23 ноября 2016

Откровенное интервью с Антоном Жигановым о ТрансУрал 2017

В августе 2017 года состоится событие, название которого произносят с придыханием и ждут с неким трепетом сотни российских трейлраннеров – «Приполярный ТрансУрал». Команда Антона Жиганова устроит забег, в качестве которого, не приходится сомневаться, ведь свою репутацию одних из лучших организаторов трейлов в России эти ребята зарабатывали, как минимум три предыдущих года. Что же ждёт счастливчиков, которым достались слоты четвертого ТрансУрала, завершающего историю грандиозного по задумке проекта? Или это не...? Расскажет сам Антон Жиганов.

Кратко о гонке ТрансУрал 14-18 августа 2017
День ПЕРВЫЙ: 50 км (D+ 1300). Народный ультрамарафон — забег на гору Народная (1 895 метров).
День ВТОРОЙ: 10 км (D+600).«Хрустальный забег» — забег на гору Баркова (1 320 метров).
День ТРЕТИЙ: 26 км (D+ 500).Забег на хребет Малдыныр (в наивысшей точке 1 538 метров)
День ЧЕТВЕРТЫЙ: 38 км (D+ 700). Круговой забег вокруг гор Приполярного Урала: Еркусей или Шаман-гора (1 099 метров), горы Старик, Старуха-Из.
Всего получится где-то около 125 километров с общим набором высоты около 3 000 метров.



Тут отметим, Антон записал ответы в аудио-формате, и по голосу слышно было, как он на некоторые вопросы смеялся, отвечал с живым интересом и улыбкой, так будто бы мы разговаривали о чем-то очень личном и приятном для Антона, сидя за чашкой чая у него на кухне. Ну всё, не будем тянуть!


Три этапа позади, что чувствуешь, проделав такую огромную работу, где нет никакой «накатанной тропы» кроме организации этапа на Конжаке? Какие мысли перед четвертым этапом тебя посещают чаще всего?

Чувствую, что как-то всё очень быстро пролетело, не смотря на то, что прошло уже три года, и что на носу уже четвертый этап. И, на самом деле, сейчас я больше всего думаю о том, что мы будем делать в 2018 году, как будем продолжать ТрансУрал. Этот проект перерастает из одной идеи в нечто большое, становится большим, семейным, со своей атмосферой и смыслом, своим брендом.

Почему не удалось организовать финиш четвертого этапа ТрансУрала на берегу моря?

Потому что когда мы принялись за детальную разведку района и планировать 2017 год, то поняли, что бежать через весь Урал и не забежать на его высшую точку как-то неправильно, может быть кощунственно и не рационально. И когда я предложил группе бежать на Народную, все сначала были ошарашены, но потом сказали «Ну давай!». Проведение соревнований в том районе казался не реальным проектом. Это очень труднодоступный район. 130 км по практически бездорожью, вдали от цивилизации. Казалось, что туда ходят только вездеходы, и мы думали, что заброска туда 200 человек была нереальной идеей. Сейчас мы понимаем, что это возможно, туда ходят даже вахтовки, и организация становится вполне реальной. В 2017 будет Приполярный ТрансУрал, а не Полярный. Но до Северного ледовитого океана мы обязательно, однажды, добежим.

Насколько сильно изменялись трассы от первоначальной задумки?

У нас так происходит, что мы все готовим заранее. За год у нас уже есть маршруты трасс, все это прорабатывается. Генеральная разведка производится накануне исходя из погодных условий, текущей ситуацией, уровня воды. Много условий учитываются. Но принципиально маршруты не меняются. Я надеюсь, что те маршруты и планы, которые мы сейчас сформировали на Приполярный этап, останутся, и мы по ним побежим.


От чего ты отталкивался при разработке трасс ТрансУрала, что первостепенно?

