Помните, как в той песне: «На Кавказе есть гора - самая высокая...»? А вокруг горы - забег «Adidas & Alpindustria Elbrus Race», о котором мы неоднократно рассказывали на страницах нашего сайта, в том числе когда он звался «Elbrus World Race». Этот забег более чем достоин, чтобы о нем говорили. Ведь Эльбрус и его окрестности - этакое лакомое место для проведения outdoor-мероприятий и соревнований. Можно сказать, что это визитная карточка России среди мирового outdoor-движения. Сотни иностранцев ежегодно приезжают на Эльбрус ради восхождения. Но приезжают ли они на забег вокруг Эльбруса? Или один из самых известных российских трейлов интересен только нашим спортсменам? В 2019 году забег, как мы считаем, вышел на новый уровень качества. В интервью с Ириной Сафроновой, спортивным директором AAER и сотрудником компании «Альпиндустрия», мы узнали, какими силами это далось и каковы планы организаторов на будущее.
"Альпиндустрия" - участник Российской Премии Трейлраннинга в номинациях:
“Лучший горный трейл” - Adidas & Alpindustria Elbrus Race
“Лучший региональный трейл” - Спас-Каменка
“Лучшая команда организаторов” - Альпиндустрия
ADIDAS x ALPINDUSTRIA ELBRUS RACE в этом году превзошел все ожидания. Скажи, а вы чего ждали от этого года? Было ли ощущение, что он станет решающим в перспективе дальнейшего существования?
Очень рады, что участникам понравилось. Мы сделали ставку на хорошую организацию. Настолько хорошую, чтобы самим было приятно участвовать. Никакого переломного момента в этом году мы не предусматривали. Было бы странно браться за проект, чтобы провести его один раз и закрыть.
Насколько выросла стоимость проекта по сравнению с 2017-2018 гг?
Если говорить о стартовых взносах, то мы их немного снизили. Бюджет в доходной части, конечно, вырос, в том числе за счет привлечения спонсоров. Но и расходы из-за увеличения стоимости стартовых пакетов и сервисов (пункты питания, рекордное количество фотографов, врачи и прочее) тоже возросли.
Сколько стоит один пункт питания на AAER, скажем, в долине, на 17-ом километре марафона? И сколько - база жизни на «кругосветке»?
Довольно сложно оценить, так как пункты питания очень разнятся по проходимости. Например, 17-ый км - это самый популярный ПП, туда заходили все дистанции, кроме «восьмерки», а некоторые и дважды. Кроме продуктов, которые можно посчитать, велики затраты на логистику и волонтеров. Но ребята, которые работали на пунктах питания, до и после гонки трудились и по другим направлениям: на маркировке дистанции, на регистрации, на строительстве стартового городка. По доставке – аналогично. Джипы везли на ПП и ребят, и судей (которые обеспечивали безопасность на перевалах на трассе), и фотографов. Что-то завозилось на личных машинах наших сотрудников (за бензин), что-то - на «Кавказ Дискавери» (за деньги). Так что не было и нет цели считать стоимость как пункта, так и базы на «кругосветке». Но это все однозначно дорого, потому что практически вся команда организаторов и волонтеров приезжала из Москвы на неделю.
На лицо кардинальное улучшение оснащения ПП. Почему раньше так не было?
Пожалуй, это было самое простое и очевидное, что можно было улучшить. Раньше, видимо, режим жесткой экономии не позволял.
Возвращение adidas. Как это произошло? Почему они уходили, и как получилось вернуть такого партнера?
Захотели - ушли, захотели - вернулись. Вероятно, партнерам представляется более надежным работать в паре с крупной компанией в лице организатора. Репутационные риски и финансовые возможности у компании выше. И, наверное, есть бизнес-интерес. Хотя у нас не возникло никаких существенных дилерских обязательств в связи с партнерством по AAER.
То есть сами подошли и предложили?
Да, именно так. Они к нам обратились с предложением. Мы в это время ждали ответ от Salomon, поэтому сами не выходили на спонсоров.
Какие требования adidas вы обязались выполнить, чтобы они согласились стать партнером, тем более титульным?
Включение в название и отсутствие прямых конкурентов на забеге. У нас с adidas была единая цель – сделать прекрасное мероприятие: красивое, мощное, качественно организованное. Каждый делал свою работу, доверяя друг другу. Требований по организации не было.
Вы окупились в этом году?
