08 ноября 2019
Блог: Владимир Привалов

CXR (Crimea X Run) – конец истории? Интервью с Иваном Петровым

Telegram канал Mountain-race.ru - актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги. Подпишись!

CXR (Crimea X Run) – гонка, которая появилась пять лет назад и с первого старта завоевала сердца. До неё у нас ничего подобного не было и казалось, что такое просто невозможно: настоящий четырёхдневный стадийный трейл, каждый день новый город, совместные ужин и просмотр фотографий, трансфер вещей, атмосфера одной большой семьи, на третий день ты уже знаешь всех вокруг, и всё это не где-то там в Альпах, а в Крыму! Все 5 лет это было похоже на сказку (за пять лет к ней успели прикоснуться 1319 участников, из них 239 дважды, 98 трижды, 23 четырежды и 7 аж пять раз) и вот организаторы объявили, что сказке конец или, по крайней мере, конец этой большой главы. Поговорил с главным сказочником – Иваном Петровым о прошлом, настоящем и планах на будущее.

С чего всё начиналось и когда? Сколько прошло времени от идеи до реализации?

Шёл 2015 год, то ли март, то ли апрель месяц. Мы с Тёмой Ростовцевым и Илюхой Цыганковым выиграли гонку «Стань человеком», сидели кушали гречку в парке Победы, воодушевленные подумали, что надо сделать что-то своё прикольное и уникальное. Сразу с Тёмой вспомнили TAR (я бегал в 2011 году, и тогда ещё мысль закралась, Тёма бегал дважды). Дальше не совсем помню, как и Яша к нам присоединился – в общем, вчетвером решили, что мы делаем гонку. Основной аргумент был: надо делать, пока не сделали другие, ибо будет либо хуже, либо не так, как мы хотим. Встал вопрос, где именно. Начали думать про Сочи, но там тогда был постолимпиадный завал с разными мероприятиями, и мы приняли решение – Крым.

2015й год, Крым наш, не закралось никаких сомнений?

Мне очень не нравится, когда при мне говорят “наш” – в целом, я не очень одобряю любое собственничество! 

Тогда я даже близко не осознавал, что могут быть проблемы в будущем, да еще и какие! Ну Крым, ну отлично, Тёма много тренировался, Илюха много где там бывал – наверное, я просто согласился тогда с общим мнением. 

Мы приняли решение, и ровно через неделю, накидав первое письмо на Аксёнова, я полетел в Крым. Получается, середина весны – идея, анонс в конце весны, а осенью – уже гонка.

Как это всё было реализовано в такие сроки?

Ну как, первый мой полёт с письмом, потом разведка, пробежали маршрут, прошли два круга согласования (территория Крыма и Севастополя), договорились с разными пансионатами/санаториями. Всё прошло, можно сказать, “легко”, так как мы были очень заряжены, на волне куража, энтузиазма, претворения мечты в жизнь.

Что было ещё в основе идеи кроме ТАR-а?

Да пожалуй, что в основном именно TAR – это идеальная модель сервиса на многодневке для бегуна. Думаю, что мне не даст соврать ни один участник TAR, что там все очень круто.

Мы увидели, почувствовали на себе эту модель и начали переносить на нашу реальность: сразу в первый год ушли от команды (просто понимали, что объективно не наберём такое количество людей). Первый год у нас бежало около 80 человек и было 60 организаторов/волонтёров, так что получился прям ВИП-сервис. Для нас было важно сделать именно стадийную гонку из “А” в “B”, где участники бегут 4 дня и по сути проводят вместе большую часть времени.

Почему 4 дня, а не неделя, как у классиков?

На самом деле, мы хотели замахнуться сразу на шесть, но коллеги из Smart Action (наша компания, которая занимается организацией мероприятий) образумили: «Эй Иван, очнись, давай начнём с маленького».

Как родился маршрут?

На сколько я помню, сразу было решение – бежим из Балаклавы, ещё не зная согласуют ли нам старт с центральной набережной, и хотели бежать аж до Чатыр-Дага, но потом немного отрезвели и оставили 4 дня.

Были попытки договориться с пансионатами и местной администрацией о помощи?

