Обойти вокруг Эльбруса - задача не из лёгких и настоящий вызов для смелых путешественников. Участок прохода с севера на запад, а точнее трек от Северного лагеря (Кабардино-Балкарская Республика) до села Учкулан (Карачаево-Черкесская Республика), который может быть использован как отдельный самостоятельный маршрут для треккинга, а также является вторым этапом маршрута “ТрансКавказ” от Эльбруса до Красной Поляны. С точки зрения легкоходного туризма и трейлраннинга, в зависимости от уровня подготовки и веса рюкзака, этот путь преодолевается за 1-2 дня. С точки зрения обычного классического туризма - 3-4 дня.
Все отчеты и видео будут в открытом доступе, поэтому, если вы чувствуете, что наша работа будет полезной и поможет спланировать свое приключение на Кавказе, то помочь проекту довольно просто.
Участок примечателен тем, что это самая высотная часть всего пути и именно здесь открываются виды на величавый белоснежный Эльбрус. В хорошую летнюю погоду его видно примерно до 11-12 часов дня, затем чаще всего затягивается облаками. На маршруте есть один перевал - Балк-Баши высотой 3700 метров и это самая высокая отметка всего маршрута от Эльбруса до Чёрного моря. Переходя через этот перевал, путник попадает из одного региона в другой.
То, ради чего вы здесь оказались
Расстояние |
Набор высот |
Сброс высот |
Уровень сложности |
Кол-во дней |
43, км |
1518 м+ |
2698 м- |
5 из 5 |
1 до 4 |
На большей части маршрута путник находится на открытом пространстве без леса в долинах рек Кызылкол (в других источниках р. Малка), кроме спуска в Учкулан по долине рек Уллу Хурзук и Битюктюбекол, где сосны вдоль дороги сопровождают путника в течение примерно 10 километров. Воды на маршруте в достатке, но в летнее время воды Кызылкола весьма мутные, а воды Уллу-Хурзук текут с пастбищ. Для прохождения этого участка маршрута мы рекомендуем использовать фильтр для воды.
Для пополнения запасов жидкости рекомендуем пользоваться фильтром
Река Кызылкол переходится вброд строго в единственном возможном месте с использованием установленного троса и до 9 часов утра.
Увидеть Эльбрус во всей красе можно уже с первых шагов
Отправная точка - аэропорт Минеральные Воды или ж/д вокзал Минеральные Воды, Кисловодск. Уже оттуда на такси или заранее заказанном трансфере вам надо будет добраться до источников Джилы-Су или в Учкулан. Точка старта выбирается в зависимости от того, в каком направлении вы планируете совершать поход. Обратный путь до аэропорта возможен также только на такси. Так что сохраните номер телефона таксистов и предусмотрите возможность позвонить им. Вероятно, вам понадобится павербанк для телефона.
Начало маршрута - недалеко от нарзанов Джилы-Су
Как правило, в горах лучше всего начинать свой путь рано утром. Если к точке старта трансфер был днем или ближе к вечеру, то стоит найти место для ночлега. Какие у вас есть варианты:
Важно решить по точке заброски, если маршрут проходит в направлении Учкулан - Северный Лагерь. В целом, участок Учкулан - Хурзук это 10 километров ровной дороги, который технически не имеет большого значения и интереса в рамках отдельного маршрута, поэтому многие забрасываются сразу в Хурзук и уезжают также из него. В рамках описания всего пути “ТрансКавказ” мы используем в качестве старта или финиша, всё же, именно Учкулан, как более крупное селение, ближайшее к следующему участку большого пути.
Главная достопримечательность кроме Эльбруса - страна “Сусляндия”
Нарзаны Джилы-Су в Северном лагере (КБР), водопад Сылтран-Су, долина сусликов, вид на Эльбрус с севера, река Кызылкол, перевал Балк-Баши (3700м или 3689, 3691 в других источниках), нарзаны Джилы-Суу в западном лагере у подножия Эльбруса (КЧР), села Хурзук и Учкулан.