В первую очередь мы стремимся показать участникам самые красивые места, дать возможность посетить знаковые места и вершины Урала. Главное - это красота трассы и возможность за короткий промежуток времени побывать в местах, где еще не были участники. За 4 дня посетить места, которые ты не видел и, возможно, никогда больше не увидишь. У нас нет приоритета загнать людей до посинения, убегать их «в хлам» как говорят. На самом деле нагрузка все равно тяжелая, нельзя сказать что это легкая прогулка, доступная каждому. Нет. Четыре дня по горам, по бездорожью с достаточным набором высоты. Если говорить о Приполярном Урале, он будет более беговой, там будут пробегаемые дороги и не сильно большой набор высоты. Это сделает передвижение по маршруту более скоростным. Мы не гнались за набором высоты или километражом. Мы исходили конкретно от района и учитывали то состояние участников, которое будет по прошествии дней с учетом накопленной усталости. Наши маршруты достаточно пробегаемы и преодолимы, скажем так, средним трейлраннером.

Каковы особенности рельефа ожидают участников четвертого этапа? Насколько сложный профиль трассы? Будут броды?

Этот район Приполярного Урала не похож не на один из этапов ТрансУрала, которые мы бегали ранее. Когда попадаешь туда, не можешь понять, где вообще оказался. Рельеф и пейзажи вообще не ассоциируется с Уралом Северным, Южным, Средним. Здесь нет леса, вся растительность ниже колена - карликовые березки, кустарники. Под ногами будут и камни, и дороги, и болота, и курумник, причем разный. Крупный, цветной, мелкий и подвижный. Очень разнообразные, живописные тропы и дороги. Броды есть, все речки горные, холодные, но преодолимы без всякого технического оборудования. Будет участок на снежнике, где мы будем провешивать перила для его преодоления. Дороги твёрдые, местами будут болотистые участки, т.к. это всё-таки тундра. Дороги твёрдые, местами будут болотистые участки, т.к. это всё таки тундра.

Что преобладает на трассе – твердые дороги или больше горных троп? Какой тип поверхностей будет в основном и какие кроссовки брать?

Я бы рекомендовал кроссовки для горной местности. Нужно рассчитывать, что под ногами много камней и твердая поверхность. И в то же время, будут участки сырые, где нужен будет хороший протектор. Однозначного ответа для всех поверхностей нет. Каменистые маршруты на спусках потребуют кроссовки с защитой ударов о камни. Нужно что-то устойчивое на скользких камнях. Salomon S-lab Wings, Asics GelFuji Trabuco – будут хорошо работать. Главное выбрать кроссовки, в которых камни не будут пробивать подошву. С хорошим протектором для грязи, для тех кому сложнее даются именно эти участки логичнее брать, наверное, Salomon Speedcross.


С чем связан перенос дат проведения с начала июля на конец августа? Какая погода там в это время?

Мы изначально его планировали на август, потому что июль – это самый не благоприятный период на Приполярном Урале. Июль здесь – это время гнуса, очень много мошек, комаров, мошкары. Без накомарника здесь невозможно находиться в июле. В конце августа уже иначе, наступают первые холода, гнуса уже нет. Это первая причина, а вторая – мы не хотим пересекаться с крупными российскими трейлами. Чтобы кто хотел - смог пробежать Суздальский и Приэльбрусский трейлы (GRUT и EWR), а затем закончить лето на нашей гонке.

Мы много совещались с местными, и все они говорили, что лучшее время для гонки – это конец августа. Не будет жарко, средняя температура днем 10-15 градусов, вечером +3-5. Может даже выпадет снег, будем надеяться, что успеем до снега. Но не будет мошкары.

В горах погода переменчива. Сложно что-то загадывать. Это место славится не самой благоприятной погодой. Часто ходят тучи, льют дожди, дует ветер – суровая горная полярная погода. Нужно готовиться хорошо и в плане снаряжения и кемпинга, бивака – это очень существенные вопросы на этапе.

Насколько сильно изменится список снаряжения, что будет добавлено?

Во-первых, мобильный телефон будет не обязателен, там привычная мобильная связь в принципе не работает. Единственное, что там работает – это спутниковая связь. Единственная связь на гонке – на пунктах питания у нас будет радиосвязь. Мы по всему маршруту на этих пунктах будем связываться с участниками. В плане снаряжения кардинально. список не будем расширять. Возможно, добавятся термобелье и штаны. Но, на самом деле, когда ты бежишь – это не так важно. Важно, когда ты идешь в плохую погоду – иметь хорошую непромокаемую куртку с капюшоном. Кроссовки важны горные.

