По идее, я вообще не должен был стартовать на Elbrus World Race. Когда зимой я зарегистрировался на сто девять километров, то еще не предполагал, что стану бегуном команды Коламбия, попаду на давно вожделенный UTMB, и в конце августа меня будут ждать сто семьдесят один километр альпийских красот с сумасшедшим набором высоты. За месяц до старта я принял непростое решение не стартовать. Хотя червячок сомнения точил меня изнутри, и за неделю до даты икс я, ни на что особо не надеясь, спросил организаторов о возможности перенести мой старт с дистанции сто девять на пятьдесят шесть километров. Они ответили, что такая рокировка вполне возможна и это определило наш с Танюшкой план на выходные с третьего по четвертое июля:
Вечером в пятницу вылетаем в Минводы.
Добираемся в ночи до Терскола.
Тая, которая приедет чуть раньше, получает мой стартовый пакет и отдает его мне по приезду.
Сплю три часа, если повезет.
Еду на старт, который был по плану в пять утра.
Быстро пробегаю дистанцию, часов за 10.
Едем кушать в хороший ресторанчик и гулять.
Воскресенье - день отдыха, расслабления и осмотра красот Кавказа.
Вечером вылетаем домой.
Отличный план. И, главное, почти все удалось реализовать, как и планировали. На этом повествование можно было бы закончить, но вот орешек самого трейла оказался мне не по зубам. Что же пошло не так и к чему надо готовиться в следующем году.
С самого старта маршрут проложен в гору. Почти два километра набора. Одиннадцать километров вверх. Неприятно, сложно, но нет ничего невозможного. Карабкайся потихоньку, если ты не Дима Митяев, и рано или поздно подъем закончится. Тем более первые четыре километра отличная грунтовая дорога.
Восходящее солнце растворяет утренние облака, укрывавшие долину, а с ними истончается и исчезает дорога. Выше идет тропа, натоптанная поколениями туристов, палатки которых встречаются по пути. Тропа простая, никаких технических сложностей. Знай переставляй ноги и все. Отчего же так стучит в висках пульс? Необычные, давно забытые ощущения. Пытаюсь соображать. Так, стартовая точка находится на полутора километрах. Набрал я уже тоже больше километра. Значит. Что это значит? Это ведь должно что-то значить. Мозг неохотно складывает такие большие числа. Это моя особенность во время бега. Математические функции полностью отключаются. Ладно, лезу в рюкзак достаю телефон, плюсую. Ого! Это значит уже высота почти три километра. Я, конечно, хорошенько акклиматизировался в Лаваредо на высотах два с лишним, но этого явно недостаточно для средних высот Кавказа. Ладно, сбрасываю темп и иду вверх, контролируя удары молота в висках. Обидно, потому что сил много, усталости нет и следа, и в остальном самочувствие отличное. Надо написать Тору, пусть призовет свое уже задолбавшее меня орудие.
Пейзаж вокруг постепенно расступается, открывая горы Кавказа. Я соскучился по этим панорамам с девяносто седьмого года, когда последний раз бывал в этих краях. Во все стороны разбегается дикое разнотравье, и расплескавшиеся пятна цветущей растительности как нельзя лучше добавляют пейзажам красок. Давно я уже не встречал такой цветовой гаммы, сосредоточенной в таком небольшом пространстве. Цветы всех оттенков борются с камнями и друг с другом за место под горным солнцем, и в этой безмятежности я потихоньку ползу вверх. Надо залезть на вот тот изгиб морены и там будет вожделенное озеро, символизирующее окончание большей части первого подъема. От него до перевала совсем немного. Вот только за изгибом отрывается не озеро, а новый подъем. И еще один. И еще.
Неплохая скорость подъема 13 минут на километр постепенно падает до неприличных значений. Озера все нет, но я уже давно привык к неторопливой реальности ультратрейлов, когда пейзаж подолгу отказывается меняться, продавливаясь под моё перемещение. Озеро выпрыгивает из-за очередной морены внезапно. На берегу много палаток туристов. Разбуженные моими более быстрыми коллегами по трейлу, они вылезают на утреннее солнышко погреться, щурятся на пробегающих мимо трейлраннеров, начинают свои неторопливые утренние забавы. Заварить чай, сварить кашу. Хочется остановиться, но мне надо чуть дальше, наверх. Вон к тому перевальчику слева по ходу. Туда уходит редкая цепочка бегунов. Сбросив темп, я похоронил свои надежды на быстрый финиш, но и в висках стало немного полегче. Спокойно набираю высоту, равномерно переставляя конечности. Левой-правой. Левой-правой. Вуаля. Первый подъем. Три часа и двадцать минут - и я на перевале. Теперь вниз. Семь километров. До первого пункта питания. Я не изучал и не заучивал наизусть схему забега и поэтому не помню точно километраж между пунктами питания и не точно помню дистанции между ключевыми участками. Так бежать гораздо сложнее, планировать раскладку сил, сколько воды надо оставлять и сколько гелей мне надо. Вниз слетаю довольно уверенно. Всё-таки в этом году уже третий горный трейл и ноги помнят, как весело вприпрыжку можно бежать вниз. Главное - не бояться.