Что мы все о деньгах да о деньгах? "Счастье нельзя купить.." Нет, мы не окупились. А если считать зарплаты всех сотрудников, работающих на мероприятии, то вряд ли это возможно. Только привлечение крупных спонсоров может вывести мероприятие в плюс. На стартовых взносах это сделать нереально.
Каков процент заполняемости стартового коридора? Вы все слоты продали в 2019-ом?
Лимиты по количеству слотов были условные. Реальным ограничением по численности для нас является только количество gps-трекеров для участников дистанции Race. На Race был небольшой лист ожидания, но в итоге все желающие смогли пробежать. По остальным дистанциям ограничений не было. Мы разнесли время стартов, чтобы участникам было комфортнее. Не вижу смысла создавать дефицит и ажиотаж без серьезных оснований. Эльбрус большой, места пока всем хватает. Когда были выбраны все слоты на Trail, мы просто добавили еще.
Bezengi Alpindustria Outdoor Fest
В коллекции стартов, проводимых «Альпиндустрией», есть Спас-Каменка и Красная Поляна. Не отвлекает от AAER? Какие цели у этих стартов? Насколько они успешны в экономическом смысле? Есть ли у них будущее?
И ещё мы проводим Bezengi Alpindustria Outdoor Fest, в рамках которого в этом году состоится Чемпионат России по скайраннингу в дисциплине «вертикальный километр». Он пройдет сразу после Эльбруса, можно съездить и замяться. У Спас-Каменки и Красной Поляны есть свои директора, таким образом мы распределяем нагрузку. В экономическом плане Спас-Каменка более успешна, но это тоже история про энтузиазм.
AAER - один из сложнейших забегов России. При этом количество новичков трейлраннинга на дистанциях 34 и 46 км очень большое. Как вы их привлекаете? Какие каналы коммуникации работают? А главное, как просвещаете на тему того, куда они на самом деле вписались?
Да, новичков довольно много. Для привлечения новых участников мы дружим со многими трейлами, участвуем в ЭКСПО асфальтовых забегов и анонсируем гонку в online-календарях циклических видов спорта.
Сейчас общий уровень подготовки и осознанного выбора дистанции гораздо выше. Хочу сказать спасибо тем, кто бегал гонку, потом писал отчеты, снимал и выкладывал фото и видео, просто рассказывал всю правду о соревнованиях и трассе. Спасибо коллегам, которые организуют трейловые старты в горах. Да и вне гор тоже. Только опыт помогает понять разницу между асфальтом, равнинным трейлом и горным стартом. Приходит осознание важности подготовки, акклиматизации и понимание сложности горных километров. Мы, со своей стороны, проводим презентации, выкладываем видео и стараемся дать полное описание дистанций на сайте. И это работает. Отзывов с негативным окрасом мы не нашли, разве что один.
Какой у вас процент новых участников, никогда ранее не бежавших AAER?
65%.
Повлияло ли появление дистанции 8 км на спрос среди начинающих бегунов? Чем мотивировано открытие новой дистанции в 2020 году? Не слишком ли много дистанций?
Elbrus8 - отличная трасса для тех, кто не готов физически и не хочет геройствовать. Идеальный вариант для первого горного трейла. Она пришла на замену коварной Elbrus11 (11 км с набором 1700 м, а после финиша столько же вниз). К тому же Elbrus8 хороша для тех, кто приехал за компанию, но хочет не только поддерживать. Например, жены и старшие дети. Или те, кто не готов или не хочет упарываться.
Присутствие новой короткой дистанции напрашивалось давно и мотивировано нужностью простой, «входной» трассы для тех, кто считает, что бегать 8 км даже в горах - несолидно. С другой стороны, они не готовы сразу стартовать серьезный километраж. Еще в 2018 году Иван Кузьмин с командой разведывали подобную трассу в районе Верхнего Баксана. Была задумка на 17 км, но технически та трасса была значительно сложнее, чем Trail, что не соответствовало нашему запросу. Возвращение Race со стартом на поляне Азау расширило зону поиска новых дистанций. И мы смогли спланировать Sprint на 22 км, при этом часть трассы проходит по «непопсовому» и очень красивому ущелью.
Нет ли ощущения, что существование дистанций 46 и 59 км одновременно размывают конкуренцию и усложняют организацию? Максимально похожие дистанции с разницей в один подъем. Нет ли планов их скрестить, чтобы вышло нечто среднее и более востребованное?
