18 февраля 2019

​Трейлраннинг в России. Анализ рынка, проблемы, пути решения, перспективы развития и популяризации спорта на 2019-2020е годы.

Подводя промежуточные итоги четырех лет работы сайта mountain-race.ru, семи лет моей деятельности в индустрии, а также работая над заполнением нашего календаря на 2019 год, мне захотелось провести анализ нашего рынка, спрогнозировать курс развития и озвучить актуальные проблемы и тренды российского трейлраннинга, в которые мы все, кто участвует или работает в сфере вовлечены так или иначе. В статье есть конкретные предложения. Мне видится, пока что горизонт развития лишь на ближайшие 2-3 года, при условии, что нас не накроет очередная волна неведомой политической оказии, которая способна опрокидывать все рынки разом, кроме рынка производства и продажи оружия и медикаментов.

Содержание статьи:

Глава 1 - Обзор рынка российского трейлраннинга

Глава 2 - Актуальные проблемы

Глава 3 - Пути решения

  • Тренды Digital в трейлранниге
  • Офлайн-активности
  • Резерв будущих чемпионов
  • Работа с ценами на слоты
  • Выход в массы
  • Входные предложения
  • Безопасность и качество

    Эпилог

ГЛАВА 1. ОБЗОР РЫНКА

Но прежде, чем мы займемся этим, подведу некоторый промежуточный итог развития предыдущих лет 5-7 и расскажу, что есть на данный момент, как точка, от которой мы все бежим в светлое будущее:

