26 марта 2020
Блог: Александр Ивакин

Трейлраннинг - антикризисные меры

Когда мы подводили итоги “пятилетки” своей “Премией”, мы, конечно, не ожидали, что буквально через пару месяцев встанет вопрос выживания соревновательного Трейлраннинга как такового. Это, конечно, и для нас перманентный шок, хотя сложно представить, что сейчас творится в головах у организаторов… Воспользуюсь словом редактора, выскажусь субъективно, возможно, местами наивно, но попытаюсь хотя бы какие-то идеи со своей стороны предложить, что вообще делать. Может это и мне лично, и нашему проекту поможет сориентироваться. Я уже писал материал “Что делать, если отменят трейл в России”, ровно накануне первых отмен стартов в России, но он был для спортсменов. Теперь назрел материал, что делать в общем. И спортсменам тоже.

Бегите же, глупцы!

Факт есть - забеги постепенно отменяются, переносятся на лето/осень или следующий год. Самые оптимисты среди организаторов ждут до последнего. Пока писал эти строки “Дагестан” был перенесен на ноябрь, до “Урала” полтора месяца, до “Эльтона” два. Бегуны постепенно разделяются на пессимистов, считающих, что “ау, это все затянется до осени” и оптимистов, которые за “после 22 апреля все наладится” или “к лету спадет”.

Вопрос в том, что именно наладится. Если наладится вообще.

Если поверхностно, то кажется, что на данный момент мы “потеряли” только весенний кусок забегов и есть все шансы на летний, хотя та же мировая серия скайраннинга уже объявила о том, что до 26 июля не будет проведено ни одной гонки SWS.

Но это если поверхностно. Увы, та паника и ужас, которую нагнали на население всей планеты, кроме Антарктиды и оленеводов крайнего севера, внедрилась вообще во все слои населения, и что мы видим на самом деле?

Верно, глобальный экономический кризис. Иииха, привет, давно не виделись! В котором есть, если выделять только нас - “бег”, - весьма простая цепочка:

  • Падает платежеспособность населения. Трейлраннеры, кстати, не самые бедные люди, но и они теперь будут думать еще больше над тем, на что тратить.
  • Отменяемые забеги порождают вопрос: “А зачем тогда вообще путешествовать?”
  • А следом за ним: “А зачем тогда вообще бегать и тренироваться?”
  • А следом: “А зачем тогда вообще покупать кроссовки и экипировку?”

Одновременно под угрозой сразу три ключевых рынка в беге:

  • Спортивные мероприятия
  • Коммерческие беговые секции и школы
  • Производители и продавцы экипировки

Думаю, все, кто в этих рынках, уже начали ощущать те или иные сигналы и предпринимать действия. 

Продавцы и производители уже начали резать бюджеты на маркетинг, диджитал, возможно (да и скорее всего) полетит и персонал, хотя нам и обещали обратное, но мы же знаем, как пишутся "по собственному желанию". Режется вообще все, что можно порезать, чтобы спасти бизнес в условиях, когда фактически перед огромной массой людей встанет вопрос не про кроссовки, а про выживание.

Организаторы вообще имеют в сложившихся условиях крайне малое, точнее никакое пространство для маневра. Это и без кризиса самый убыточный вид деятельности среди трех вышеперечисленных.

Школы и клубы - тут уже по ситуации. Расходов и рисков здесь меньше, все будет сводиться к умению всей конструкции обучения адаптироваться под ситуацию и мотивировать людей.

Мотивировать? На что?

То есть в целом, как в природе кризиса заложено, мы все разом просто станем сильно меньше потреблять, чтобы выжить, считая, что вот эти все “бега” - это настолько второстепенное, что подождет до лучших времен.

На мой взгляд, и вот как раз начинается “субъективная и слегка наивная часть”, единственный способ выжить сейчас всем трем рынкам - это консолидироваться и действовать сообща во благо остальных его частей, чтобы хоть как-то попытаться спасти положение.

То есть убедить как можно больше людей продолжать бегать, тренироваться, не падать духом, надеяться на лучшее и предлагать альтернативные сервисы, услуги, варианты оплат продукции, то есть продолжать потреблять. Пусть и не в том объеме.