Были, и были вплоть до 19 года, но нигде нам не удалось сделать что-то на какой-то безвозмездной основе – всё, что мы делали в Крыму, мы за всё платили: жильё, еда, переезды. Ни копейки от государства. Обещали информационную поддержку, но по факту, все эти годы она была очень условной. Глобально, от региона помощи нет, скорую мы оплачиваем, последние два года с нас хотели даже денег за организацию безопасности в горах, но благо, Вселенная “дает” нам в какой-то момент очень хороших Людей - теперь уже близких Друзей, кто нам всячески помогает.

На словах есть заинтересованность в вас?

Номинальная. У меня есть ощущение, что все, кто приближен к власти/администрации в Крыму думают, как бы заработать. Понимают, что на нас не заработать особо, и мы им становимся неинтересны.

Команда, кто составляет её костяк?

Нас было четверо у истоков идеи и весь наш большой офис Smart Action, который занимался все эти годы реализацией этого проекта. Для участников CXR – это в сумме можно сказать 5 дней “гонки”: зарегистрировался, и потом ждешь саму гонку. Для нас же – это месяцы (минимум 10) плодотворной работы, подготовки. 

Организовать четырехдневку – это очень сильно отличается от организации однодневного фестиваля, точнее, фестиваля, пусть даже многодневного, но с центральной локацией.

Как договаривались, кому рулить?

Не договаривались, была моя инициатива и, автоматически, моя готовность инвестировать. Опять же, на старте идеи я даже не представлял, во что это выльется.

Ты разделял зоны ответственности?

Да, мы разделяли. Сразу было понятно, что на мне - общее управление, все согласования и переговоры, на Илюхе – дизайн, также Илья с Яшей и Тёмой прорабатывали дистанцию.. Обработка всей информации, работа с сайтом,  smm и т.д. легло в основе на наш офис, которому помогали по возможности Яша с Тёмой.

Насколько это накладная история?

Накладная! А дальше вопрос: “ты сейчас про что именно, про трудности в организации или про финансы?” 

Каждый год был какой-то “сюрприз”. Самым жестким был 2016 год, когда гонка состоялась благодаря какому-то волшебству. Нам в последний момент запретили пересекать федеральную трассу и наложили еще ряд существенных ограничений - пришлось менять всё буквально на ходу, но все “случилось”!

По деньгам... Как я шучу – за пять лет я “приобрел” где-то на южном берегу Крыму очень крутые апартаменты с видом на море. Даже этот год, самый успешный, наверное, и тот не обошелся без вложений.

Когда эта история начиналась, ты понимал, во сколько она обойдётся?

Нет, даже близко не представлял.

Как ты тогда, в самом начале, видел этот проект через 5 лет?

Я закладывал некую идею, или, можно сказать, финансовую модель – “продаться”  какому-то крупному бренду, например, Gore-Tex. Тогда Gore-Tex уже многие годы поддерживал TAR.

Gore-Tex и Крым?

Опять же, это был пример масштаба бренда. На тот момент у меня не было понимания, что это невозможно в принципе. Потом была надежда на российские бренды, но она тоже не оправдалась.

И в целом, я потерял веру, что что-то изменится в ближайшее время!

Что бы было, если бы в самом начале вы выбрали другой регион?

Это из категории “если бы” - я не знаю. Могу предполагать, что мы бы могли иметь крупных партнёров сейчас, и судьба гонки ни у кого бы не вызывала бы сомнений. Но я не люблю так строить рассуждения. Это уже история и ничто иное!

Без крупных спонсоров это возможно?

Нет, в нашем формате невозможно. Мы не можем делать дешево и “некрасиво”, мы не будем делать домашний местечковый старт - это не про нас и не про наш подход. Можно, наверное, сэкономить и 1,5 миллиона, но тогда это уже будет не Crimea X Run, как вы его знаете и представляете.

Какие существенные изменения произошли за 5 лет, как эволюционировал старт?

Работали с форматом гонки, на второй год у нас были командные эстафеты: в разные дни могли бежать разные члены команды, в которой могло быть от 2 до 4 человек. Обязательным условием было, что один участник должен отбегать хотя бы один день. Формат не прижился, на 3й год мы от него отказались, т.к. желающих бежать эстафету было мало. В этом году добавили совсем короткий формат для тех, кто не может бежать много, но хочет быть сопричастным к истории. Это было хорошим изменением.