  • Трейлраннинг - суб-культура такого общего понятия, как бег. По природе своей - любительская и ценности транслирует, прежде всего, любительские.
  • Трейлраннинг - официальный вид спорта в дисциплине Легкая Атлетика. Со всеми вытекающими последствиями. Кому-то до фени, кого-то касается лично, кто-то уже жалеет, кто-то рад. Но нам с этим жить и работать.
  • Количество участников трейлов на данный момент относительно участников всех пробегов в стране составляет примерно 5-7%. Количество растет постепенно, медленно, однако процент остается примерно прежним, т.к. и общая масса участников соревнований и бегунов в целом также не стоит на месте.
  • Большинство трейлраннеров России с опытом от 0 до 2х лета бега, по пересеченке бегают только отечественные старты и не выезжают за границу. Большинство из них предпочитают серийные забеги от одного-двух организаторов. Они видят только тот уровень трейлраннинга, который им предложен.
  • Ядро активной целевой аудитории с опытом 3-6 лет уже участвовало в большинстве трейлов “высшей лиги” России, “глубоко в теме” и НЕ является целевой аудиторией большинства забегов, ровно, как и их партнеров. Это связано с большим кругозором и опытом сравнения европейского уровня организации с российским. Этот сегмент чаще старается выбирать только известные гонки России с проверенными организаторами.
  • Примерно 60% трейлраннеров, попадающих в поле зрения, проживают в Москве и Санкт-Петербурге и являются платежеспособной частью сообщества. При этом редко отправляются на трейлы за пределы региона проживания и ареала обитания. Для выезда на трейл в другие регионы или страны им нужна интересная мотивация и “вызов”. Многие убеждены, что меньше, чем для ультра-дистанции ехать в другой регион не имеет смысла, что является одной из причин развития дисциплин “ультра”.
  • Жители Урала, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки в подавляющем большинстве участвуют только в стартах, проводящихся на Азиатской части России по причине высокой стоимости перелетов, проживания относительно среднего уровня доходов.
  • В регионах зарождается большой пласт трейлраннеров/скайраннеров, благодаря развитию региональных серий и стартов, частных секций, клубов, школ по бегу. Скрещиваются аудитории региональных соревнований разных дисциплин. Большинство из них также участвует только в местных пробегах, воспринимая это, как отдых выходного дня и ЗОЖ.
  • На данный момент в России существует более 20 серий регионального масштаба, составляющих более половины календаря всех трейлов России.
  • Точки (старты) входа в соревновательный трейлраннинг - простейшие региональные старты и общероссийские пробеги с дистанциями, доступными для начинающих с равнинным рельефом или минимальными по меркам трейлраннинга горным рельефом (чаще до 1200м+). Исключение - эксперименты организаторов смежных дисциплин в горных или других природных условиях с приводом их аудитории в трейл. Триатлон, гонки героев, классический шоссейный бег, гонки с препятствиями, соревнования, привлекающие аудитории фитнес-клубов, рельефные асфальтовые забеги, беговые лыжи.
  • Подавляющее большинство соревнующихся трейлраннеров имеют возраст от 30 до 45 лет. Трейлраннинг - возрастной спорт в силу стоимости участия, экипировки, логистических расходов. Отсюда, в России полное отсутствие юниорского резерва, подготовленного для выхода в элиту мирового трейлраннинга. Все потенциальные будущие призеры находятся в смежных дисциплинах - горный бег, средние и длинные дистанции на асфальте, кросс. Лишь единицы молодых спортсменов до 21 года проявились конкретно в трейлраннинге за последние несколько лет.
  • Среднестатистический российский трейлраннер имеет уровень подготовки в районе 200-400PI - это основная масса.
  • Трейлраннинг успел созреть и встать на рыночные рельсы развития, где каждый голосует рублем и ногами, т.к. “капкан” включения Трейла в официальные виды спорта ЛА не успел захлопнуться раньше времени, как это произошло со скайраннингом. Отсутствие централизации реально влияющей власти в лице Минспорта, бюрократии, каких-либо точек контроля и надзора, в первые годы становления российского трейлраннинга дало огромное пространство для маневров десяткам предприимчивых организаторов, имеющих свободные взгляды на то “как должно быть” и бизнес-мотивацию, которой у большинства организаторов скай-гонок увы, не оказалось. Единственные попытки регулирования ситуации и создания прозрачных механизмов контроля проведения и качества трейлов предпринимались инициативной группой лиц, создавших РАТР - Россиийская Ассоциация Трейлраннинга (ныне НАТ), действия которой привели к включению Трейла в реестр Минспорта, а также созданию и включению правил проведения Трейлов IAAF в отечественные правила легкой атлетики.
  • Главным последствием официализации Трейла, пока что, можно считать проведение первого Чемпионата России по трейлраннингу в рамках марафона Конжак в июле 2019 года. Удивительно, что за годы становления трейла, из двух сотен забегов, самым лучшим претендентом на это остается легендарный уральский марафон, который вряд ли когда-то рассчитывал на такие регалии, хотя в свое время уже успел побывать Чемпионатом России по скайраннингу.
  • 200 трейлов - количество стартов по трейлраннингу в России, попадающих в поле зрения сайта mountain-race.ru на данный момент, всероссийского, регионального, городского уровней. Из них в календаре Mountain-race.ru более 140 (мы ожидаем информацию от организаторов). Это в среднем примерно по 3-4 старта каждую неделю по всей России, но с реальной концентрацией в период с мая по конец сентября.
  • На увеличении числа трейлов, кроме появления серий, сказался тренд зимних трейлов, ранее существовавший в “народном фольклере” под видом зимних марш-бросков и любительских групповых тренировок. С декабря 2018 по март 2019 в календаре mountain-race.ru значится около 30 зимних трейлов.
  • Полную заполняемость стартовых створов имеют лишь самые топовые гонки и региональные гонки с небольшими лимитами.
  • Среднее количество участников одного старта, очень приблизительно 200 человек на старт. Но это не значит, что примерное число участников трейлов в России 40000 разных человек. Их естественно меньше по причинам, описанным выше. Стартуют одни и те же люди.
  • Реальный объем стартующих трейлы по моим примерным прикидкам - 10-13 тысяч человек, может больше, может меньше. Люди, не попадающие в это число, бегающие для себя, никак не проявляющие свои интересы в соревновательном плане. Подвести общий итог по сумме бегающих людей по пересеченке довольно сложно, т.к. сюда можно смело добавлять огромную армию ориентировщиков, участников гонок с препятствиями, мульти-гонщиков, рогейнеров. Некоторая ротация участников между этими дисциплинами присутствует, но слабо, большинство привержены к своим дисциплинам.
  • Предыдущие пункты рождают закрытое или, иногда, открытое конкурентное противостояние команд организаторов, особенно крупных серийных стартов. Вместо здоровой ротации участников между стартами и сериями, организаторы серий стараются удержать клиента и привлечь новых, выстраивая свои календари и дистанции под вполне обычную бизнес-задачу.
  • Исходя из уровня подготовки большинства трейлраннеров (200-400PI), ротация участников между сериями гонок, которые часто включают в себя большие и сложные ультра-дисциплины, а также их выезд в другие регионы и за рубеж, невозможна не только по причине низкой платежеспособности жителей регионов, но и из-за их неготовности быстро восстановиться и поехать туда, где, возможно, они бы и хотели поучаствовать. Отчасти, отсюда - низкий кругозор и опыт сравнения стартов, однобокость суждений и оценки качества.