По шкале от 1 до 10 насколько оценил бы сложность гонки, где 10 это совсем жестокая жесть вроде Tromso Skyrace?

Очень много будет зависеть от погодных условий. Сам маршрут технически не самый сложный. Я бы оценил в 6-7 баллов по пробегаемости, рельефу, техническим сложностям. Если будет туман, дождь – это будет сурово. Если будет светить Солнце и замечательная погода, то это будет прекрасная прогулка и гонка для участников.


С чем связан более жёсткий отбор и лимит участников? Сколько осталось мест?

У нас сейчас лимит 200 человек. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, это связано с доставкой. Мы забрасываем участников в базовый лагерь в течение двух дней вахтовками. Нужно ехать 6 часов по бездорожью и очень серьезному. А Инта – это совсем небольшой город, где не так много вахтовок.

Второе ограничение – это размещение. Мы в полевых условиях. Будем размещать на базе «Желанная» не более 100 человек, и больше половины участников будет жить в палатках.

Третье ограничение – это национальный парк, где есть определенные требования к пребыванию на его территории, и мы будем их придерживаться и соблюдать правила. Есть в правилах и ограничение по количеству туристических групп и посетителей парка.

Сейчас мы разыграли 180 слотов, по сути осталось 20 мест. Но у нас больше 250 заявок. Мы попытаемся конечно провести работу с парком и перевозчиками и попробуем расширить количество участников.

На фото Олега Чегодаева просто запредельные пейзажи. Ты вообще знал, что там настолько красиво? Бывал там раньше?

Нет, я не был там раньше и именно поэтому мне казалось это невозможным местом, чтобы доехать туда, а тем более вывезти туда более 200 человек. Но когда ты приезжаешь туда, то попадаешь в нереальные горные пейзажи и испытываешь нереальные ощущения. Но это стоит хоть раз увидеть 100%, в рамках ТрансУрала или просто так – запланируйте свое путешествие, приезжайте, это удивительное место.


Какие самые пейзажные места и достопримечательности будут открыты бегунам?

Там такой район - очень открытый. С любой горы в хорошую погоду открываются безумные виды. Самые крутые виды открываются с Народной и на подходе к ней, открываются виды на Манарагу и весь хребет, весь приполярный Урал. Сама вершина Народная – 1895 метров, остальные вершины около 1500м.

Насколько это дикие места? Там существует какое-то транспортное сообщение между этапами? Где вы жили во время разведки трассы и как долго она длилась?

Это очень труднодоступный район. Туда одна дорога до базы «Желанная», где мы будем базироваться, дальше тупик. И парк не разрешает кому-либо ездить дальше. Мы не будем никуда перемещаться с базы, все маршруты будут начинаться и заканчиваться в базовом лагере. Мы были на разведке 4 дня, нас было шестеро, погода дала пройти все маршруты, записать треки, и мы утвердили их на гонку.

Какие бытовые условия ждут участников забега?

Бытовые условия ждут участников различные. 100 человек мы разместим на базе. Это гостиница и общежитие, достаточно комфортабельные места. Здесь раньше был горно-добывающий поселок, здесь жили рабочие, их кормили и они там зимовали, работали, для них созданы хорошие условия.

Еще один тип комфортного размещения – это бараки. Это домики, они немного уже разрушаются, но там есть электричество, по крайней мере, есть окна и защита от дождя, ветра, еще есть кухня и печка. Спать в бараках придется на полу в своих спальниках. Таких мест будет около 50.

И третий вариант размещения, самый популярный – палатки и кемпинг. Мы постараемся сделать его максимально комфортным, сейчас не буду много обещать, но, по крайней мере, туалеты, умывальники будут. С баней вопрос открытый, но, надеюсь, что-нибудь придумаем.


Паста-пати у костра ожидается или что-то оригинальное? Как будет организовано питание на трассе или участников ждёт полная автономия?

Про паста-пати – оставим это в секрете. Мы готовим четвертый этап, финальный, поэтому, думаю, что отметим хорошей пати.

