С самого начала у Adidas была какая-то тактика, и он её придерживался. Например, сводил покупателей с ума, год за годом произвольно переставляя в названиях кроссовок линейки Terrex одни и те же слова: Agravic, Speed, Flow и Ultra. Мы уже видели Agravic, Agravic Flow, Agravic Ultra, Speed Flow, Speed Ultra, опять Agravic, Agravic Speed, Agravic Speed Ultra и снова Agravic. Но если с названиями свою систему немцы нащупали сразу, то путь к хорошим трейловым кроссовкам оказался мягко говоря тернистым.
Скорость на трейлах во многом определяется уверенностью. Чем больше уверенности, тем выше скорость на технически сложных участках. При этом потенциал бегуна нарабатывается с опытом, с ростом умения владения собственным телом, с тренировками мышечной готовности. А вот возможность раскрытия потенциала находится в прямой зависимости от выбора подходящей обуви.
Высокие, нестабильные кроссовки с малым объемом носочной части сделают техничный спуск максимально дискомфортным. «Бегун» в таких кроссовках будет перемещаться приставными шагами, с опорой на любые встречные предметы, боясь подвернуть лодыжку или размозжить голову о ближайших камень.
Напротив, низкие, гибкие кроссовки, не давящие на пальцы ног, позволяют ощущать поверхность и мгновенно реагировать на изменения рельефа или поехавший под ногой камень. В них можно буквально лететь со спуска, испытывая при этом невероятный душевный подъем.
Казалось бы, выбор очевиден, но не всё так просто.
Стабильность дает уверенность, но лишает динамики и увеличивает количество усилий, затрачиваемых на преодоление дистанции. Кроссовки с карбоном, упрощающие перекат за счет эффекта «качелей», нестабильны по определению, зато позволяют дольше поддерживать высокий темп на прямых участках.
Амортизация и защита от камней негативно сказывается на чувстве поверхности, эластичный дышащий верх редко бывает прочным, износостойкость протектора мешает сцеплению, список противоречий можно продолжать бесконечно.
Поэтому производители беговой обуви постоянно находятся в поиске компромисса, который с одной стороны позволит сохранить достаточный уровень уверенности и свободы на спуске, а с другой стороны не даст приуныть на длинных плоских перегонах.
Адидас нашел баланс в 2021 году. До этого момента слово «агравик» заслужено считалось ругательным. Тяжелые, дубовые, быстро рвущиеся, они были так плохи, что многие трейлраннеры предпочитали им асфальтовые кроссовки того же бренда. Возможно именно по этому в "звездных" Speed Ultra (ATSU), переживших аж три модельных года, так хорошо узнаются фамильне черты Boston и Adios. Lightstrike и Boost в межподошве, система стабилизации Trusstic, full-contact универсальный протектор Continental, облегченный верх. Получились легкие устойчивые отзывчивые кроссовки, не пробивавшиеся на камнях и сохранившие при этом прекрасное чувство поверхности. Кроме того, они хорошо садились по стопе, имели практически идеальный пяточный стакан и легкий, хорошо вентилируемый материал верха.
Впрочем, именно верх стал ахиллесовой пятой ATSU. Он начинал протираться уже к 100 км, а к 300-400км продуваемость кроссовок резко увеличивалась, благодаря появляющимся в районе мизинца дырам. Да и амортизации на длинных перегонах многим не хватало.
9US/8.5UK/263mm официальные данные |
11.5US/11UK/284mm |
12US/11.5UK/293mm |
|
Вес | 240 грамм | ~270 грамм | ~280 грамм |
Перепад | 8 мм (30/22мм) | - | - |
Глубина протектора | - | от 4мм по краю подошвы до 2.5мм по центру подошвы (межподошва слегка выпуклая, протектор это учитывает) |
от 4мм по краю подошвы до 2.5мм по центру подошвы (межподошва слегка выпуклая, протектор это учитывает) |
И вот "новинка" прошлого года, Adidas Terrex Agravic Speed. Немцы верны традициям и продолжают практику перестановки кроватей в борделе. После Speed Ultra вышли Agravic Speed и Agravic Speed Ultra, причем на роль преемника Speed Ultra больше подходят Agravic Speed, в то время как Agravic Speed Ultra являются совершенно новой моделью, не имеющими со Speed Ultra практически никаких точек соприкосновения.
Актуальная линейка выглядит следующим образом:
Попадание в свой размер один из главных факторов, обеспечивающих уверенное и быстрое прохождение технических спусков и траверсов. И здесь покупателя ждет неприятный сюрприз, потому что вся линейка Adidas 2024 года (включая ATAS, ATASU, Adios 8, Boston 12 и т. д.) в той или иной мере лишена поролоновых вставок в пяточном стакане и язычке, а значит за счет исчезнувших миллиметров наполнителя при той же длине стельки кроссовки будут ощущаться где-то на ½ размера больше, чем ATSU.