    (фото Тимофей Лесняк)

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Подводя промежуточный итог всего, что мы с вами натворили за прошедшие 5-7 лет в сухом остатке можно выделить несколько проблем, которые в ближайшие годы нам предстоит решить.

  1. Предложение больше спроса. Трейлраннинг до сих пор не перешел в ряд массовых видов спорта, а количество стартов только растет. Конкуренция между стартами идет не только за участников, но и за спонсоров. Стартовые створы на многих гонках не заполнены до конца и убыточны для организаторов.
  2. Отсутствие резерва молодых талантов для конкуренции на мировом уровне. Через 10 лет при отсутствии притока молодой амбициозной крови отечественный трейлраннер “будет уже не тот”.
  3. Рост цен на трейлы не способствует увеличению массовости и ротации людей между относительно бюджетными региональными стартами и крупными российскими гонками.
  4. На данный момент качество отечественного трейла отвечает лишь представлениям организаторов, как должно быть в рамках видения их проекта. Не во всех случаях соблюдаются рекомендации, прописанные в статье 252 свода правил IAAF, касающихся организационных вопросов, безопасности и решения судей в определенных ситуациях.

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Из всего выше перечисленного, я осмелюсь обрисовать цели, задачи и инструменты, которые, вероятно, будут внедряться в ближайшие 2-3 года, а что-то из этого уже планируется или вводится на некоторых гонках. Возможно, что-то из этого - мои утопические представления, но хотелось бы верить.

Глобально, цель перед российским трейлраннингом сейчас одна - скачок увеличения аудитории бегающих трейлы людей. Я не слишком верю в историю о том, что все идет и развивается своим чередом, как бы само. Успех трейлраннинга, если он и есть - это инициатива массы креативных и предприимчивых людей, которых у нас много.

Популяризация трейла - это ответ на проблему №1 (Предложение больше спроса). У людей прежней формации, воспитанных на ценностях до перестроечной эпохи, часто бытует мнение - PR и реклама - последнее, гнилое дело. Однако, реальность такова, что реклама - двигатель торговли, а организаторы трейлов - продавцы своего продукта. Да, разумеется, нам в России повезло видеть гонки, которые качеством продукта могут без рекламы за несколько дней продать все слоты. Но таких - единицы, а календарь российских трейлов, напомню, составляет приблизительно две сотни забегов.

Нам же предстоит за два года вырасти от, примерно, 10000-13000 человек в 2-3 раза, чтобы постараться закрыть потребности в заполнении стартового створа и выведения бюджетов гонок из глубокого минуса, без необходимости поднимать цены на слоты. Эту ситуацию мы видим по факту уже не первый год даже на великолепно организованных забегах, выживающих, чаще, за счет спонсоров и еле сводящих концы с концами.

Что нужно делать для популяризации? Далее разберем инструменты, разделив их на digital-инструменты (куда без них) и реальные дела.

Для начала, нужно понимать, чьими силами развивается трейлраннинг на данный момент:

  • Организаторы гонок
  • Спонсоры
  • Спортсмены
  • СМИ
  • Государство

И для кого все это делается. Разделим аудиторию на возрастные сегменты.

Молодые спортсмены 11-24 года, особенно 11-17 лет.

Целевая Аудитория Трейла - 25-44 года

Мастера - 45 лет и больше

Все мероприятия, описанные далее, будут направлены на популяризацию трейлраннинга в этих сегментах.