Возможно ли это? Ну давайте подумаем...

Первое, на что нужно акцентировать внимание бегунов - это продолжать тренироваться и бегать. Да, кого-то коснется временный карантин, но он не вечный. Бег - это составная часть полноценной и здоровой жизни, и отказываться от нее, просто потому что грянул кризис, то есть отказываться от всего, что было нажито непосильным трудом тренировок - это странно, непрактично и обессмысливает весь проделанный путь. 

Какая коммуникация напрашивается в связи с этим и посыл от разных участников рынка?

  • Для чего вы бегаете? Неужели только ради цифры в протоколе, медали, одобрения в социальных сетях?
  • Какие эмоции вы хотите получать от бега?
  • Какой путь вы проделали, чтобы стать тем, кто вы сейчас?
  • Какое значение для вас имеет выход на старт?
  • Сколько вы готовы тратить в новых условиях на здоровье в процентах от личного бюджета?

Делать-то что?

Очевидно, что осенью, или весной 2021 года вся экипировка для бега будет продаваться по новым ценам, потому как привязано все к евро. Можно вполне уверенно говорить о повышении цен на кроссовки, одежду на 20-25%. Совершенно неизвестно, будут ли выше цены на стартовые слоты 2021 года. Вырастет ли средняя стоимость обучения в школах - также неизвестно. Кстати, в одном из беговых чатов было небольшое исследование, которое показало среднюю по рынку цену за месяц обучения и онлайн-тренировок - 3460 рублей. Будет интересно.

Бегунам:

  • Отчасти поэтому, первый этап поддержки рынка самими бегунами - это закупить сейчас недостающие элементы экипировки или обновить старое еще по старым ценам,  возможно и на сезонных скидках. Дешевле уже не будет. Если у вас есть какие-то свободные деньги, логично их вложить в долговечные элементы - рюкзак, фонарь, одежда, чуть менее долговечные кроссовки и аксессуары. Если продавцы смогут почистить свои склады и продать хотя бы часть нового (сезон продаж коллекции 2020 только начался), то им станет проще сориентироваться на год-два и понять, смогут ли они и дальше поддерживать забеги, давая им поддержку качества проведения мероприятия. Обратите внимание, что ведущие трейлы России имеют в спонсорах ритейл разных компаний и производителей. Некоторые забеги и вовсе титульные: Salomon Wild Trail, Adidas & Alpindustria Elbrus Race, Sport Marafon Fest.

  • Продолжать бегать, делать личные проекты, продвигать себя, популяризировать трейл, работать над здоровьем, беречь родных и близких. Онлайн-клубы и сообщества, спортсмены предлагают различные челленджи, которые можно выполнять даже в домашних условиях.

  • Провести ревизию собственных знаний и тем более здоровья. Выписать все недостающие пробелы и зоны роста, развитие в которых вам поможет выйти на новый спортивный уровень в будущем. Возможно, именно сейчас наконец-то время долечить старые травмы и мешающие болезни, обратившись к специалистам. Возможно, именно сегодня придется перестроить весь сезон и периодизацию подготовки под перенесенные на осень старты, в чем вам помогут опытные тренеры. Сделайте свое отношение к спорту осознанным! 

  • Постараться пойти на встречу организаторам и не требовать возвраты слотов прямо сейчас. Если забег перенесен на осень/2021 год - просто подождите, если от размера возврата слота, конечно, не зависит ваше выживание (что вряд ли). Посмотрите, как будут развиваться события. Если не судьба бежать осенью или в следующем году - примите решение позже.

  • Покупайте мерч организаторов - он не слишком дорогой, как правило, но “с миру по нитке” поможет организаторам закрыть хоть какие-то расходы. Рассказывайте об этом в соцсетях.


Сибирский форум трейлраннинга и скайраннинга 2020

Организаторам:

  • Набраться мужества и терпения. По вам ударило сильнее всего. Нет никаких гарантий, что в первом полугодии и даже в 2020 году состоится хотя бы половина запланированных на год стартов. Но мы все надеемся на лучшее.