К счастью, мягкая и гибкая подошва позволяет оставаться пятке на месте даже в слегка великоватой обуви. Пятка не вылетала ни при каких обстоятельствах, включая спуски. Везде я ощущал сохранение контакта и полный контроль. В Boston 12, например, всё совсем иначе. Там бы я однозначно рекомендовал покупку кроссовок на полразмера меньше привычного.
Если вы хотите чуть больше простора и комфорта, берите ATAS привычного размера. Если хотите точного повторения посадки ATSU, или у вас узкая стопа, то вам, вероятно, нужны кроссовки на полразмера меньше.
Верх тонкий, очень прочный, прекрасно пропускает воздух и практически не впитывает воду. Вытащенные из таза с водой кроссовки полностью высыхают за ночь.
Во время первых пробежек ощущается небольшой недостаток эластичности. Но со временем верх «садится» по ноге, принимая форму стопы, и недостаток эластичности становится преимуществом, верх работает в паре с внутренним рукавчиком и хорошо удерживает стопу на платформе.
Фиксация хорошая, пятка надежно сидит в пяточном стакане, боковые смещения при прохождении траверсов практически отсутствуют.
Берцы, напротив, прилегают плохо, оставляя по бокам голеностопа вместительные «карманы». На сыпухе туда набиваются мелкие камушки и прочий мусор. Часть этих камушков мигрирует в зону пальцев, а часть остается под сводом стопы, создавая неприятные ощущения.
Кармашек для шнурков отсутствует. Шнурки плоские, не эластичные. В сочетании с таким же неэластичным верхом это создает предпосылки к перетягиванию шнуровки и, как следствие, уплощению свода стопы. Уплощение свода стопы негативно сказывается на её способности воспринимать нагрузки (амортизировать) и приводит к раннему утомлению при равномерном беге.
Поэтому шнуроваться следует аккуратно, как можно плотнее (внятяг) в носочной части и свободнее в области подъема. Тогда на спусках вы будете чувствовать себя уверенно, а на выполаживаниях стопа сохранит естественный диапазон движений.
На носке небольшое усиление для защиты пальцев и поддерживающая форму ламинация, не заходящая в область над ногтевыми пластинами. В отличие от ATSU верх на пальцы не давит.
Лично я крайне приветствую это изменение. Практика показывает, что никакие нагромождения резины в области большого пальца не спасают его от сильного удара и последующего периода восстановления. А вот давление на ногтевую пластину, даже небольшое, но постоянное, практически гарантированно приведет к болезненному ощущению во время гонки и черным ногтям после неё.
Защита от песка достаточная, хотя пыль легко проникает внутрь и носки после пробежки по грунту практически всегда грязные.
Стелька мягкая, достаточно толстая, приклеена на 2/3 (в моем случае), начиная от пятки. В носочной части, намокнув, собирается под пальцами складкой. К каким-то неприятностям это не приводит, но вызывает, как минимум, изумление.
Грунтозацепы низкие, разнонаправленные, расставлены широко. Рисунок и глубина протектора рассчитаны на сухие твердые грунты, включая асфальт и грунтовые тропы. Сцепление на них очень хорошее.
Компаунд Continental здесь «липкий», но на удивление износостойкий. Износ протектора я оцениваю как умеренный, особенно учитывая тот факт, что около трети пробега кроссовки сделали по асфальту.
Слева кроссовки после 600км пробега, справа новые.На гладком укатанном снеге протектор не справляется, кроссовки проскальзывают, но по пухляку идут достаточно уверенно.
Adidas решил, что есть бутерброд колбасой вверх — это неправильно, а правильно колбасой вниз. Поэтому более мягкая и упругая пена Lightstrike Pro оказалась внизу, а более твердая и «выносливая» Lightstrike 2.0 наверху, под стопой.
Получилось очень интересно. Кроссовки не ощущаются плюшевыми, но прекрасно поглощают все неровности, не пропуская удары в стопу. LS2 и протектор, охватывающие LSP с двух сторон, являются полноценной заменой Rock-plate, мне ни разу не удалось «пробить» подошву, хотя я очень-очень старался. LSP, в свою очередь, бережет ноги и позволяет сохранять хорошую динамику.
Меежподошва прекрасно показывает себя практически на любых хоть сколько нибудь твердых поверхностях, включая лесные и горные тропы, асфальт и даже плитку.
На момент написания обзора ATAS набегали со мной больше 700 километров, включая курумник и ручьи плато Путорана, песчаные почвы Светлогорского леса, разнообразные участки Ликийской тропы.