ТРЕНДЫ DIGITAL В ТРЕЙЛРАННИНГЕ
Онлайн-инструменты популяризации хороши тем, что работают на все аудитории, вопрос начинки и подачи.

Контент-маркетинг. Прогрессивные забеги будут сосредотачиваться на создании полезных, качественных, интересных, красивых материалов. На данный момент только самые топовые по уровню организации гонки производят собственный контент и потому имеют большой медийный охват. Большая доля контента лежит на спортсменах и СМИ. Лишь целевые спонсоры из индустрии также работают над контентом о трейлраннинге или около него. Съемки фильмов, роликов, лайф-стори, статьи, публикации в СМИ в ближайшем и в будущем будут создаваться самыми заинтересованными сторонами. Качественный копирайт и SEO контента позволят конкурировать с контентом более популярных видов спорта.

Онлайн-трансляция забегов. Попытки вещания разрозненных потоков в ближайшем будущем в России силами инициативных организаторов с привлечением технического оснащения и рук и ног перерастут в полноценную онлайн-трансляцию. На данный момент многое упирается не только в деньги или техническую сложность, но и в зону покрытия сигнала мобильных операторов, через которое должно вестись вещание. Такую трансляцию можно будет увидеть на относительно равнинных забегах вблизи городов с хорошим покрытием сигнала. В горах России всё сильно сложнее и возможно лишь с использованием переносных станций операторов, что сильно удорожает гонку и ляжет на плечи либо спонсоров, либо на мобильных операторов, если им это вообще интересно, хотя с точки зрения их же маркетинга - это могли бы быть для них имиджевые проекты. Потенциально в горах сейчас можно реализовать на Красной Поляне, хотя и не везде, частично в Приэльбрусье. Возможно, где-то еще. Первая такая трансляция будет большим прорывом.

Привлечение СМИ разного калибра. Разумеется, работа с теле-каналами существенно увеличивает охват, что важно для спонсоров. Конечно, многие трейлраннеры телевизор не смотрят, но потребители продукции спонсоров - смотрят. Грамотная интеграция спонсора в забег и в контент СМИ позволит показать хорошие результаты. Например, история с безалкогольным пивом на ТрансУрале, которую показали по телевизору в весьма выгодном свете. Работа с нишевыми СМИ, вроде нашего сайта, это работа над имиджем гонок или спонсоров, а также влияние на прямые продажи слотов и продукции. Наш календарь работает не только как информационная площадка, но и как SEO-инструмент. По запросу названий большинства гонок России наш календарь или материалы сайта всегда находятся в топе выдачи поисковых систем.

Платная реклама - таргетинг, ремаркетинг, баннерка, ссылки, рассылки по базам данных, проплаченные публикации контента в СМИ и крупных сообществах. Всё работает, важно выбрать верный канал и правильно подать.

Интеграция в ведущие социальные сети. Безусловно, именно распространению контента через социальные сети трейлраннинг обязан своему бурному росту. На данный момент большинство трейлов присутствуют в сетях, хотя их возможности используются по мере наличия и смекалки организаторов или их SMM. Уже не первый год максимальный охват и показатели вовлеченности показывает Instagram. Его возможности проведения удобных прямых эфиров с мероприятий, запись сториз, а также IGTV, возможности рекламного продвижения помогают многим бизнесам. Опять же - вопрос качества контента.

Конкурсы в инстаграме среди известных спортсменов, блогеров и селебрити для привлечения новой аудитории, которая потенциально была целевой. В нашем случае - привлечение олимпийского чемпиона по лыжам, упругой фито-попы, супер-известного шоссейного бегуна к раскрутке вашего трейла. Не за просто так, конечно. Если хотите, можно назвать это амбассадорством, по нашему скорее - агенты влияния. Не всегда при этом ему надо становиться амбассадором. Логично подключать таких людей, у которых больше 30К подписчиков, которые при этом не накрученные боты, а живые люди.

Вирусные технологии. С этим элементом сложнее, запустить намеренно вирус довольно проблематично, но практика Salomon Wild Trail, который еще даже не состоялся, показала успешный пример вирусного охвата огромной части трейловой аудитории за счет удачного посева и стечения обстоятельств.