На пункте питания встречаю Владимира Познянского. Он обещал, что будет на пункте меня ждать, но я не знал, на каком точно. Заправляюсь водой, перекус, вытряхиваю песок и камушки из кроссовок. Кстати, минутка рекламы. Я бежал в новых, в том смысле, что до трейла их не разу не надевал, кроссовках Columbia TransAlp II, и они отработали идеально. Ни мозолей, ничего. А те два ногтя, что ушли на следующий день, так они давно собирались, еще с Грута, да все никак не решались.
От пункта питания начинается второй подъем, десять километров вверх, с набором высоты около километра. Это, конечно, фигня. По сравнению с только что набранными двумя километрами, кажутся несложными. Вот только высота тут больше двух с половиной километров, а значит, как только я повышаю темп ко мне, возвращаются они. Молоты и наковальни. Молотят заразы в виски. По часам пульс нормальный для подъема. Сто пятьдесят ударов. На таком я могу функционировать сутками, знай только подбрасывай в топку гели раз в сорок пять минут. Кстати! Гели! Когда я там ел последний раз? Опять эта математика. Сорок пять минут, час тридцать, два пятнадцать, три, три сорок пять, четыре тридцать. Следующий в пять пятнадцать? Не знаю. Зарубки что ли на руках делать. Что-же у меня так с математикой-то плохо на забеге становится? Ладно, пять пятнадцать, а дальше посмотрим.
Растительность остается сзади, тропа все больше идет по куруму и осыпям. Набираю высоту. К молоту в висках добавляется дыхалка. Ну здравствуй, второй друг аклимашки. Что такое дыхалка? О! Это моя старая подруга. Сил полно, ноги свежие, но, чтобы сделать шаг, надо как следует подышать свежим кавказским воздухом. Я, кстати, всегда дышу свежим воздухом, когда не хочу задохнуться. Вариантов два. Двигаться мелкими перебежками с небольшим отдыхом на передых, либо медленно и размеренно идти вверх, потихоньку добирая тех, кому еще хуже, чем мне. Был бы я помоложе - я бы ух! Но сейчас я уже опытный, и поэтому мне торопиться некуда. На удивление много людей догоняю именно на этом подъеме. Мой размеренный шаг получается быстрее, чем я думал. Перевал, хочу вниз. Туда, где в облаке угадывается великолепный пейзаж плато, о котором Владимир предупреждал. Но нет. Нам надо траверсировать холмик справа от перевала, еще пару за ним и потом вниз, обратно, ко второму пункту питания. Догоняю Ваню, судя по его темпу горняшка пришла в гости не только ко мне. Многие бегут в компании с ней. Ладно, пару элементов лазания, и вниз, бегом, чтобы побыстрее сбросить эту высоту.
До пункта питания буквально пять километров. Их надо пробежать максимально быстро, тем более бежим по дороге, изредка срезая петли серпантина по короткому пути. До пункта прибегаем вместе с девушкой из Сингапура. Мы с ней уже давно ведем локальное соревнование. То она меня легко обгоняет, то я её. От пункта питания нам предстоит изюминка этого забега. Километр на километр. Один вверх и один в длину. По нему карабкаются участники марафонской дистанции, давая возможность зацепиться за них и немного расслабиться. Склон травяной, с уклоном больше тридцати процентов. Кочки, редкие камни. С перевала дует холодный ветер, заставляющий надеть ветровку. Карабкаюсь вверх, постепенно обгоняя участников марафона. Врешь, не возьмешь. Мой неспешный ритм оказывается эффективным и на таком крутом подъеме. Главное никуда не торопиться, чтобы в висках поменьше стучало и хватало дыхания на следующий шаг. Если честно, я отвел себе на этот подъем час. Но не уложился. Когда за очередным бугром показался не перевал, а еще один подъемчик, я даже немного расстроился. Какого хрена? Что за издевательства над организмом? Зачем мне это вообще надо? Что я здесь забыл? Вот только проблема. Вниз уже теперь больше, чем вверх, а значит делать нечего. Надо ползти. Ползу. Ориентируюсь на неясные тени, чуть выше по склону. Приближаются, все нормально. Отдаляются, значит надо прибавить. Так постепенно доползаем до перевала. Все! Подъемы закончены. Теперь быстренько вниз двадцать один километр и всё. Мои мучения на сегодня закончены.