На третий год мы внесли кардинальные изменения в формат медали - она стала “наборная”. Это новшество позволило каждому стартовавшему привезти домой пусть не полную, но медаль! Первые два года мы выдавали одну медаль в конце, и это было обидно для тех, кто не пробегал один из дней, плакали, просили, тогда мы придумали составные части медальки на каждый день, из которых потом составлялась одна – это оказалось очень хорошим решением.

И здесь, с медалями, мы реально выпендриваемся, по другому не могу сказать! Мы ни разу не повторили нашу медаль – все годы все медали разные!!

Четвёртый год (2018) дал некоторое количество не очень положительных отзывов, где-то рекомендательных – как результат, мы внесли правки в саму концепцию гонки – заменили общие вечерние ужины обедами, что оказалось очень удачной идеей, с одной стороны. По крайней мере, у всех участников, включая команду организаторов, появилось гораздо больше времени на сон/восстановление. Также, самым сложным днем сделали не четвертый, как все предыдущие годы, а второй. Это тоже было интересным решением. Ну, и еще ряд изменений были внедрены в 2019 году.

А как же в этом году без совместного ужина решался вопрос брифинга?

Была точка встречи с организаторами, запланированная каждый день, куда можно было подойти и задать вопросы. Так, в первый вечер пришло десять человек, во второй - два или три – не помню точно. С учетом того, что в этом году не было изменений в дистанции и в списке снаряжения, то и необходимости в брифингах не было. Если бы что-то поменялось – мы бы сделали смс оповещение и публикацию во всех соц.сетях.

Но это же решение - заменить ужины -, несло и негативный характер – не было общего вечернего сбора, где мы показывали фото прошедшего дня и смонтированный ролик. 

Как у вас дела с волонтёрами, и на каких условиях они работают?

Проблем набрать волонтёров у нас никогда не было. Задача волонтёра доехать до первого брифинга, дальше мы берём человека “под крыло”, пиво не проставляем, но вином немного угощаем. Помимо волонтёров у нас еще большой костяк людей, кто занимается видео, фото, секретариат и т.д. –  они все нам помогают на безвозмездной основе. Это наши друзья и, можно сказать, подрядчики, кто соприкасается со Smart Action на наших коммерческих проектах. Каждый год я просил их помочь, и каждый год они говорили “да”, за что им огромная благодарность!!! Но всему есть предел...

Обеды были ваши или подрядчика, кто не налил чаю Коту;)?

Обеды обеспечивали условно подрядные организации. Владимиру не повезло, но это единичный случай. Да, к сожалению, есть вещи, на которые мы не можем повлиять и не можем изменить сервис в Крыму так быстро, как хотелось бы. Как работала бабушка 40 лет назад на кухне в санатории, так же она и продолжает работать и не может измениться под нас в одночасье.

Но наша совесть чиста – мы очень многое привнесли на эту красивую Землю! 

В адрес организаторов было достаточно много обвинений в формализме, на счёт жёсткого КВ, списка снаряжения - ты дружелюбный организатор?

Я считаю себя очень дружелюбным. Но я однозначно за равные условия, список снаряжения – это то, к чему мы пришли через долгие дискуссии, он должен быть и должен быть одинаков для всех. Это, в первую очередь, безопасность, а не прихоть! Многие, кто нам писали, делали какие-то комментарии в соц.сетях, что в Крыму еще ни разу не видели холода (условно), или что бегают на Урале с голым торсом и т.д. – просто, к счастью, эти ребята “не попадали”! Не нравится список - не участвуйте! Насчёт жёсткости, мы даже сделали разделение необходимого снаряжения на две группы: «А» – при отсутствии дисквал, и  «Б» – условно наказание.

Насчёт КВ – да, было жёсткое требование волонтерам и судьям на пунктах питания не выпускать людей, если не успевает в КВ. Но КВ мы брали не с потолка, и в нём есть конкретный расчёт – чтобы все финишировали засветло! Обычно второе и последующие КВ на дистанции рассчитываются таким образом, что если человек в них не укладывается, то он 100% не уложится в КВ дистанции, там уже физически нагнать невозможно.