Так или иначе весь этот инструментарий можно крутить вокруг одного и того же повода, взаимно дополняя рычаги воздействия на аудиторию, усиливая позиции бренда в сети.

Открытость информации. В сфере онлайн-коммуникаций я бы выделил еще одну характерную черту российского трейла, которую сложно назвать проблемой, это скорее, трудно объяснимые для большинства решения некоторых организаторов по части информирования своих клиентов. Например:

  • Затягивание публикаций треков соревнований. Сложно ответить на вопрос, почему кто-то должен платить немалые деньги за участие, не зная даже приблизительно маршрут, по которому предстоит бежать, и выбор делать основываясь на рекламных обещаниях организаторов, что “будет круто”, по сути покупая кота в мешке. Треки нужны для принятия решения ехать на старт или нет, и нужны они в свободном доступе задолго до того, как закроется регистрация. В ближайшем будущем стоит определиться со рекомендованным временем крайнего срока публикации треков.
  • Проблемы с донесением важной, актуальной информации для участников - переносы, новые КВ, изменения трасс и актуализация метеорологических данных. Всё это должно быть донесено своевременно для принятия участником тех или иных решений. Брифинги посещают не все, связь есть не всегда, интернет на месте проведения соревнований также нередко полностью отсутствует. Необходимо определить не только средства коммуникации, но и крайние сроки донесения важной информации, влияющей значительно на поведение спортсмена и его безопасность на дистанции. Возможно, это генеральная информационная брошюра, выдаваемая в стартовом пакете.

ОФЛАЙН-АКТИВНОСТИ (РЕАЛЬНЫЕ ДЕЛА)

Далее, я перечислю перечень мер, которые, возможно, будут внедряться, как инструменты популяризации в реальном мире, но информация о них, также будет транслироваться посредством онлайн-информирования.

РЕЗЕРВ БУДУЩИХ ЧЕМПИОНОВ

Молодняк. Речь о спортсменах младших возрастных категорий.

В легкой атлетике это:

- подростковая группа (мальчики и девочки 11-13 лет);

- младшая юношеская группа (мальчики и девочки 14-15 лет);
- старшая юношеская группа (мальчики и девочки 16-17 лет);
- группа взрослых (мужчины и девушки с 18 лет).
- подгруппа юниоров (мужчины и женщины 18-19 лет);
- подгруппа молодежи (мужчины и женщины 20-22 года);

В этом пункте предлагаю разобрать возможные варианты решения проблемы №2 - “Отсутствие резерва молодых талантов для конкуренции на мировом уровне.” Да, мы видим множество примеров элиты, кому за 40+, но это единицы и речь чаще всего об ультра-раннинге. Раз уж мы с вами стали официальным спортом, то давайте говорить за спорт, то есть за соревнования скоростей спортсменов. А высокие скорости в трейлраннинге достигаются на гонках 15-45км. И на данный момент в России нет ни одного спортсмена возрастом до 24 лет, кто бы мог противостоять молодой элите скай/трейлраннинга Европы и бороться с ними за призовые места, т.к. для этого нужно иметь PI>850. Уверен, что не стоит пояснять, что такая категория спортсменов - это будущее российского трейлраннинга, как в краткосрочной, так и в длительной перспективе, т.к. через 10-20 лет они также пойдут конкурировать на ультра-трейлах.

Что делать:

  • Вводить на трейлах бесплатное участие для лиц до 18 лет и внедрять возрастные категории. Для детей до 11, это скорее фан и ЗОЖ, а вот начиная с 11 лет можно говорить о чем-то серьезном. Участие должно быть открытыми для всех детей без бюрократических проволочек со стороны федераций, где те уже могут числиться. Приоритетным направлением для рождения будущих звезд будут именно забеги в среднегорье.
  • Создать любительский детско-юношеский Кубок по трейлраннингу, старты которого будут проходить в рамках “взрослых” забегов. По итогу года выявлять сильнейших и создавать первые сборные молодежные команды для будущего участия в молодежных ЧМ и ЧЕ по скайраннингу или трейлу, и далее выхода на мировой уровень. Финансирование таких команд - отдельная тема для обсуждений. Блестящий пример "вытаскивания" новых звезд - проект Salomon Young Guns, которая открыла миру невероятно быстрых молодых бегунов Remi Bonnet, Jan Margarit Sole, Davide Magnini, которые не достигнув 20-летнего возраста, уже бегали на уровне 900PI.
  • Перетаскивать молодняк из смежных дисциплин - бега по шоссе, дорожке, горного бега, ориентирования. Демонстрировать перспективы развития именно в трейлраннинге. Давать понять спортсменам, что в наше время ждать денег на жизнь от Федераций, если твой вид спорта - не олимпийский, бессмысленно. Нужно действовать самим и продвигать себя, создавая личность, приносящую пользу обществу. В трейлраннинге, на данный момент одни из самых больших перспектив. Да, многие на этапе 18-24 все еще стараются реализовать свой спортивный потенциал, и действительно, у сильнейших представителей видов есть перспективы в их дисциплинах. Это значит, что потенциально талантливых трейлраннеров можно искать среди не самых, казалось бы, выдающихся спортсменов, не достигших славы, и возможно, теряющих время в ожидании успеха на высоко-конкурентной почве.
  • Создать доступную ценовую политику для стартующих студентов и аудитории до 24 года включительно. Категория 21-24 года самая неплатежеспособная, но именно она самая быстрая. В конце концов, вводить оплату слота в рассрочку или скидку. Трейл ценой 4000-7000р - это в большинстве случаев неподъемная стоимость для учащихся и только начавших работать молодых людей.

РОСТ ЦЕН НА ТРЕЙЛЫ

Целевая аудитория 25-44 года и 45+

Предыдущим пунктом обсуждения проблем молодняка мы плавно перетекаем к проблемам взрослых трейлраннеров, и в первую очередь - это низкая платежеспособность бегунов в регионах, влияющая на развитие массовости не самого дешевого вида спорта с постоянно растущей стоимостью слотов, как экономический тормоз.

Первый этап популяризации трейлов среди рабочего взрослого населения - создание лояльной ценовой политики на трейлах. Поэтому, сейчас особо востребованы региональные, пока что, бюджетные серии стартов и мы видим повсеместное их появление, как ответ на запрос - посоревноваться дёшево.

Что может быть внедрено в ближайшее время для снижения стоимости слотов:

  1. Оплата слота в рассрочку, например, с фиксированной предоплатой
  2. Снижение стоимости участия за счет минимизации издержек, например, добровольный отказ от сувенирки, медали финишера, паста-пати и пост-финишного обеда, переход на полу-автономность участия с отказом от забросок, поддержки на ПП. Т.е. сделать сервис трейла максимально опциональным, с начальным “аскет-пакетом” (на ходу придумал, можно забирать термин), а все остальное - довешивать за отдельную плату, формирующую итоговую стоимость слота. Да, это усложнит экономику забега, но сильно поднимет имидж забега в глазах перспективной массы.
  3. Введение скидки постоянному участнику или карты лояльности на все забеги вашей серии или одного забега, а также продукты партнеров.
  4. Введение скидок многодетным и прочим лицам, претендующим на социальные льготы.
  5. Снижение цены на “входные дистанции”, с учетом реализации пункта 2 или без него, возможно за счет титульных спонсоров входной дистанции. Стоимость входной дистанции должна быть привлекательной для масс.
  6. Входные дистанции с претензией на массовость должны иметь минимум требований по дорогостоящей экипировке для трейлраннига. Кроссовки, футболка с шортами, ветровка+спас одеяло в горах или дешевый дождевик, запас еды и воды - такого снаряжения должно быть достаточно.
  7. Скидки в местах проживания участникам входных дистанций по договоренности с владельцами. Это большая и хорошая реклама для них. Если возможно, скидки на проживание всем участникам.
  8. Скидки на централизованные трансферы, возможно, за счет спонсоров.
  9. Создание привязки цены слота к фиксированной ставке у.е. “за километр” гонки, что могло бы сбалансировать рынок трейлов и сделать конкуренцию более честной, где участник выбирал бы качество, а не стоимость.

Второй путь популяризации - выход в массы. Трейлраннинг должен знакомиться с людьми в живую.