По питанию на трассе – всё по стандартам ТрансУрала, пункты через каждые 10-15км. На пунктах – вода, изотоник, чай скорее всего будет горячий, сухофрукты, фрукты, кока-кола – всё, что обычно было, всё будет.

Если не секрет, сколько нулей в стоимости организации такого эвента? ТрансУрал убыточен или окупается?

Нулей много, это я сразу скажу. Когда мне такой вопрос задают, я отвечаю, если всё делать «по честному», условно, за всё платить, как за нормальную работу – учитывать труд волонтеров и организаторов, оплачивать работу директора гонки), то это был бы не прибыльный проект. Если научиться оптимизировать это, то можно сказать, что мы в плюсе. Проект, наверное, больше социальный: мы не преследуем коммерческих целей, нам практически не помогает государство, нет спонсоров, которые покрывают организационные расходы. Весь ТрансУрал Мы делаем на своем энтузиазме и стартовых взносах участников.

Насколько охотно спонсоры выделяют деньги на проведение и вообще есть ли эти спонсоры? Какую часть сметы составляют взносы участников?

Сложилась практика, что спонсоры денег не дают. Дают призы, свою продукцию и товары, но живых денег нет. Все идет за счет взносов, поэтому они у нас такие существенные.

Какие призовые ждут победителей? Будет что-то вроде квадроцикла, как в этом году? И откуда он вообще взялся?

Призовой фонд формируют спонсоры, получается фонд порядка 400 тысяч рублей. Это призы, подарки, сертификаты. Что-то особенное обязательно придумаем, не только победителям, но и участникам. Это я не буду сейчас разглашать. По поводу квадроцикла – это история марафона Конжак, это приз их спонсора. Раньше даже, помню, как-то машину давали. Ну Конжак имеет двадцатилетнюю историю, а ТрансУралу пока четвертый год. Надеюсь, мы однажды дорастем до того уровня, чтобы раздавать машины. Почему нет?


Что тебя мотивирует проводить настолько крупный, если не сказать грандиозный и сложный проект? Какое место или часть твоей жизни занимает ТрансУрал? Ты кричишь это слово во сне?

(Вздыхает, пауза…) ТрансУрал – это… По крайней мере, сейчас – это огромная часть моей жизни. Когда, я представляюсь по телефону, говорю «Антон Жиганов, ТрансУрал», т.е. уже ассоциирую себя с этой гонки. ТрансУрал – это я, все мои идеи я воплощаю там. Мне не нужно себя мотивировать заниматься этим.

Мне хочется сделать гонку мирового уровня. Хочется, чтобы ТрансУрал перевернул сознание людей, что возможно вот так заниматься спортом, жить так. Хочется осозновать, что мы этим проектом большому количеству людей дали цель на четыре года. Вот это очень здорово! Это наверное, одно из самых главных, что мотивирует меня заниматься ТрансУралом.

Я уже чувствую ответственность за тех людей, которые подержали мою идею, и участников забега и команды организаторов. Это уже большая часть моей жизни.

Однажды, мой сын, когда ложился спать, сказал «Папа, спокойной ночи. Спокойного.. ТрансУрала.»...

Сам то хотел бы пробежать вместе со всеми четвертый этап? Может получится кому-то делегировать дела на момент проведения?

Конечно хотел бы!!! В этом году на этапе мне моя команда преподнесла грандиозный подарок, позволив пробежать его. Это, наверное, был лучший подарок за последние годы, когда получилось пробежать гонку вместе с участниками! Я надеюсь и буду очень счастлив, что и на четвертом этапе получится пробежать.

Приоткрой завесу тайны. Пятый ТрансУрал будет?

Сейчас мы этот вопрос обсуждаем. Есть мысли, начать и сделать следующий проект ТрансУрал пятилетним. Т.е. пять Уралов – пять лет, и по-настоящему пробежать по всему Уралу, каждый этап – на новом Урале.


Автор безумных по красоте фотографий в материале - Олег Чегодаев
Большой фотоальбом с разведки


Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Александр Ивакин

Редактор и со-основатель проекта Mountain-race.ru.

Бегаю трейлы, скайраннинг и пишу об этих видах спорта с 2012 года.

www.instagram.com/aivakin