Дистанции отличаются. Дополнительный перевал и 13 км по цифрам кажутся ерундой, но там, в горах, это существенная разница. Что странно, раньше на Ultra (59 км) был низкий спрос. Я очень рада, что моя любимая дистанция получила должное признание. Теперь обе дистанции имеют достаточно поклонников. Если убрать Marathon (46 км), будет перераспределение на соседние Ultra и Trail. Агитировать недостаточно подготовленных участников на Ultra вредно для безопасности, а устраивать ажиотаж на Trail не входит в наши цели. «Болеем горами и надеемся заразить вас» - наша корпоративная ценность. Дистанций много для того, чтобы каждый выбрал трассу под свой уровень и не «пролетел, потому что слоты закончились». Ну и никто, я думаю, не хочет топтаться в очередях на тропе.
Вы считали количество беговых лагерей, которые проводятся специально под AAER? Сколько человек от общей массы участников мероприятия участвовали в них? Возможно, имеет смысл более плотно работать с организаторами таких сборов для поднятия уровня подготовки участников и увеличения их количества в целом?
Восемь беговых лагерей планировали готовить участников к забегу, но организованы были только шесть. Из лагерей зарегистрировались 35-40 участников.
Как правило, участники, которые интересуются гонкой и тем более приезжают на беговые сборы,- ответственные люди, хорошо осведомленные и подготовленные. Лагерь привлекает бегунов на гонку или гонка привлекает бегунов в лагерь? В любом случае это синергия работает всем на пользу, поэтому мы поощряем проведение лагерей, поддерживаем информационно и даем выгодные цены.
Но в вопросах продвижения мы не ограничиваемся работой с организаторами кемпов. Для привлечения участников предоставляется скидка хорошим клубам и большим командам от десяти человек вне зависимости от того, будет лагерь в Приэльбрусье или они подготовятся где-то еще. Сейчас то время, когда можно собраться, привлечь друзей или примкнуть к беговому коллективу и написать запрос на скидку. Дальше только дороже. Торопитесь, предложение действует до конца года, так что времени осталось мало.
Что нужно, чтобы AAER собирал не 800-900 бегунов, а 2000-3000 спортсменов? Что ограничивает сейчас?
Для нас безопасность проведения и качество важнее количества. Гонка сложная и дорогая, требующая времени на акклиматизацию. По-хорошему, это минимум недельный отпуск. Мы проводили опрос по итогам AAER-2019 и выяснили, что более половины респондентов пробыли в Приэльбрусье больше недели. Еще у нас высокие требования к уровню подготовки c проверкой опыта потенциальных участников Race и Ultra, что немного осложняет вход в этот мир. Основное увеличение количества бегунов в ближайшие годы возможно за счет увеличения относительно новых трейлраннеров, приходящих с асфальта. Для их первых шагов в горном трейле мы предлагаем новую дистанцию – Sprint. А повышение количества участников на более сложных и длинных трассах ожидаем за счет постепенного роста опыта и интереса у подготовленных трейлраннеров.
В 2019 году на «кругосветке» собрался немыслимо крутой состав участников. Маститые, опытные ультра-бегуны в одном створе! Какая работа была для этого проделана? Или все сами захотели приехать?
Все сами приехали, добровольно. Мы никого не заставляли. А что, надо было заманивать и приплачивать?
Учитывая растущую конкуренцию и уровень спортсменов, как вы работаете над удержанием сильнейших в числе участников? Когда ожидать от AAER денежных призовых?
Дух трейлраннинга - в единении с природой. Это главное. Эльбрус – вот то, что важно. И пусть он и будет главной целью приезда, а не денежный приз. И еще момент: если в бюджете будут дополнительные средства, я бы их предпочла потратить на улучшение организации, которая отразится на большинстве участников, а не на нескольких людях с тумбочки.
Сколько человек в команде организаторов в течение сезона? Команда открытая? Или это только сотрудники магазина «Альпиндустрия»?
На 90% это сотрудники «Альпиндустрии» и их друзья и родственники. Конкретно на AAER есть ребята, которые участвовали в организации гонки в предыдущие годы. Например, Паша Сысоев в гонке с самых истоков, и каждый год он в деле. Еще буквально несколько человек влились в команду организаторов в 2019 году со стороны. Мы открыты для новых волонтеров. Но как и к участникам, к ним у нас специфические требования. Так как большинство обязанностей связано с нахождением в горах, у волонтера должен присутствовать небольшой горный опыт. Его не должны смущать ночевки на высоте 3000 м и более. И приветствуется наличие экипировки для этого. Таких мужественных волонтеров найти непросто. Но этим требованиям соответствуют большинство сотрудников «Альпиндустрии», и они с удовольствием отзываются на приглашение на гонку. Есть, конечно, задачи и на регистрации в подготовительный период, и на старте-финише во время соревнований. Туда приглашаем всех. Хотя прошлый год показал, что и на финише условия - не сахар.