  1. Участие трейлов в Экспо и выдаче асфальтовых забегов, стенды, презентации, трансляция видео о ваших забегах.
  2. Проведение открытых тренировок, лекций, представителями команды организаторов, амбассадорами, или спортсменами-победителями ваших забегов в тех местах, где эта информация могла бы быть интересна - фитнес-клубы, паркраны, городские беговые сообщества
  3. В рамках трейлов, примыкающих к городам можно, и даже нужно устраивать забеги по асфальту. Трейлом это называть не нужно, но тем самым можно скрещивать аудитории и однажды привлечь этих людей с асфальта в трейл. Перетаскивание людей с асфальта - одно из самых значимых действий для увеличения числа трейлраннеров. Кто знает, возможно, вокруг таких дистанций аудитория соберется еще сильнее, полюбив ваш проект.
  4. Размещение рекламы в местах скопления ЦА - фитнес-центры и спортивные секции, рекламные носители в местах скопления бегунов - парки, набережные.
  5. Проведение трейлов в крупных городах, приуроченных к городским праздникам, День Города, День Победы с привлечением к организации муниципальных властей и их влияния на горожан.
  6. Забеги могут проходить на глазах у людей, если проложить маршрут частично по городу и заранее рассказать горожанам о том, что в их городе будет происходить нечто, что определенно стоит внимания, попросить поддержать спортсменов.
  7. Создание экологических акций с привлечением бегунами и организаторами забегов к проблеме мусора, экологические пробеги, плоггинг. Важно донести до участников соревнований, что оставление мусора на трассе влечет за собой не только штрафные санкции, но и кару небесную до 12-го колена всего семейства.
  8. Информирование горожан о том, что в парках их городов есть место для бега. Банально, но таблички на входах в парк с бегущим человеком или его силуэт, нарисованный на дереве, привлекает внимание. Здесь можно бегать - это должно быть известно каждому человеку, живущему рядом с парком. Помимо этого, можно организовывать разметку троп, если это позволяют местные власти. В качестве разметки может служить краска на дереве вдоль тропы. Создание понятной и простой беговой инфраструктуры городского трейла делает его намного ближе к обычным людям.
  9. Создание вокруг трейла фестивальной истории с развитием тем музыки, арт, живописи и прочих популярных течений, привлекающих внимание людей и СМИ.

    (фото Shona Stephenson)

Третий этап - создание предложения для входной аудитории.

Так сложилось, что нередко аудитория неофитов, в силу современных убеждений успешного человека, не мелочится при выборе забегов, и если раньше стоящим достижением был марафон, то сейчас архи-важно быть ультра-раннером. Но ультра-трейл никогда не был “входной” дистанцией. Бег стоит для начала полюбить и ввести его в привычку, и чтобы это сделать - начинать нужно с относительно небольших и очень хорошо организованных дистанций, чтобы атмосфера трейла навсегда запала человеку в душу, а рост амбиций в сторону ультра-трейлов был плавным и не форсированным, во избежание проблем со здоровьем и разочарований в себе.

  1. В рамках любого ультра-трейла или марафона имеет право быть входная дистанция с доступными параметрами. Благо у нас в России с этим более менее всё в порядке, но есть куда стремиться.
  2. Входная дистанция должна быть выгодной с точки зрения стоимости слота и явно отличаться по цене от ультра-забегов. Желательно донести до неофитов, что выбор дистанции по принципу “еду издалека, поэтому только ультра” - это чреватая проблемами тактика.
  3. Логично также создавать “входные забеги” отдельно от вашего основного трейлового старта, чтобы выращивать аудиторию в одном проекте и переводить ее в другие. Например, успешные серийные трейловые проекты в регионах имеют свои асфальтовые забеги для создания массовости. Аналогично и с крупными трейлами, которые могут создавать локальные простые забеги отдельно от “флагманских” трейлов.
  4. В рамках больших ультра-трейлов, если это возможно, делать дистанцию ультра с минимальными параметрами и четко обозначать ее в формате “твоя первая ультра”. Люди должны понимать, с чего стоит начинать ультра-бег. Например, 50-60км с лояльным набором высоты 300-1500м+ летом без технической сложности - это то, с чего стоит начинать свой путь ультра-раннера. Тропы в таких дистанциях стоит делать пробегаемыми, понятными и логичными без препятствий в стиле внезапного болота, труднопроходимых дебрей и прочего. К счастью, многие забеги так и делают. Задача организатора сейчас чаще состоит в том, чтобы при необходимости переориентировать на нее не готового к большей дистанции бегуна.



