Alpindustria Elbrus Race (Elbrus World Race) - один из столпов, на котором держится и вокруг которого формируется сообщество российского трейлраннинга. Протагонист рынка горных забегов имеет свою большую историю, которую принято отсчитывать с 2012 года. Да, уже 10 лет существует забег вокруг Эльбруса, даже немного трудно в это поверить. И организаторами, и сообществом бегунов был пройдет путь практически с нескольких человек в стартовом створе до тысяч участников, своей серии стартов и статуса одного из лучших забегов, в том числе получившего расхожую оценку, как "российский UTMB". Как и чем живут организаторы в наше время поговорили с директором гонки Ириной Сафроновой. Постарались вместе дать оценку прошлому, настоящему и будущему, которое нас ждет.
Ирина Сафронова, директор гонки Alpindustria Elbrus Race
Если не изменяет память, проекту гонки EWR в 2022 году исполняется 10 лет. У вас юбилей?
Да, у гонки юбилей. Можно поздравить всех причастных. 10 лет назад был дан старт первого забега. За эти годы изменились команда организаторов и название, но у нас есть два человека, которые прошли с гонкой весь путь - Паша Сысоев и Сергей Семенович Зон-Зам.
10 лет фактически одному из центральных и самых известных горных забегов России, на одном из самых крупных региональных (в рамках одной страны) рынков трейлраннинга. Вы за эти 10 лет смогли себя самоидентифицировать? Alpindustria Elbrus Race и Elbrus World Race в частности - это вообще что?
Это гонка вокруг Эльбруса. Такой была изначальная идея, и мы её придерживаемся. Идея родилась у Ивана Кузьмина в 2008 году на Эльбрусе, а окончательно сформировалась на UTMB (тогда этот забег был малоизвестен в России), он рассказал о ней Сергею Зон-Заму, тот сразу поддержал и началась работа. Понадобилось 2 года разведок и подготовок, чтобы организовать в 2012 году первый старт, тогда было всего две дистанции (сейчас они называются Race и Syltran) и 7 участников.
История первого забега - 2012 год
Идея оказалась успешной, при её реализации сошлись несколько факторов: любовь к горам, опыт горных туров вокруг Эльбруса у компании Альпиндустрия и, конечно же, красавец Эльбрус.
Только один год из-за финансовых сложностей участники не бегали вокруг Эльбруса. Сейчас “кругосветка” - это наша визитная карточка.
Наверное странно это спрашивать по прошествии 10 лет. Но у вас есть какая-то миссия, ценности бренда? Что вы сейчас предлагаете сообществу и каких принципов придерживаетесь в вопросах организации?
Ответ будет частично перекликаться с предыдущим. Для Альпиндустрии первоочередное при организации - это горы и такое место, которое нас очаровало и вдохновило настолько, что мы захотели его показать остальным. Это логичность и красота маршрута. При дизайне дистанций, даже если мы не дотягиваем до красивых цифр, мы сохраняем альпинистский и туристский подход к формированию маршрута, где логика движения в горах первостепенна.
Второй важный фактор - безопасность. Самые интересные места, как правило, и самые труднодоступные. Поэтому безопасность и возможность попасть в уникальные и интересные места часто противоречат друг другу. Мы ищем баланс и разные варианты, как снизить риски, усилить контроль. Предъявляем особые требования по опыту к горным волонтёрам. Проводим много времени на разведках, чтобы удостовериться, что сможем показать лучшие виды и проложить к ним трассы максимально безопасным способом.
Потом решаем вопросы инфраструктуры. Например, в Верхнем Баксане мы готовим стартовый городок в чистом поле. Проводим водопровод, электрику, сооружаем шатры, собираем мебель. Приглашаем кухню.
Получается три кита, на которых стоят все наши мероприятия: красота дистанции, безопасность и хорошая инфраструктура.
Сергей Семенович Зон-Зам
Вы, наверняка, наблюдаете за изменениями среди своих участников. Менялся ли портрет среднего трейлраннера за это время и каков он сейчас? Возможно, у вас есть какие-то внутренние исследования поведения бегунов, их ценностей?
Когда слухи о трейлраннинге только начинали пробираться в Россию, наши “кругосветки” были без разметки, практически не было пунктов питания. Тогда к участникам предъявлялись специфические требования - хороший опыт автономного движения в горах, а на Race еще и уверенная навигация в горах. Тогда среди участников были, в основном, туристы, альпинисты, ориентировщики и мультиспортсмены. Первые годы с асфальтового бега никого не было. Да их бы и не пропустила “квалификационная комиссия”.