В течение сезона мы все - коллеги. Регулярно обсуждаем текущие рабочие моменты и между делом трейлы. Основных, наиболее вовлеченных в орг.вопросы – 6 человек.
Вы все-таки разметили «кругосветку». Как?! И в чем, по-вашему, была сложность сделать это ранее? Насколько это ресурсозатратно и сколько человек это делали?
«Кругосветка» в принципе ресурсозатратная. Участников того формата, в котором она раньше проводилась (без разметки и индивидуального участия), было мало. Экономически дистанция Race крайне убыточна. Для нас ее развитие было принципиальным. Race - душа мероприятия и его главная идея.
По организации: у нас было две группировки – западная и северная, по 12 человек каждая. Они работали практически автономно от остальной команды. Всю неделю они находились в горах и за это время должны были акклиматизироваться, забросить снаряжение, промаркировать свои участки, организовать лагеря, переправы, прохождение погранзаставы, дежурить на перевалах и снимать разметку. Но организация Race не ограничивалась западной и северной группами. Маркировка начала и конца дистанции, первого и последнего перевалов организовывалась с юга (центра соревнований). Так что на Race было задействовано минимум 30 человек. Раньше волонтеров было больше, чем участников. Сейчас, к нашей радости, спортсмены превосходят их по численности. Как вы понимаете, экономика тут печальная. Но это главная дистанция, и мы будем стараться делать ее лучше и ожидаем, что она станет популярнее.
Вы, наверное, слышали упреки от неравнодушных к экологии по поводу разметки краской. Что это на самом деле за краска, смывается ли она и нужно ли было так ею «частить»?
Частая разметка на коротких дистанциях - наше наследство. В этом году была задача не увеличивать без острой необходимости количество маркеров, а только обновить стершиеся.
Новая краска действительно экологически безвредная. Известковая основа (такими красят стволы деревьев) со временем частично смывается и частично окаменевает. Синий пигмент - тоже из природных минералов. И он, кстати, дороже краски, поскольку природный синий встречается редко. Так что горные бараны могут ее лизать, а дожди - смывать в реку, это безвредно.
Расскажи, пожалуйста, о ваших экологических проектах в Приэльбрусье. Думаю, немногие в курсе.
У нас ежегодно проходит несколько экологических акций под девизом «Сохраним горы в чистоте», и касается это не только Приэльбрусья, а всех регионов, где мы бываем с нашими спортивными проектами. Ознакомиться с экологическими инициативами можно на сайте https://alpindustria.ru/eco/
Буквально на днях мы все дружно вступили в легкоатлетический бан еще на 4 года. Как будете теперь вести диалог с иностранными партнерами и спортсменами? Себа Шеньо больше не ждать? Имеет ли вообще смысл заниматься этой работой или лучше сосредоточиться на отечественных бегунах?
Основная сложность в привлечении иностранцев – это визы, долгая и дорогая логистика и имидж России, транслируемый в других странах. Допинговые скандалы - только одна из составляющих негативного восприятия нашей страны.
Конечно, нам интересно видеть иностранцев на старте. Места у нас красивые, спортсмены собираются сильные. Хочется и себя показать, и на других посмотреть. И мы активно работаем в этом направлении (иностранные online-календари, выставки и забеги, статьи в СМИ). Но, как правило, иностранцам дешевле и проще приехать в ту же Европу, где стартов огромное множество. Россия - для искушенных, для любителей экзотики. Главная наша задача - сделать российские забеги известными в беговых сообществах других стран и убедить в гостеприимстве и безопасности нашей страны.
Недавно договорились с организатором «Пражской стовки» о раздаче листовок на старте и о размещении постов в группе. Реакция на пост
В свете вступления GRUT в UTWT нет ли в планах сделать аналогичный ход или стать участником какой-либо другой серии для привлечения иностранцев?
Про UTWT не думали еще. Мы в процессе сертификации в Skyrunning International Course. Не планировала афишировать, пока не получим подтверждение. Сегодня получила ответ: «We prepared the certification, we’ll send it to you in January with the tag».