Кроме того, что я шопоголик и импульсивными покупками лечу вспышки агрессии, я уже начал становиться коллекционером антиквариата и брюзгой, вспоминающим свой “золотой век”, а точнее золотой век компании Salomon, к развитию которой когда-то был причастен. Salomon S/Lab XT-Wings 4 я купил и решил сделать обзор на них именно потому, что бегал в них сам в 2012-2014 годах, в то время, когда Скайраннинг и техничные ультра гонки росли и в высоту, и в длину, ну и самое главное - показать нашим читателям, как эволюционировала горная беговая обувь на примере одной из самых удачных моделей кроссовок знаменитого бренда. Что далеко не всегда обувь была такой, какая есть сейчас, и что было важно бегунам “на заре” роста популярности горных гонок.
Без Килиана не обошлось.
Salomon S/Lab XT-Wings 4 и предыдущая 3-я итерация — это обувь, в которой Килиан делал свои первые известные рекорды и о которых снимался сериал “Kilian Quest”, первый маркетинговый проект 2010-2014 годов. Это были маршруты на Корсике, вокруг озера Тахо, скоростной забег на Килиманджаро и прочие персональные челленджи. Благодаря наглядной демонстрации качеств этой модели, она ожидаемо зашла аудитории как надежная модель для сверхдлинных дистанций.
Salomon Team 2010-2011 была обута в эту модель
В период 2010-2014 года было несколько важных концептуальных гонок и серий, вокруг которых строился маркетинг горных забегов Европы — UTMB, TransAlpine Run, Zegama, Transvulcania, Dolomite Skyrace, Ice Trail Tarentaise, Trofeo Kima и некоторые другие. Часть из них ультра-дистанции, часть очень техничные, часть беговые и быстрые, вроде Zegama. Запрос аудитории состоял в необходимости иметь ультра-кроссовки под техничные поверхности — надежные, стабильные и при это достаточно легкие; чтобы можно было все 8 дней бежать через Альпы и не думать — подойдет ли эта модель для какого-то дня или нет; чтобы эта модель была максимально универсальной и при этом соревновательной.
С точки зрения разработок, перед Salomon стояла экстраординарная задача для ответа на эти запросы, и инженеры в те годы буквально прыгнули выше головы, создав S/Lab Wings — в начале для закрытия потребностей мульти-гонщиков, которые задавали тренды в “нулевые”, а затем 3 и 4 итерации к моменту, когда Трейл и Скайраннинг пошел в бурный рост. Эти кроссовки должны были стать в разы более надежными и адаптивными, чем Speedcross, который был только для снега и грязи.
Ближайшим конкурентом по смыслу в те годы была модель La Sportiva Ultra Raptor, и мне повезло их затестировать ровно в те же годы — в 2012 году их выдавали всем участникам Dolomite Skyrace (было же время — в стартовом пакете были кроссовки). И надо сказать, они отличались очень существенно по колодке и общим ощущениям.
Важно отметить, что в те годы техничные и каменистые трассы топовых забегов были абсолютной нормой. Никто не щадил участников, прокладывая им простые тропинки. Если логика маршрута предполагала техничную местность, специально ее не срезали. Это требовало от обуви определенных качеств:
- Защита стопы от камней внутри подошвы и в мыске
- Стабильная опора для безопасного движения. Тогда еще не пришло глобальное понимание, что гибкие низкропрофильные кроссовки не менее безопасны, но требовали большой работы по закачке ног и обучению технике. Стабильные кроссовки куда менее требовательны и потому подходили для более широкой аудитории.
- Выносливая умеренная амортизация для сложных поверхностей. Тогда и мыслить никто не мог о подошвах а-ля Хока
- плотная посадка и фиксация
- динамичность по возможности.
Важнейшая конструктивная особенность этой модели — подошва Agile Chassis, состоящая из нескольких элементов карбоновая (визуально) пластина AC Skeleton практически по всей поверхности подошвы (кроме мыска) + умеренно амортизирующая межподошва TPU - AC Muscle.
Ха-ха. Это было задолго до того, как пластины стали мэйнстримом, но именно эта пластина AC Skeleton была, как мы видим наиболее рабочей - с одной стороны жесткий каркас в пятке снижающий риск завала к нулю (современные модели очень валкие в пятке из-за высокого уровня амортизации). С другой стороны (передней) раздвоенная пластина с большой “дырой”, не снижающей контроля поверхности и при этом повышающая динамику бега за счет своей геометрии. Чего мы здесь не видим - это AC Tendon, она отсутствовала в модели S/Lab за ненадобностью.
В конечном счете именно сейчас, когда уровень подготовки большинства настолько же низкий, насколько высоки их амбиции, такая пластина была бы максимально актуальной в обуви для широкой аудитории, и жаль, что эта модель теперь является именно “антиквариатом” для ценителей. Она оптимальным образом подходила бы для курумных забегов Урала и Хибин, для длинных дистанций Кавказа, например для “Горного Короля” или “ТрансКавказа”, который я кстати прошел именно в Wings последней итерации.