На перевале Балк Баши
Без акклиматизации зайти на перевал Балк-Баши в первый же день треккинга будет весьма трудно, потому что высота 3700 метров может откликнуться в организме не самыми приятными впечатлениями. Лучше всего проходить этот перевал уже пройдя первую часть пути “ТрансКавказ” и получив достаточную акклиматизацию.
Попытка перейти брод Кызылкол в неположенном месте увенчалась ничем.
Всё будет хорошо, я узнавал.. Единственное место переправы через Кызылкол
Вторая и самая основная сложность - форсирование реки Кызылкол вброд. Это нужно выполнять ранним утром крайне желательно до 9 утра в летний период. После 9 утра форсировать реку крайне опасно для жизни, особенно в одиночку. Уровень воды достаточно высокий, а в мутной воде постоянно двигаются валуны. Течение очень сильное. В единственном месте, где можно перейти реки по маршруту натянут крепкий трос, который нужно проходить с использованием систем самостраховки.
Альплагерь “Лакколит”
Этот участок маршрута является самым адаптированным для горного туризма с точки зрения инфраструктуры. Кроме удобных хороших подъездов к точке старта или финиша здесь есть разного рода места для ночлега. От палаточных лагерей до отапливаемых домиков с горячим питанием.
Ночёвка на склоне перевала Балк-Баши со стороны КЧР
Домики отапливаемые с возможностью заказать еду находятся под перевалом со стороны КЧР
Маршрут начинается из Северного лагеря - конкретная точка старта будет находиться ровно там, где вы решите. На машине можно подъехать до КПП перед нарзанами Джилы-Су. Можно стартовать из палаточного лагеря, расположенного в конце спуска с перевала Каракайский Северный - на карте это место отмечено, как “Кош”, но на деле это весьма большой лагерь, расположенный немного не доезжая нарзанов. Также существует палаточный альплагерь “Лакколит”, подходящий для старта маршрута при заброске во второй половине дня и для промежуточной ночевки в рамках прохода от Верхнего Баксана.
И снова, здравствуйте!
После прохождения нарзанов Джилы-Су наверняка придётся застрять на какое-то время ради фотографий с сусликами на фоне Эльбруса. Их здесь огромное количество, они не боятся людей и могут даже попробовать обувь и другие элементы снаряжения на вкус. Здесь утром действительно хороший вид на Эльбрус, но задерживаться не стоит, ведь предстоит прохождения реки Кызылкол под перевалом Балк-Баши вброд и сделать это нужно до 9 утра, когда уровень воды ещё не критичен, но уже достаточно бурный.
Первый брод через Кызылкол проходится легко - расположен он по пути до альплагеря “Лакколит” возле ещё одного из наразанов. Далее, минуя альплагерь через небольшой мостик над рекой Ткумиль переходим на её левый берег - он же правй берег Кызылкола. Здесь начинается плавный подъём на плато урочища Ирахиксырт, расположенного между двумя реками. Утром практически всю дорогу путника будет сопровождать вид на Эльбрус слева. Через 7 километров и 500 метров набора от альплагеря “Лакколит” будет брод через реку Кызылкол, вдоль которого натянут трос. Ещё раз скажем, что самое безопасное время прохождения брода - до рассвета. До 6-7 утра пройти его довольно просто, к 9 утра поток воды становится уже весьма серъёзым и опасным, а к 10 утра и вовсе критичным. Это крайнее время для форсирования брода в летний период. Для форсирования брода при бурной воде настоятельно рекомендуем иметь верёвку с карабином или лёгкую обвязку.
Живые и счастливые после пересечения брода через Кызылкол
Стоит признать, что наша команда форсировала брод с 12 до 13 часов дня в жару. Нас было 4 человека, имелась верёвка и карабин, и один из нас владел навыками завязки страховочных узлов, что обезопасило наше прохождения от срыва, но переломать ноги камнями могло вполне. Один из нас получил камнем мощный ушиб ноги. Одного члена команды удалось переправить и вовсе “в сухую”. На двух берегах мы подняли трос на уровень плеч, что позволило одному лёгкому человеку на страховке пролезть по верёвке на другой берег.
