажки. Стараемся ставить часто,
чтобы при ухудшении видимости путь всегда прослеживался.
Свернуть не туда сложно, так как в лесу маршрут идет по снегоходному треку, но на горе,
где постоянный ветер заметает следы, потеряться можно запросто. Отсюда требование к
участникам в виде gps-трека в часах.
Будет ли в этом году заезд ски-альпинистов? Ты решил его сделать в программу, потому
что сам занялся этим спортом?
Да, без него никуда. Рад, что он понемногу набирает обороты, и люди начинают
проявлять интерес к этой дисциплине.
Идея включения в программу, скорее дань уважения к этому виду спорта и людям,
которые занимались им в области задолго до того, как он стал известен. Мне кажется,
включить старт в программу - это самое малое и простое, что я могу сделать. К тому же
самому хочется побегать и отвести душу после «Авроры».
А так как старт проходит в статусе фестиваля, то мы ждем всех, кто хотел или
интересовался ски-альпинизмом. Даже инвентарь даем в прокат. Бесплатно =)
Вы не гонитесь за созданием множества забегов внутри региона, то есть ощущается, что
каждый из забегов - самостоятельный, а не часть серии. Не думали еще что-то провести
или хватает и этого для работы?
Да – и этих двух стартов хватает для того, чтобы брать на работе отпуск под каждый.
Стараемся не навязываться с сериями, а оставляем каждый из стартов для
самостоятельной жизни.
Есть идея со скайранингом, так как чувствуем, что эта тема для региона не раскрыта, но
место проведения однозначно будет Кировск, а не Кандалакша.
Не думали сделать какой-нибудь фестиваль, как сейчас модно? С бардовской песней у
костра)
Если честно не думали, так как того объема работы, что есть, более чем достаточно.
Сейчас думаем над концепцией экологического просвещения, так как считаем этот аспект
наиболее важным. Народ стал активно осваивать Север в плане туризма, поэтому сейчас
важно донести до тех, кто приезжает к нам основы экокультуры.
Поэтому песни у костра вряд ли, а вот занимательные лекции от экс-директора
заповедника – Виктора Петрова точно. Большой ему привет и благодарность за
сотрудничество с нами. Без него вся эта тема вряд ли бы сдвинулась.
Как сейчас организована логистика до старта? Насколько просто до вас добраться, куда
лететь и как ехать?
Логистика весьма простая. Если летите до Мурманска, то потом можно сесть на поезд,
благо их в достаточном количестве курсирует по направлению Кандалакши, можно и
просто добраться на поезде из СПб или Москвы. Также из Мурманска есть и автобусы и
маршрутки, которые быстро доставят до Кандалакши. Также развита тема автопроката,
поэтому кому не лень – могут спокойно сесть за руль в Мурманске и через пару часов вы
будете на побережье Белого моря.
Видел, что ваш забег сертифицирован в ITRA. Что сейчас дает вам эта сертифкация? Вам и
участникам? Как спустя годы видишь значение серий, ассоциаций глазами организатора
старта в регионе?
ИТРА (ITRA - Международная ассоциация Трейлраннинга) – это та организация, которая должна быть. Все мы бегаем старты и все хотим, чтобы наши результаты не умирали на страницах протоколов, а сохранялись в большой рейтинговой системе. Во многом, конечно, несовершенной, но необходимой. Рад, что
теперь это всё не только ради UTMB.
Для организаторов сертификация в ITRA это как культурный код, благодаря которому вы
заявляете, что ваш старт – это не просто забег выходного дня, а спортивное мероприятие,
результаты которого важны для вас. К тому же, сертифироваться в ITRA настолько просто,
что не делать этого организаторам трейлов (имею ввиду протяженные гонки), мне
кажется странным, даже с учетом стоимости годовой подписки.
Вы сами бегаете старты других организаторов - в своем регионе или других? Что вам
нравится в организации других и хотели бы у себя привнести? Ну кроме led-арки))
Конечно бегаем и дома и в других регионах. За всех сказать сложно, у всех свои планы на
сезон. Но география достаточно широкая от Урала до Эльбруса.
Стараюсь подмечать всё, что мне кажется хорошо организованным ,красивым и
эффективным. Но первое что отмечаю – это трассу. Если трасса классная, то достаточно и
черты в поле вместо всего великолепия фестивального старта.
А так, конечно с завистью смотрю на красиво оформленные соревнования, в том числе на
лед-арки, но понимаю разницу в бюджетах и климатических условиях, поэтому
перенимаю все по мере необходимости и с учетом возможностей.
Когда к вам приезжают участники, что они обычно говорят, почему решили поехать на
забег в довольно нетривиальное место?
Главная причина – это возможность посетить крайний север, увидеть своими глазами
природу, насладиться местными красотами, поймать полярное сияние. Некоторых
прельщает суровость нашей гонки, сложные погодные условия, когда ветер на горе такой,
что не вздохнуть или снежная буря. Но всё это об одном и том же – о возможности
посетить место, где красиво настолько, что уютно даже под свинцовыми облаками и
проливным дождем.
Участвуйте в Mountain Race Camp на севере России, чтобы насладиться этой красотой в полном объеме, приехав заранее перед стартом!
- 30 июня - 8 июля. Хибины. Кировск
- 25 августа - 1 сентября. Осенние Хибины + Кандалакша.