Всё это время бег в ATAS ощущался плавным и динамичным, ноги сохраняли свежесть после нескольких часов интенсивной работы, протектор сохранял достаточное сцепление везде, кроме поросших водорослями мокрых камней. Умеренный рокер позволял поддерживать высокую скорость на выполаживаниях и беговых спусках, а гибкая подошва и отсутствие ограничений со стороны материала верха — ловко карабкаться в гору.
Больше всего запомнился спуск по склону Тахталы: узкая изворотливая тропа в изобилии усыпана живыми камнями размером примерно с кулак и больше, много пыльных сыпучих участков. Спускаться было на удивление комфортно, подошва не пробивалась, не было никаких проблем с устойчивостью в поворотах. Где-то в последней трети участка я замечтался о завтраке, потерял концентрацию и почти сразу же зацепился носком кроссовка о выступ скалы. По идее в этот момент мне следовало бы продемонстрировать как правильно раскладываться по трассе и получить несколько травм, слабо совместимых с продолжением спуска, но случилось чудо, я не упал. Продолжая лететь вниз на полных парах и ставя ноги куда повезет под немыслимыми углами, метров через 10-20 я как-то сумел выйти из пикирования, выдохнул, и морщась от боли в отшибленном пальце дотрусил до завтрака своей мечты. Что тут скажешь, будь кроссовки чуть менее всепрощающими, чуть менее цепкими, чуть более высокими, я бы наверняка писал всё это с переломаными ногами.
Геометрия подошвы в ATAS дает возможность чередовать технику, приземляться то на середину стопы, то на пятку, в зависимости от мышечной усталости и характера поверхности.
Баланс между амортизацией и динамикой оказался настолько удачным, что я рискнул пробежать темповую десятку по асфальту и, сюрприз, кроссовки показали себя ничуть не хуже «специализированных» Adios 8.
Пена за 700км пробега не деградировала, она ощущается такой же бодрой как и на первой пробежке. Честно говоря, качество межподошвы просто поражает, я раньше не встречал такой всепрощающей амортизации в таком наилегчайшем весе.
Шнуровка по началу причиняла некоторое беспокойство, я часто её перетягивал. Но затем уловил принцип «туго внизу, свободно наверху» и посадка по стопе стала близкой к идеальной. Несмотря на ½+ к привычному размеру, мне не потребовался ни хилллок, ни толстые носки. Лишенный «памперсов» пяточный стакан оказался поразительно надежным и удобным. Это, впрочем, может быть особенностью моей анатомии.
Наверное нужно отметить, что широкая в передней части подошва заметно сужается к пятке. Из-за сравнительно большого для трейловых кроссовок перепада и мягкости LSP это может вызывать проблемы со стабильностью постановки стопы у любителей бега «перекатом».
Кроме того, ATAS, на неровной поверхности, имеют небольшую склонность к подвороту стопы вовнутрь. Косвенно это подтверждается характером износа протектора, он вытерся преимущественно в средней части подошвы. При этом я выраженный гипопронатор и все кроссовки раньше стирались по внешней стороне, туда же чаще подвертывается голеностоп при неправильной постановке стопы.
Возможно это обстоятельство и является причиной моего субъективного ощущения стабильности — ATAS словно выравнивают мою несовершенную технику.
В целом, если бы мне предложили оставить только одну пару беговых кроссовок, я бы выбрал ATAS. Потому что они хороши и в трейлах и на асфальте. Им одинаково легко дется любой темп, от восстановительного до соревновательного. Они до сих не «устали», не порвались, и не потеряли своего задора. А еще они компактные и почти ничего не весят, а значит прекрасно подходят для поездок.
Плюсы:
Минусы:
→ Adidas Terrex Speed Ultra (2021)
В ATAS больше амортизации, крепче верх, выше скорость. ATAS превосходят своих предшественников практически в каждом аспекте, за исключением «воротника» вокруг лодыжки, склонного к сбору сыпухи, и некоторой потери стабильности в угоду упругости и скорости.
→ Adidas Terrex Agravic Speed Ultra (2024)
ATAS заметно комфортнее, стабильнее, универсальнее своих старших братьев и лишь немного проигрывают им в скорости. Для большинства трасс и большинства бегунов именно ATAS станут правильным выбором, тогда как ATASU можно порекомендовать только спортсменам с очень высоким уровнем готовности, хорошо понимающим что они делают и зачем.
→ Inov-8 Trailfly 270
TF стабильнее и лучше подходят для технических участков, возможно, благодаря нулевому дропу и отсутствию выраженного рокера. По тем же причинам ATAS превосходит TF в динамике и способности сохранять ноги «живыми».
→ Brooks Catamount
ВС обладают лучшей посадкой, лучшей стабильностью, чуть более жестким райдом и излишне, на мой взгляд, защищенным мыском. В целом BC имеют более закрытый, собранный характер.