  • Наладить коммуникацию со всеми участниками, быть максимально открытыми и терпеливо отвечать на вопросы. Не умеете сами, наймите того, кто умеет отвечать и сглаживать негатив. Особо эмоциональных директоров гонок лучше вообще не подпускать к ответам на вопросы))

  • Заручиться юридической поддержкой. Она как никогда будет в этом году актуальна.

  • Постараться сделать максимально гибкими возможности переноса гонок, возврата слотов и прочих вариантов компенсации. Идти навстречу бегунам. Постараться сохранить лицо и отношения с сообществом. 

  • Создать свои или найти партнерские региональные беговые комьюнити вокруг ваших стартов. Найдите новую аудиторию на будущее и работайте с ней. Поддерживайте школы и клубы, устраивайте максимально низкобюджетные и некоммерческие встречи и лекции, если позволяет обстановка. Возможно, само комьюнити натолкнет вас на новые идеи адаптации к новым условиям.

  • Найдите win-win с возможными партнерами из ближайшего сектора. Страхование, ритейл, медицина. Помогайте продавать, дайте рекламу, возможно и бартер. Сохраните отношения с теми, кто был вашим союзником, не говоря о новых. Тяжело будет всем. Но вместе проще.

  • Экономьте в организации забегов на всем, что можно. Оставьте самое главное, без чего ваше мероприятие не может быть проведено качественно. Важен старт/финиш, разметка, пункты питания с необходимым, хронометраж.

  • Если у вас есть мерч, найдите ему применение. Скидки, обмен, конкурсы, подарки.

  • Устройте свой онлайн-челлендж, движение, другую активность, которая бы вдохновляла людей что-то делать и помнить о вас.

  • Вероятнее всего, опять же региональные старты близко к крупным городам легче переживут момент, так как их участникам не нужно тратиться на дорогую логистику. Наиболее весомый удар по тем, кто делает выездные старты с необходимостью лететь/ехать/снимать жилье. Возможно, на год-два придется пересмотреть локации.

    Продавцам:

    • Ну-с.. Пришло, наконец, время продавать кроссовки в кредит? Шутка. Или нет. Так или иначе, продажи упадут, точнее, наверное, уже упали. Вряд ли тут можно найти что-то новое, чего вы и так не знали. Разумеется, вы сейчас режете все непрофильные расходы. И это в целом верно.

    • Сейчас довольно важно найти точки взаимодействия и сохранить отношения и с беговым сообществом и с организаторами. Да, возможно, в этом году вы откажетесь от поддержки каких-то стартов. Но дайте им понять, что когда все разрулится, вы постараетесь поддержать их по мере возможностей.

    • С бегунами также важно построить взаимодействие, и ведение комьюнити в эпоху кризиса даже важнее, чем когда все хорошо. Ведите прямой диалог. Предлагайте максимально бюджетные встречи, лекции, открытые тренировки. Сотрудничайте со школами, привлекайте их экспертов к проведению тестов. Проводите конкурсы, разыгрывайте не только новые продукты, но и неликвид прошлых лет. Не через себя, так через подрядчиков, спортсменов.

    Школам и тренерам:

    • Мотивируйте и вдохновляйте учеников продолжать тренироваться. Вы продаете не только время в протоколе, но, в первую очередь, здоровье и полноценную яркую жизнь! Об этом стоит помнить еще на старте работы с учениками. 

    • Предлагайте им новые задания, квесты, челленджи.

    • Включайте в программы больше разнообразных нагрузок и видов активности.

    • Да, не исключено, что пришло время скидок и более гибких систем оплат.

    • Сотрудничайте с организаторами и продавцами, предлагайте им услуги мастер-классов, приводите учеников на тесты.

    Еще раз повторюсь - в кризис государство спасает банки и крупные корпорации. Давайте же вести себя как настоящее государство, где трейлраннинг - это мы с вами. И “спасать” будем тех, кто делает нашу жизнь яркой и интересной. Давайте попытаемся.

    Берегите себя и своих родных.


    Читайте также

    Телеграм-канал @mountainrace!
    Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
    Подпишись!
    Александр Ивакин

    Редактор и со-основатель проекта Mountain-race.ru.

    Бегаю трейлы, скайраннинг и пишу об этих видах спорта с 2012 года.

    www.instagram.com/aivakin