Удалось изменить отношение местных жителей? Бухой дядя Петя в трусах всё ещё выходит ругаться на вас?

Конечно, есть изменения, по-другому стали смотреть, дядя Петя в трусах уже не ругается. Но ещё и не хлопает. Люди интересуются, но нет освещения мероприятия – это вопрос интереса местной администрации. Не до нас глобально властям, в этом проблема, нет культуры поддержки спорта, соревнований, в том числе и трейлраннинга.

Почему этот год стал последним, раньше же тоже сомнения были?

Были сомнения всегда, самые большие после 2016. Но мы ни разу не говорили “нет” – сомневались, но шли дальше.

Была всегда надежда, что появятся Партнёры, и может, все изменится, и начнем “выздоравливать” в финансовом плане. Но “нет”...

2019 - последний, стал кульминационным – окончательно поняли негативную реакцию европейцев на старт зимой 2019. Они в Крым не поедут, опасаются санкций. Это значит, наш потребитель – это россиянин. Но нас не так много, кто готов бегать многодневку. Автоматом для нас вывод – кол-во людей не увеличится, и отсюда уже идет еще одна цепочка..

Какие должны быть стартовые взносы, чтобы старт жил в том же формате?

Примерно 25 000 р. на многодневку при том же кол-ве участников. Но наше мнение, что стартовый взнос этого года – это некий предел готовности платить. Выбирая CXR, участник не смотрит на Европейские цены и стоимость того же TAR – они ориентируются на то, сколько платят в России. И это абсолютно логично!!

Почему не пошла OKA Trail, там было около 400 участников, я слышал. Какой рубеж окупаемости для таких стартов?

Вопрос, как оформлен старт. Наша цифра – 700 человек. При этой цифре мы вышли бы в ноль с той незначительной поддержкой Партнеров. А так, это был очередной минус. ОКА была тестом, и было понятно, что это возможно, но для таких стартов нужна серия. А чтобы делать серию – команда, которая только этим бы и занималась. 

Какова дальнейшая судьба старта?

Я не вижу будущего в Крыму, как бы он мне ни нравился! 

Есть несколько идей, которые сейчас прорабатываем. В целом, есть три пути развития ситуации: больше ничего вообще не будет; берём паузу на следующий год; будет  что-то необычное – некое продолжение, но...

Если брать паузу – не боитесь оттока народа?

Да, публика остынет, мы это осознаём. Наверное, проблема, что CXR для нас до сих пор не является коммерческим проектом, т.е нет цели “заработать”. 

В моей голове идёт работа – с одной стороны, всё бросить нельзя, т.к. много вложено, люди хотят продолжения. Но с другой стороны, это огромный объем, как минимум, моего времени и времени каждого члена команды, которое никак не восполняется… В общем, пока думаем.

Можно было бы не ставить крест на Крыме, а передать этот старт кому-то, как это произошло с Эльбрусом?

CXR за деньги никто не купит. За идею я не готов просто “отдать”, потому что знаю, что это будет сделано совсем не так – это уже будет другой старт.
А с Эльбрусом нельзя сравнивать, там никто ничего не передал в глобальном смысле, и это не наше дело.

На что надеяться вашим поклонникам, когда будет что-то озвучено?

3 декабря будет “afterparty”. Есть вероятность, что мы что то скажем про 2020, а может и не скажем – это зависит от тех переговоров, которые мы сейчас ведём. Совсем не исключаю, что будет продолжение! Возможно, продолжение будет очень вкусным;) А возможно и ничего не будет )).

Как минимум, уж точно будет отличная атмосфера 3 декабря! 

Спасибо, удачи, будем ждать скрестив пальцы.

Читайте также:

Как подготовиться к многодневному трейлу на примере Crimea X Run

ТОП-13 кроссовок для многодневных трейлов

ТОП-17 кроссовок для бега зимой

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Владимир Привалов
Всё время куда-то бегу, иногда далеко и долго: 21.1км 1:24;52; 42,2км 3:03:07; 109км 13:39:59; 100миль 19:29:00; 24ч 202км, иногда об этом пишу, иногда не только об этом. Основное творчество тут: https://vprivalov.ru/