Смотрите лекцию: Кроссовки для трейлраннинга. Актуальные тренды
Как и все модели S/Lab Wings (и Sense) выпускались в двух версиях, отличавшихся протекторами - Race для твердых поверхностей и Soft Ground для рыхлых и грязных с ярко выраженным трейловым рисунком, с пятном контакта, подходящим и для каменистых маршрутов. Состав резины подметки скорее мягкий, но за счет толщины и ширины рисунка он был довольно износоустойчив в смешанных условиях.
Мне посчастливилось иметь обе версии в свое время, но предпочтение я отдавал всегда SG в силу их универсальности для сложных маршрутов. Я бы несомненно выбрал бы их для забегов где-то на Приполярном Урале и в 2018 году бежал в наиболее похожих по смыслу XA Elevate и выбор был 100% верным, вряд ли я смог бы одержать победу в плохих кроссовках на настолько сложной местности.
Возрожденные S/lab XT-4 продаются только в версии Soft Ground, насколько мне известно и это адекватное решение. Сейчас, планируя какой-то спидхайкинг по сложным маршрутам, я несомненно выберу их вместо ультра-легких бегучих моделей вроде NNormal Kjeraq, пожертвовав весом обуви в угоду комфорту и надежности.
На моей довольно долгой памяти, верх этой модели до появления сетки Matryx в моделях Me:sh в 2018 году был самым износоустойчивым среди всех беговых моделей Salomon. Я изнашивал версию Race в течение около 7 лет, убив всю подошву “до корда”, но верх так и не смог порвать. Кроме весьма плотной пяточной части, сетка верха имеет двойную структуру - очень прочные поперечные нити внутри, на самом деле отдаленно напоминающие Matryx “в прототипе”, и пылезащитная весьма плотная матерчатая сетка сверху. Генерально, в них очень комфортно бегать в условиях большого количества абразива, пылевых троп. С одной стороны - это не мембрана и она “дышит”, с другой высокая плотность и прочность пропустят лишь самую мелкую пыль.
Сейчас у меня есть возможность протестировать этот параметр лучшим образом на маршрутах, содержащих вулканическую пыль в большом количестве.
Кроме плотной сетки от попадания сора обувь защищена сеткой, накрывающей область язычка сверху.
Сам язычок не получил систему фиксации EndoFit (я не помню ее наличие 10 лет назад, сорян), но сохранил SensiFit по бокам - знаменитые в те времена полосы ламинации по бокам, затягиваемые быстрой шнуровкой QuickLace, убираемой в кармашек на язычке. Ползунок шнуровки очень легко перемещается, кто давно с Salomon - помнит, что это далеко не во всех моделях так.
Чашка в пятке и задник - очень плотные с очень серьезной защитой ахилла. Эта особенность старых S/Lab говорила об их условно экспедиционных наклонностях и мульти-задачах, где нужно было бы бежать и с рюкзаком, и каяк на себе тащить. Позже почти все модели и линейки беговых S/Lab были лишены такого уровня защиты и поддержки.
Совокупно качество фиксации и уверенности в этой обуви было “на заоблачной высоте”, при это без ощущения какой-то скованности. Если повезло с колодкой и эти кроссовки “ваши”, то что десятый, что сто пятидесятый километр в них был бы с комфортом. Кстати, именно в S/Lab Wings 8 SG я финишировал полное кольцо UTMB в 2017 году, ни разу даже не подумав, чтобы сменить кроссовки или поправить шнуровку.
И здесь мы переходим к наиболее явному признаку, почему эти кроссовки с точки зрения бега уже конечно морально устарели и проигрывают новым трендам. Вес мужской пары S/Lab XT-4 после реинкарнации - целых 375г для размера 10uk, что на 100 грамм больше средних современных трейловых кроссовок для того же назначения. Есть гипотеза и данные, что относительно былых лет они потяжелели за счет локального включения немного других материалов, хотя визуально кроме более простой стельки я не вижу изменений. На моей памяти S/lab тогда весил около 300-320 г, но тут я могу ошибаться.
Дроп - 10 мм, что очень много и встречается уже довольно редко. В целом, со словами “ту мач”, Килиан и решил в свое время в корни пересмотреть концепт беговой обуви S/Lab и стал протагонистом линейки S/Lab Sense, являвшейся полным антиподом XT-Wings.
Так или иначе - это очень тяжелая по современным меркам беговая обувь, которая подходит именно для очень длинного спидхайкинга. Кстати именно на треке в Непале в 2019 году я увидел их “перезапущенную” версию спустя 7 лет от поступления в продажу XT-4. Таким образом уже целых 5 лет мы видим постоянный перевыпуск S/Lab XT-4 в куче разных расцветок, что говорит об их исключительном успехе в свое время. Ни одна модель, пусть даже в отдельно выведенной линейке так долго не оставалась в продаже. Даже Speedcross, имеющий уже 6ую версию, почти невозможно купить ранее 5ой версии в новом состоянии.
Именно поэтому я считаю Salomon S/Lab Wings XT-4 одной из лучших и наиболее влиятельных моделей трейловой обуви, когда либо созданных французским брендом.