В 2015-2016 годы стало увеличиваться число коротких дистанций, и на них требования к участникам упростились. С другой стороны, у гонки появилось более активное продвижение среди смежных видов спорта. Трейлраннинг начал бурное развитие в России. На гонке стали появляться новички, для которых было многое в диковинку: правила, списки снаряжения и вообще как этим снаряжением пользоваться. В 2019 году я была приятно удивлена, насколько вырос уровень экспертности среди участников. Появились именно трейлраннеры, и они практически вытеснили смежные виды спорта (туризм, альпинизм, триатлон, беговые лыжи, бег). С точки зрения пола-возраста последние пять лет не вижу существенных сдвигов. Если “в среднем по больнице”, то у нас чуть более старшие участники, чем на других трейлах, т.к. у нас в коллекции дистанций много сложных и длинных, а там важны опыт и выносливость.
Дистанция Chatkara 60 - вид на Эльбрус
Одним из маркеров тех самых ценностей трейлраннинга была всегда забота об экологии. Вы ведь всегда проходите после забега по трассе. Стало ли больше или меньше упаковок из под гелей после забега?
Тут тоже всё становится лучше с каждым годом. С одной стороны, забота о природе - это общемировой тренд. С другой стороны, растет уровень участников, их понимание трейлраннинга, его духа и ценностей. Сформировалось культурное сообщество, и новые люди быстро вовлекаются и заражаются этой атмосферой. В горах, кроме результата, есть гораздо более существенные вещи - это и помощь участникам, и забота об окружающей среде.
Появляется ли молодежь на ваших гонках? Трейлраннинг в целом - недешевое удовольствие, особенно для молодых не всегда подъёмное. Каков процент участников до 25 лет, не считая kids race?
Если оставить диапазон 18-25 - то действительно немного. Около 5% от общего количества. Для горных забегов, кроме снаряжения и стоимости слота, ещё существенные расходы на логистику и проживание. Студентам особенно тяжело, но они есть.
Можешь подтвердить или опровергнуть, что участники сейчас все чаще заявляются и вносят оплату практически впритык перед забегом? Или у вас есть волны?
Да, конечно, волны есть. Думаю, у всех забегов что-то похожее. Первая волна при открытии регистрации, потом спокойный период с плавным набором заявок. Чуть активнее с приходом весны, открытием массового бегового сезона и первых стартов. И конечно, перед закрытием регистрации. Чем меньше усилий требуется спортсмену для организации поездки, тем позднее он открывает форму заявки. На Спас-Каменку почти половина участников регистрируются в последние три дня. Эльбрус 30% последние 2 недели.
Озеро Сылтран-кель
У вас впереди еще 4 гонки в этом сезоне. Чувствуете ли вы спад активности заявок в целом относительно прошлого года? Или все более-менее?
Последние пару лет сделали нас осторожными в планировании своей жизни, особенно досуга. Мы, как организаторы, не можем себе позволить откладывать подготовку старта. А участники, наученные горьким опытом внезапных изменений еще со времен пандемийных отмен, могут себе позволить не торопиться с регистрациями. Особенно показателен этот год. Так что спад активности в предварительных заявках есть, но он нагоняется последними днями регистраций. Эти дни на Эльбрус регистрируется по 40-50 человек в день. Предполагаю, что на Alpindustria Arkhyz Race будет так же, хотя нам бы хотелось как можно раньше понимать и готовиться к встрече. Не тяните до последнего, регистрируйтесь!
Меняли ли вы цены на слоты в этом году? Если да, то какие забеги и насколько?
Да, немного меняли, порядка 10% на все дистанции.
Вам повезло с аэропортами: Минводы и Сочи работают штатно. Тем не менее, наверняка есть какие-то изменения в организации забега в Приэльбрусье, логистики? Что вам пришлось оптимизировать? Изменились ли цены на услуги подрядчиков в регионе?
Цены везде меняются. У нас очень мало подрядчиков в регионе. Правильнее сказать, у нас нет подрядчиков, кроме гостиниц. Организация питания, волонтеры (кромы пары человек), абсолютно все оборудование - все “привозное”. По логистике изменений нет.
Будете ли вы экономить в этом году на пунктах питания или чем-то еще? Что вообще попадает под оптимизацию в кризис у организаторов трейлов?
Пункты питания - это святое! Нет, особо ничего не сокращаем, даже футболки включили в стартовые пакеты.
В этом году у вас аж 8 дистанций! Расскажи, что нового? “Кахиани 35” - правда, что это жесть?
Официально у нас 10 дистанций, юбилей же, но 2 из них детсткие. Да не жесть Kahiani 35! Все в рамках общей концепции мероприятия. Самая жесть - Chatkara 60. А вот развернувшаяся стройка в районе Азау - Чегет вызывает большую печаль. Будем искать пути обхода и лучшие маршруты для наших участников.
Какой сейчас размер команды, задействованной в организации? И сколько волонтеров?
Порядка 130 человек, не считая фото и видео команды
Что должен уметь делать хороший волонтер?)
У нас волонтер - это больше, чем волонтер. Есть такая категория - горные волонтеры. У них жесткий отбор по горному опыту. Они поднимаются в горы, размечают дистанции, а потом сутки не спят, следят за участниками, отмечают их прохождение, кормят-поят и воодушевляют на продолжение пути.