    (фото Тимофей Лесняк)

БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО

Пункт 4 правила 252 свода правил IAAF (1 стр , 2 стр.)

“Организационные комитеты соревнований по кроссу должны обеспечить безопасность спортсменов и официальных лиц и должны иметь план обеспечения здоровья, безопасности и спасения во время бега, включая средства предоставления помощи спортсменам и другим участникам, попавшим в беду” (с)

Единственный инструмент контроля качества трейлов сейчас - реальная обратная связь от участников, которая не всегда воспринимается, как сигнал к переменам. На данный момент потребитель голосует рублем, выбирая, забег по душе, осведомленности о других забегах и по тому, насколько красиво себя преподнесет организатор того или иного действа. Но это, как вы понимаете, до первого трупа на забеге, и если трейлраннинг будет популяризироваться (а он будет), то риск появления плохо готовых к природным условиям людей на стартах вырастает. Пока что Трейлу везет, все живы, хотя и не всегда здоровы, но сигналы от матери-природы поступают частенько о том, где мы находимся и какого мы размера по сравнению со стихией.

В ближайшем будущем для всех будет полезно выработать ряд рекомендаций по действиям организаторов и судей в определенных ситуациях для сохранения качества и безопасности трейла, а также закрепить их в правиле 252 IAAF.

  • Определение понятия “форс-мажора в трейлраннинге” и составление списка ситуаций. Определение критериев оценки их критичности, в которых от судьи и организатора требуется четкое решение, порой не популярное, как то: перенос времени старта, изменение маршрута дистанции, остановка соревнований, снятие участников с дистанции, дисквалификация. Составление рекомендательного списка - в какой ситуации, как действовать.
  • Составить лист рекомендаций для волонтеров, работающих на трейлах по действиям в форс-мажорных ситуациях и других случаях, где на кону безопасность участников и самих волонтеров.
  • Проведение оценки компетенций судей российского трейлраннинга (для этого, скорее всего понадобится создание тестирования), с выдачей обратной связи и рекомендациями по повышению квалификации.
  • Создание правил и рекомендаций нанесения разметки для однозначного трактования участниками и правил снятия разметки для экологической безопасности.
  • Создание рекомендаций по составлению дизайна трасс соревнований для избежания появления спорных ситуаций и неоднозначной трактовки разметки, для соответствия правилу 252 и снижению неоправданных рисков.
  • Создание рекомендаций по определению КВ на дистанциях, их изменениях при форс-мажорах.

Фактически, это создание мануала по безопасности и качеству проведения трейловых соревнований для организаторов, судей и волонтеров, помогающий им ориентироваться при принятии тех или иных решений.

ЭПИЛОГ

Пока, Трейлраннинг, к счастью одних и к сожалению для других, сам по себе. И решать мы можем всё сами, т.к. нам (вам) ВФЛА любезно дала карт-бланш на развитие дисциплины своими силами и не особо вмешивается в дела.

Подчеркну, что эти решения нужны не для жесткой стандартизации, чего боялись многие адепты “тру-трейла” и я в том числе, а наоборот, чтобы трейлраннинг оставался честным, свободным и открытым видом спорта с теми ценностями, которые в него заложены. Чтобы мы имели лицо и гордо говорили “Я - Трейлраннер”.

Должен вам сказать, в мире легкой атлетики Трейлраннинг как такового “лица” или имиджа не имеет до сих пор, никто нас всерьез не воспринимает, по большому счету, и на то есть основания. Но вовремя исправить положение дел мы в силах и дать резкий толчок развитию любимого спорта.

Телеграм-канал @mountainrace!
Актуальные новости трейлраннинга и скайраннинга, обзоры, интервью, блоги
Подпишись!
Александр Ивакин

Редактор и со-основатель проекта Mountain-race.ru.

Бегаю трейлы, скайраннинг и пишу об этих видах спорта с 2012 года.

www.instagram.com/aivakin