Вид ледников Эльбруса по пути на перевал Балк-Баши
Тропа к перевалу Балк-Баши со стороны КБР довольно уверенная
После брода тропа идёт вверх к перевалу Балк-Баши. Как бы не казалось, что перевал очень высокий, тропа на него максимально адекватная и не сложная. При наличии акклиматизации заходится на перевал относительно просто - 1А. Сложности может добавить плохая погода, поэтому стоит знать прогноз заранее. По пути к перевалу отличный вид на ледники Эльбруса, тропа очень видовая.
Часы Suunto 9 Peak - топовый навигационный прибор для подобных приключений. Высоту измеряет по барометру.
Перевал Балк-Баши 3700 метров над уровнем моря. Кажется, стоит надеть штаны!
На перевале в зависимости от погоды можно получить удовольствие от контрастных видов - со стороны Кабардино-Балкарии Эльбрус и его ледники, со стороны Карачаево-Черкессии зелёные горы и множество перевалов. Удивительно, но на такой высоте может быть и вовсе штиль с хорошей погодой и тогда отсюда просто не хочется уходить, ведь это высочайшая точка всего маршрута ТрансКавказ!
Начало спуска с перевала Балк-Баши
Далее тропа спускается к нарзанам Джилы-Суу (не путать с Джилы-Су в Северном Лагере). Тропа местами крутоватая, но в основном - приятный, уверенный серпантин. Здесь одна из лучших ночёвок на этой части маршрута. Можно поставить палатку, можно при наличии свободных мест арендовать отапливаемый домик и даже заказать горячий хычин. Комфортный сон и отдых обеспечен.
Западное подножие Эльбруса - место ночёвки под перевалом
Спуск по дороге в Хурзук и Учкулан
На окраине Учкулана
После нарзанов начинается спуск по дороге до аула Хурзук и Учкулан - до первого 20 километров пологого спуска по грунтовке, а до Учкулана 30 километров. На этом спуске можно почувствовать, как важны для таких походов кроссовки с хорошей амортизацией и мягким верхом. По пути в Учкулан можно увидеть воды реки Кубань, которая берёт начало от самого Эльбруса. В самом Хурзуке мы не нашли места для ночлега, которые можно было бы забронировать заранее, как и в Учкулане. Поэтому, если окончание маршрута предполагается именно здесь, то переночевать можно около слияния рек Еникол и Уллу-Хурзук, а утром дойти до Учкулана или Хурзука, откуда отправиться назад в цивилизацию.
Или продолжить свой путь по маршруту ТрансКавказ, направившись в Теберду.
Июль-август - пик сезона для треккинга в Приэльбрусье с наибольшими шансами на хорошую погоду. И всё же, это горы…
Сезон для прохождения данного маршрута очень завязан на погоде, которая может серьезно меняться год от года. В целом, можно рекомендовать период с июня по октябрь, однако, важно смотреть прогноз на будущее и узнавать о количестве снега на горе в конкретный момент. Например, в середине сентября 2021 года многие перевалы выше 3000 уже были в снегу, и даже образовались опасные карнизы.
Важно учитывать прогноз погоды в день перехода именно через перевал Балк-Баши. В осенний период в плохую погоду это может быть весьма экстремальным занятием. Также не рекомендуется переходить перевал в грозу или другие моменты проявления стихии. Спуск с перевала в обе стороны при плохой видимости могут привести к существенным блужданиям - важно иметь загруженный трек в навигационный прибор.
Пройдя этот маршрут, вы совершенно точно вкусите всю красоту Эльбруса, ощутите на себе высоту и взгляды сусликов. Это поистине самая пейзажная и видовая часть всего пути вокруг высочайшей горы Европы. И чтобы насладиться этой красотой, придётся хорошо потрудиться и собрать всю волю в кулак в сложные моменты. Да прибудет с вами сила Эльбруса!
Школа трейлраннинга Mountain Race Team ведет круглогодичную дистанционную подготовку к участию в горных забегах и походах, подобным проекту "ТрансКавказ". Вы можете изучить подробности подготовки и оставить заявку на обучение на сайте нашей школы.
Вводная статья
Первая часть - Верхний Баксан - Северный Лагерь