Соответственно, они должны уметь передвигаться по разным горным рельефам, организовывать свой быт в горах, размечать дистанции, пользоваться навигаторами, рациями и спутниковыми телефонами, уметь четко и кратко передавать важную информацию и получать от всего этого удовольствие.
У волонтеров внизу жизнь проще. Их главные задачи - окружать участников заботой и создавать им праздничное настроение, и конечно, получать от этого удовольствие.
Вы отказались от короткой гонки 8 км в Верхнем Баксане и поменяли ее на 10 км “Гарабаши” со стартом на Поляне Азау. Насколько она интереснее? Можно ли сказать, что она для новичков? Или все же 1000 м набора на такой высоте - это серьезно?))
Относительно остальных наших дистанций она новичковая. Никаких технических сложностей, с которыми неподготовленный участник не справится, нет. Контрольное время позволяет пройти дистанцию пешком, главное идти. Не скажу, что она существенно сложнее 8-ки, но красивее. Намного красивее.
Дистанция 8 км
Как вы относитесь к мнению сильных спортсменов, что такое количество дистанций очень размывает конкуренцию и статус каждой из дистанций? Все же у вас не 3-5 тысяч участников. Какова цель в таком количестве?
Конкуренция сохраняется при большом количестве дистанций. При этом безопасность и комфорт намного выше. Обгоны на узкой тропе вызывают дискомфорт у многих. Поэтому увеличение количества участников в этом регионе возможно только с увеличением количества дистанций.
Артем Ростовцев, победитель кругосветки до и после
Как сейчас обстоят дела с отечественной элитой? Кого ожидаете в этом году на старте? Есть ли новые лица?
Прекрасно. Выезжающих на зарубежные старт не так много, и отечественная элита рубится в России. Мы ждем практически всех, кто не уехал: Ростовцев Артем, Белоусов Егор, Брегеда Дмитрий, Назарычев Велимир, Френклах Яков, Штанков Юрий, Ререкин Антон, Филиппов Никита, Хромушкин Евгений, Фарносов Андрей, Рахматулин Ленар, Рачинская Ирина, Морозова Александра, Рухляда Елена, Рязанова Екатерина, Мошкина Юлия, Наталья Нещерет, Авдеева Ксения, Шевчук Алена, Вокуева Жанна, Петрова Алиса, Мингазова Айгуль. Кого-то мы не назвали, а другие продолжают регистрироваться.
Никита Филиппов проводит открытую тренировку, Mountain Race Team
В этом году у вас появился Кубок Клубов. Расскажи подробнее, как пришла идея и в чем суть?
Идея родилась давно, точнее с заруб в клубном зачете на GromRelay. Для клубов это прекрасная возможность еще больше сплотиться и отстоять свой престиж. А для участников добавляет азарта. Мы постарались так сформулировать правила, чтобы сбалансировать массовость и результативность. Т.е. каждый участник, пересекая финишную черту, приносит баллы в копилку клуба. Но чем выше его место, тем больше баллов. Чем сложнее дистанция, тем больше баллов. Например, в одном клубе один спортсмен победил на дистанции Cheget24 и принес 200 баллов, а в другом 40 человек уложились в контрольное время на Suarykaush44 и тоже принесли 200 баллов. Но главное, что и 10е, и 35е место становятся важными, и могут решить судьбу клуба. Борьба за каждое место и интрига до последнего финиша.
Детский лагерь
Также у вас появился детский лагерь. Что входит в услуги лагеря? Будут ли дети ходить в горы? И как вообще обстоят дела с детьми более раннего возраста, скажем от 3 лет?
Детский лагерь у нас второй год. Дети в горах тоже получат море впечатлений и общения, приобретут новые знания. Далеко в горы не уйдут, так как у них обширная программа мастер-классов с полезными навыками выживания на природе. Совсем малышам требуется больше внимания и помощи со стороны взрослых. Для них получилось бы совсем небюджетно. Мы пригласим их, когда станут постарше.
Есть ли смысл в этом году спрашивать про призовые и партнеров? Кажется, adidas был с вами уже в позапрошлом веке.
Что не дают спонсоры, берет на себя АльпИндустрия. Призы будут. Практически все партнеры с прошлого года остались с нами. Ушел Land Rover, будем ездить на своих. При этом будет наш маленький тест новых кроссовок Raidlight. Зато нет ковида, и мы сможем собираться на лекции.
Как считаешь, с какими вызовами предстоит столкнуться организаторам в перспективе следующих 2023-2024 годов, если оптимистически представить, что хуже, чем сейчас уже не будет?
Основной вызов в том, что ни организаторы, ни кто-либо не знают, как будет. Будут ли расти цены у подрядчиков, благосостояние у участников, вернутся ли хорошо знакомые нам бренды или появятся новые, которые захотят завоевать рынок. Будут ли летать самолеты и ездить поезда. А готовить гонки 2023 года мы, организаторы, начнем уже буквально сейчас, а кто-то уже начал. Так что гонки точно будут, несмотря ни на какие вызовы.