Скоро сказка сказывается, да не скоро сказываются результаты тренировок и постоянных издевательство над организмом. Первый километр спуска, довольно техничный участок. Скачу по нему, аки горный архар. Вниз - не вверх. Вниз я люблю. Недолго, правда, люблю. Метров сто. Ну, может, двести. А тут скакать с километр. Так! Мне срочно нужна мотивация. Отлично, чуть ниже по склону скачет яркая точка. Тоже, видать, бегун. Надо его догнать. Откуда прыть берется? Догоняю постепенно эту точку. Что дальше. Бегуны растянулись, нет той кучности. Зато и обгонять полегче. Кажись, там чуть ниже еще виднеются две неясные фигуры. Спортивная злость - совершенно незнакомое мне чувство. Я слишком уравновешен, чтобы переживать за место в протоколе. Но сейчас мне позарез нужно себя как-то мотивировать бежать, ведь это все - просто очередная длинная тренировка к UTMB. Вот они два объекта. Где покруче, я к ним приближаюсь быстрее, на равнинке наш темп почти одинаков. Но надо напрячься и догнать. Зачем - не знаю. Но надо. Догоняю, обгоняю, ухожу от них в сторону последнего пункта питания. Там снова помощь от Владимира и теперь 17 километров вниз. По дороге. С одним небольшим наборчиком, метров на 100. Ничего сложного.
Бегу вниз. Темп из шести минут на километр. Бежится легко. Подружка горняшка уходит, приходит друг лень. Чего ломить вниз-то? Какой в этом смысл. Ну прибегу я на двадцать минут быстрее и что? Съедаю последний гель. Последний? Черт! Вот тебе и мотивация. Гель последний, впереди пятнадцать километров. Если пробегу за полтора часа, то не успею заголодать. По идее. Ведь на тренировке я могу пробежать и десять и двадцать километров без всякой подпитки, значит, и здесь смогу. Балансирую на темпе шесть минут на километр. Бегу. Обгоняю несколько человек с разных дистанций. Все хорошо. Все чаще встречаются туристы. Цивилизация скоро. Так продолжается десять километров. Преодолеваю последний подъем на дороге внизу уже виден Верхний Баксан. До него рукой подать. И тут силы покидают меня. Энергия последнего геля полностью потрачена, новой взять неоткуда. Скорость резко падает до семи с половиной минут на километр, хотя дорога продолжается вниз. Ничего не могу с собой поделать. Физически могу бежать быстрее, но ментально я устал подгонять себя. Финиш уже виден, но это никак не сказывается на моей мотивации. Я все равно финиширую парой минут раньше или парой минут позже. Никакой разницы уже нет. В протоколе я выше не стану, меня тоже никто с мой дистанции не догоняет, так зачем бежать? Но потихоньку бегу. За километр до финиша выбегаю на дорогу. Ровная поверхность. Пять минут или восемь? Решаю, что пять — это слишком быстро, а вот шесть - отличный вариант. Немного ускоряюсь, записываю последний сюжет на камеру, подбадриваю бредущего уставшего участника марафона и финиширую. Тринадцать часов сорок пять минут. На три часа медленнее, чем планировал. Но на пару часов быстрее, чем рассчитывал после первого подъема. Все-таки спуски дались хорошо. Еще минут двадцать я потерял на последнем участке, когда силы ушли.
Забег мне очень понравился. Достаточно логичная трасса, красивая, технически сложная все как я люблю. Единственных два комментария к месту старта и к сайту. Сайт довольно неинформативный и навигация по нему затруднена. Место старта расположено в двадцати километрах от основных мест жизни участников и болельщиков, и поэтому была большая проблема достичь этой точки для болельщиков. Да и хотелось бы финишировать как в Европейских городках, прямо в центре туризма и альпинизма, которых в этом районе минимум два: Азау и поляна Чегет, чтобы потом легко добраться до гостиницы. Я уверен, что у старта отличный потенциал и Альпиндустрии удастся дальше развить это событие в большой горный проект.